Проблема использования информационно-коммуникативных технологий людьми с ограниченными возможностями здоровья подавляющим большинством исследователей связывается с дистанционным обучением и инклюзивным образованием. Такая связь вполне объяснима тем, что в Российской Федерации на протяжении длительного времени решается проблема включения в образовательную среду детей с особыми потребностями. Решение данной проблемы потребовало разработки соответствующей теоретической базы, поэтому литературы, посвященной использованию информационно-коммуникативных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно много. При этом совокупность людей с ограниченными возможностями здоровья не исчерпывается только данной категорией. Так сегодня в Российской Федерации проживает около 13 млн. людей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 9,1 % от общей численности населения. У 60 % россиян старше 50 лет — серьезные проблемы со зрением, каждый пятый страдает глаукомой. Число инвалидов по зрению в России составляет до 500 тысяч человек, 20 % из них являются инвалидами с детства. От воспалительных заболеваний ежегодно нарушается зрение у 4 миллионов россиян. Из них, по данным из разных источников, до 1,5 млн. человек составляют дети. К основным причинам детской инвалидности относятся следующие: болезни нервной системы и органов чувств — около 50 % всех случаев; около 30 % психические заболевания; около 20 % врожденные аномалии развития [3].
Необходимость обучения людей с ограниченными возможностями здоровья использованию информационно-коммуникативных технологий обусловлена тем, что значительная их часть в силу зрелого возраста не имеет возможности участвовать в программе дистанционного обучения. Самообучение приемам использования информационно-коммуникативных технологий людьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 25 до 55 лет осложняется тем, что большинство пособий недостаточно учитывают индивидуальные потребности этой группы людей и не рассказывают о программных и аппаратных средствах, облегчающих применение информационно-коммуникативных технологий инвалидами. В то же время значительный объем действительно эффективных аппаратных и программных средств стоит достаточно дорого и недоступен для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это касается, например, синтезаторов речи, которые могли бы помочь людям с ослабленным зрением в восприятии информации с монитора и чтении электронных книг.
Задача обучения людей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации закреплена в соответствующих нормативных документах. Так закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» констатирует необходимость беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к информационным ресурсам, а также устанавливает ответственность должностных лиц за уклонение от исполнения этих требований. Однако правоприменительная практика показывает, что люди с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с рядом трудностей, выражающихся в отсутствии системной и целостной политики в достижении целей развития информационного общества в Российской Федерации. Необходимость приобщения людей с ограниченными возможностями здоровья к использованию информационно-коммуникативных технологий определяется задачами развития электронного правительства, что отражено в стратегии развития информационного общества в России [1].
А. Е. Лысенко анализирует наиболее серьезные препятствия на пути людей с ограниченными возможностями здоровья в процессе овладения информационно-коммуникативными технологиями. Эти препятствия могут быть классифицированы по группам:
– во-первых, технологическая дискриминация, выражающаяся в недостаточном учете инженерами и разработчиками аппаратно-программных средств индивидуальных потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья;
– во-вторых, информационная дискриминация, выражающаяся в наличии барьеров для инвалидов при доступе к информационным базам знаний;
– в-третьих, социальная дискриминация, выражающаяся в недостаточной готовности существующей системы образования к обучению людей с ограниченными возможностями здоровья [2].
Все вышеперечисленные барьеры приводят к тому, что люди с ограниченными возможностями здоровья зрелого и частично юношеского возраста оказываются предоставленными сами себе, поскольку системы их обучения использованию информационно-коммуникативных технологий в Российской Федерации практически не существует. В этих условиях немаловажное значение приобретает деятельность социальных работников и соответствующих социальных служб, которые могут принять на себя задачу обучения инвалидов современным информационным технологиям. Такая деятельность должна строиться с учетом категорий людей с ограниченными возможностями здоровья. Конкретными формами деятельности по обучению использованию информационно-коммуникативных технологий людьми с ограниченными возможностями здоровья являются консультативная и обучающая работа, участие в разработке программно-аппаратных средств, сотрудничество с органами власти по организации специально оснащенных классов для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья.
Помощь незрячим и слабовидящим людям включает в себя информирование о соответствующих программных продуктах со специальными возможностями для инвалидов по зрению; сотрудничество с разработчиками программного обеспечения и Интернет-сайтов для соблюдения ГОСТ 52872–2007 «Требования доступности для инвалидов по зрению»; оснащение социальных служб соответствующими аппаратными средствами и компьютеризоваными рабочими местами.
Помощь инвалидам по слуху и слабослышащим людям включает информирование о системах текстового сопровождения аудиоинформации; оснащение такими системами социальных служб и учреждений культуры; обеспечение инвалидов соответствующими аппаратными средствами; внедрение электронных образовательных средств для обучения языку жестов.
Помощь инвалидам с нарушением опорно-двигательных функций включает информирование о наличии адаптированных периферийных устройств для обеспечения пользования компьютером; привлечение специалистов соответствующего профиля для установки и настройки таких устройств; участие в создании программных продуктов, позволяющих людям с ограниченными возможностями здоровья получить дистанционный доступ к знаниям, культурным ценностям, рекреационному потенциалу сети Интернет.
Помощь инвалидам с умственной отсталостью предполагает участие в разработке Интернет-ресурсов доступных для удовлетворения реабилитационных, обучающих и познавательных потребностей инвалидов с умственной отсталостью.
Общим для работы со всеми категориями инвалидов является участие социального работника в создании специализированных порталов, обеспечивающих возможность доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к различным информационным ресурсам; консультирование по вопросам получения различных услуг, связанных с информационно-коммуникативными технологиями (подключение к сети Интернет, выбор провайдера и др.); поиск и внедрение современных образовательных технологий, облегчающих изучение возможностей информационно-коммуникативных технологий для людей с ограниченными возможностями.
Изучение возможностей использования технологий социальной работы при обучении использованию информационно-коммуникативных технологий людьми с ограниченными возможностями здоровья проводилось на базе ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г. Арзамаса, Нижегородской области. Методами исследования стали интервьюирование социальных работников Центра, в количестве 4 чел., непосредственно занятых в работе с инвалидами, а также наблюдение за процессом обучения.
Интервьюирование показало, что среди всех категорий людей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается устойчивый интерес к использованию информационно-коммуникативных технологий. Этот интерес связан с возможностью получения различных социальных услуг без необходимости покидать жилище и простаивать в очереди, а также с богатыми возможностями общения, предоставляемыми сетью Интернет.
Индивидуальные особенности обучающихся накладывают отпечаток на предлагаемый учебный материал. Так при обучении инвалидов с умственной отсталостью особое внимание приходится уделять усвоению правил безопасной работы в сети Интернет. При работе с другими категориями инвалидов важное место отводится настройке рабочее места и аппаратно-программного комплекса (настройка мыши, смена разрешения экрана, подключение акустики). Позитивным моментом является то, что все сайты, предоставляющие услуги в электронном виде имеют версии для людей с нарушениями зрения.
Сложность при обучении людей с ограниченными возможностями здоровья использованию информационно-коммуникативных технологий представляет отсутствие единой образовательной программы, которая учитывала бы все специфические особенности людей с ограниченными возможностями здоровья.
Важным направлением в социальной работе с инвалидами по приобщению их к информационно-коммуникативным технологиям могла бы стать организация занятий для людей, перенесших инсульт. Компьютеризированное обучение является эффективным средством их социальной реабилитации, за счет расширения возможностей в получении информации и доступе к различным организациям. В то же время компьютеризированная деятельность людей, перенесших инсульт, может рассматриваться как один из видов упражнений по восстановлению мелкой моторики и координации движений.
Наблюдение за людьми с ограниченными возможностями также выявило их высокую заинтересованность в овладении информационно-коммуникативными технологиями. Особый интерес представляют средства общения (электронная почта, социальные сети, Skype). Уровень усвоения материала обучающимися различен и зависит от особенностей познавательной сферы и характера ограничений здоровья. Главной сложностью является отсутствие помощи со стороны родственников в овладении информационно-коммуникативными технологиями за пределами Центра.
Литература:
- Аймалетдинов, Т. А. Инновационные возможности Интернет-технологий в социальной адаптации инвалидов / Т. А. Аймалетдинов, Л. И. Любимова // Социология медицины. — 2012. — № 1. — С.51–55
- Лысенко, А. Е. Взгляд на развитие информационного общества, основанного на равных возможностях / А. Е. Лысенко // Информационное общество. — 2010. № 1. — С.32–40
- Мухаметзянов, И. Ш. Рабочее место инвалида во взаимодействии с персональным компьютером / И. Ш. Мухаметзянов, А. В. Мочалов // Казанский педагогический журнал. — 2012. — № 3(93). — С.141–150