Подходы к оценке эффективности инфраструктурных проектов ЕБРР и АБР в Кыргызской Республике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 503 раза

Библиографическое описание:

Садыкова, Кымбат. Подходы к оценке эффективности инфраструктурных проектов ЕБРР и АБР в Кыргызской Республике / Кымбат Садыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 495-501. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36660/ (дата обращения: 23.11.2024).



Одной из основных функций любого государства является предоставление и распределение общественных благ, в том числе и обеспеченности инфраструктурой: социальной, транспортной, инженерной, экономической, информационной.

В наше время существует острая необходимость разработки методологии, позволяющей провести оценку моделей реализации инфраструктурного проекта с учетом правильного распределения рисков между участниками проекта на основе принципов управления проектами в рамках государственно-частного партнерства.

Акцентирование внимания на оценке эффективности взаимодействия государства и предпринимательских структур обусловлено тем, что в настоящее время серьезной проблемой для осуществления проектов государственно-частного партнерства является практическое отсутствие методической базы оценки их эффективности.

Вопросы в оценке эффективности данных проектов, на основе сотрудничества государства и частного сектора, были рассмотрены и изучены, такими зарубежными учеными, как: Дж. Делмона, К. Рибейро, А. Дантаса, В. Флайвберга, Ж. Аллана, Г. Фишера, М. Танигучи, П. Невитта другие.

В работах российских ученых, методологией расчета эффективности такого рода проектов принята за основу методика оценки эффективности и сравнительного преимущества проектов государственного-частного партнерства, утвержденная Приказом Минэкономразвития России от 30.11.2015 № 894 «Об утверждении методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества».

Зарубежные методики оценки эффективности проектов, как правило разрабатываются банками развития и международными финансовыми организациями, используется концепция «Value for Money»[1], позволяющая определить, стоит ли ценность, качество, полезность услуги или товара затраченных на них денежных и имущественных государственных средств, и демонстрирующая уровень соответствия «отдачи на вложенные средства» и «цены и качества».

Основной целью научной статьи является проведение оценки эффективности проектов, реализуемых на принципах государственно — частного партнерства международных финансовых институтов ЕБРР и АБР в Кыргызстане.

Для достижения заданной цели в работе решаются следующие задачи:

1) рассмотрение 3 доступных нам подходов к оценке эффективности инфраструктурных проектов

2) проведение на их основе анализа эффективности инфраструктурного проекта «Реабилитация дорожного коридора Север–Юг в КР»

3) дать ряд рекомендаций и выводов об итогах осуществившегося анализа

Методологической основой нашей научной работы будут являться:

1) метод статистического анализа (без учета фактора времени) инфраструктурного проекта

2) метод динамического анализа (с учетом фактора времени) инфраструктурного проекта.

3) метод зарубежной практики «Value for Money»

Кыргызстан — не большое государство, расположенное в середине Центрально Азиатского региона, с президентско-парламентским строем правления и преимущественно многонациональным населением (со времен существования СССР[2]).

Вследствие слабой экономики, большого государственного долга, отсутствия и омертвление большей части производственной мощи республики, сокращение трансфертов из республиканского бюджета, направляемых на реализацию инвестиционных проектов в регионах и областях КР, необходимость модернизации устаревших и созданию новых объектов приводят к активизации использования механизмов государственно-частного партнерства (далее — ГЧП[3]) в привлечении внебюджетного финансирования. Хозяйственное партнерство государства и международных финансовых институтов позволяет привлечь в государственный сектор дополнительные финансовые средства, ослабить остроту бюджетных проблем, объединить потенциал хозяйствующих субъектов — государственную собственность и частнопредпринимательские принципы хозяйствования, инвестиции, менеджмент, инновации.

В настоящее время в регионах рассматривают ГЧП очень широко — «как взаимодействие международных финансовых институтов и власти по реализации проектов в тех сферах, ответственность за развитие которых относится к государственным (муниципальным) функциям. В текущей ситуации декларируется, что сферой применения механизмов ГЧП должны быть инфраструктурные проекты, но фактически регионы относят к проектам ГЧП-проекты любой отрасли, реализация которых способна создать дополнительные рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджет, обеспечить положительный эффект для экономики региона.

В нашем Центрально Азиатском регионе работы по внедрению новых инфраструктурных проектов и финансирования слабых отраслей экономики осуществляет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Азиатский банк развития (АБР).

ЕБРР имеет целью стимулирования перехода слабых и переходных экономик к экономикам, ориентированным на рынок и развития частной и предпринимательской инициативы. С самых истоков создания Банка, в начале 1990-х годов, Банк не менял своих принципов, несмотря на новые проблемы и распространение сферы деятельности ЕБРР на новые страны, это будет по-прежнему являться его миссией и в будущем. В условиях, когда отечественного капитала оказывается недостаточно для финансирования процесса преобразований, Банк предоставляет помощь в привлечении внешних ресурсов как из частных, так и из государственных источников. С начала своей деятель2ности (с 1993 г.) Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) инвестировал в Кыргызскую Республику почти 538 миллионов долларов США в рамках 88 проектов в разных секторах экономики, мобилизовав 640 миллионов долларов США от других инвесторов. Отраслевая структура финансовой помощи с начала участия КР (с 1993 г.) в рамках сотрудничества с ЕБРР представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Отраслевая структура инвестиционно-проектных займов и инвестиций в капитал(ЕБРР) [4]

Кыргызская Республика является участником АБР с 1994 года, и с тех пор получила гранты, кредиты и техническую помощь для поддержки уязвимых отраслей экономики на сумму около 1,5 миллиарда долл. США.

Стратегия оказания финансовой помощи, международным институтом АБР, в Кыргызской Республике на 2016–2018 ставит собой целью реабилитацию транспортных коридоров и путей, улучшению логистической сети, а также активизации и модернизации энергетической сети путем реализации организационных и технологических реформ с целью повышения эффективности. Финансовое соглашение по данной стратегической политике было подписано на сумму 95,1 млн. долл. США.

Далее ниже приведена диаграмма притока инвестиций ЕБРР в проекты, на основе финансовой помощи и грантовых ресурсов, за период 2013–2014 гг (рисунок 2).

Рис. 2. Объемы инвестиций в проекты (инвестиций 7388494$, выдано грантов 505833$) [4]

Обзор состояния инфраструктуры КР.

Кыргызская республика сталкивается с серьезными проблемами, связанными с эффективным использованием водных ресурсов. Хотя в принципе Кыргызстан богат водными ресурсами, плохое состояние водного хозяйства и неэффективное управление приводят к неэффективному использованию водных ресурсов, при этом проблема усугубляется раздробленностью водопользователей и сезонными ограничениями по водоснабжению. Все это влияет на такие жизненно важные отрасли экономики, как сельское хозяйство и гидроэнергетику, а также на питьевое водоснабжение. Кроме того, было установлено, что сокращение водных ресурсов является одним из самых серьезных рисков, связанных с изменением климата, с которыми сталкивается Кыргызстан — предполагается, что в результате таяния ледников в долгосрочной перспективе значительно сократятся водные ресурсы нашей страны.

Удельное энергопотребление в Кыргызской Республике остается значительно выше, чем в развитых странах и почти в 4 раза выше, чем в среднем по ЕС[4]. Кроме того, зависимость от ископаемых видов топлива, а также наличие рисков, связанных с безопасностью энергопоставок, остаются источниками проблем на следующий период. Основными природными ресурсами Кыргызстана являются гидроэнергетика и уголь, которые покрывают половину энергетических потребностей Кыргызской Республики. Кыргызстан обладает третьими по величине гидроэнергетическими ресурсами в СНГ[5] после России и Таджикистана, и имеет значительный неиспользованный потенциал в области ветряной энергетики, солнечной энергетики и биогаза. Несмотря на это, страна остается в значительной степени зависимой от поставок из Узбекистана и Казахстана ископаемых видов топлива, что вызывает опасения об энергетической безопасности.

Ограниченные возможности и износ существующей энергетической инфраструктуры представляет собой растущую проблему, тем более что спрос со стороны конечных потребителей постоянно растет. Энергетический сектор является в значительной степени субсидируемым, а размеры тарифов на электроэнергию значительно ниже, чем уровень окупаемости (средний тариф на электроэнергию почти в 10 раз ниже, чем в среднем по 28 странам ЕС). Низкие тарифы, вместе с высоким уровнем технических и коммерческих потерь, сильно ограничивают способность генерирующих и распределительных компаний осуществлять какие-либо иные, помимо аварийного ремонта, капиталовложения. Проблема усугубляется неэффективностью учета и процесса сбора оплаты за предоставляемые услуги и общим отсутствием финансовой прозрачности в этом секторе. В этих условиях повышение энергоэффективности по всем отраслям экономики имеет решающее значение для компенсирования возрастающей нагрузки и обеспечения более благоприятной среды для устойчивого экономического развития.

Строительный сектор является крупнейшим конечным потребителем энергии (более 40 % от конечного потребления энергии). В целях повышения энергоэффективности в этом секторе правительство КР приняло в 2011 году закон «Об энергетической эффективности зданий» (ЭЭЗ), ставший, по сути, адаптацией директивы ЕС по энергоэффективности зданий. Данный закон был разработан при техническом содействии Банка и создал благоприятную основу для внедрения таких финансовых продуктов, как KyrSEFF[6].

Обзор подходов к оценке эффективности инфраструктурных проектов.

Первым традиционным подходом, которым чаще всего пользуются наши отечественные исследователи это — статистический метод оценки эффективности отдачи инфраструктурного проекта. Самым распространенным методом оценки показателей вложений в инфраструктурные проекты является срок окупаемости или в зарубежной литературе носит название PaybackPeriod (или PP). Смысл данного метода заключается в том, что период времени за который было финансирование проекта, должны покрыть расходы на его вложения. Данный показатель дает нам ответ, когда будут полный возврат вложенный средств. Формула расчет срока окупаемости:

РР = [7](1)

где, PaybackPeriod — срок окупаемости; CostofProject — стоимость проекта; I — величина исходных инвестиций в нулевой период.

Второй, но не по значимости, метод динамической оценки эффективности вложенных средств. В котором любые денежные поступления или трансферты, которые были совершены в разные периоды времени, приравниваются как равноценные и равно значимые, благодаря дисконтированию всех денежных поток к единому моменту времени. Преимуществом данного метода является его простота в расчётах, учет рыночной конъектуры и быстрый результат оценки привлекательности проекта. Данный метод в зарубежной литературе носит название NPV — это сокращение по первым буквам фразы «Net PresentValue» [7] и расшифровывается это как чистая приведенная (к сегодняшнему дню) стоимость. Формула расчета динамического метода (NPV):

Formula NPV(2)

где, n, t — количество временных периодов, CF — денежный поток (Cash Flow), R — стоимость капитала (ставка дисконтирования, Rate).

Третий подход к оценке эффективности проектов на основе ГЧП, предлагаются и широко используются иностранными исследователями — метод «Value for Money». Данная методика базируется на сопоставлении финансовых моделей будущего проекта в двух вариантах, первый, в случае, реализации проекта на государственном уровне, второй на основе поддержки частных инвесторов или международных финансовых институтов в тандеме с государственными ассигнованиями. Определяющим фактором на результат в пользу той или иной финансовой модели будет объём затрат на проект. Обычно метод описывается как одновременное достижение трех требований: экономичности, результативности и эффективности.

Алгоритм принятия решений в данной методике заключает 5 этапов [10]:

1) Определение отрасли, цели, необходимости и потребности проекта ГЧП.

2) Выбор между двумя вышеизложенными финансовыми моделями.

3) Программа конкурсного отбора для частного или стороннего партнера, разработка документов и подписание соглашений.

4) Исполнение по реализации проекта, ответственных с двух сторон.

5) Завершение проекта, анализ полученных результатов.

Данный алгоритм наглядно представлен на рисунке 3.

http://moluch.ru/conf/blmcbn/2135/41f61327.gif

Рис. 5. Схема обеспечения и контроля эффективности при реализации проекта

Анализ эффективности инфраструктурного проекта в рамках ГЧП «Реабилитация дорожного коридора Север–Юг в КР».

Новый проект был подписан, 1 декабря 2016 года, между Азиатским банком развития и Правительством Кыргызской Республики, финансовое соглашение было заключено на сумму 95,1млн. долл. США. Стратегическая важность данного проекта состоит в том, что реабилитация дорожного полотна протяженностью 70 км, будет способствовать экономическому развитию: сокращению бедности, оживление внутренней и внешней торговли в регионе обеспечив быстрый и безопасный маршрут для доступа к международным рынкам. Так как Кыргызская Республика не имеет выхода к открытому морю, такой автодорожный коридор поможет обеспечить 95 % пассажирских и грузовых перевозок.

Анализ на основе статистического метода, подставим в формулу расчета PaybackPeriod (PP):

Размер инвестиции — 95,1 млн. долл. $

Доходы от инвестиций:

в первом году: 32 млн. долл.$;

во втором году: 41 млн. долл $;

в третьем году: 43 млн. долл.$;

Определим время за которое инвестиции окупается:

= 32 млн. долл. $ + 41 млн. долл $ = 73 млн. долл. $ (что меньше размера первоначальных инвестиций)

= 73 млн. долл. $ + 43 млн. долл.$ = 116 млн. долл.$ (больше 95,1млн. долл. $, это значит, что возмещение первоначальных расходов произойдет раньше 3 лет. Следовательно поступление денежных средств идет равномерно в течении всего времени (денежные средства поступают в конце периода), вычислим остаток от третьего года.

PP = (1- (116 млн. долл.$ — 95,1млн. долл. $) / 43 млн. долл.$) = 0,514

Ответ: РР равен 3 годам (

Анализ на основе методологического метода, подставим в формулу чистой приведенной стоимости (NPV):

Ставка дисконтирования по проекту = 10 %

NPV = =21,3 млн. долл. $

В результате приведенная стоимость денежных средств по проекту равна 21,3 млн. долл. $

Анализ на основе метода «Value for Money».

Анализ базируется на сравнении финансирования и исполнения проекта в рамках государственной программы и отдельно в рамках ГЧП. Но так как было отмечено ранее, экономика Кыргызской Республики имеет дефицитный бюджет и отсутствие государственных средств полностью исключает возможность полного финансирования стратегического проекта в рамках бюджетных ассигнований. Что приводит к целесообразности, эффективности и результативности в пользу проекта ГЧП.

Выводы.

Данный анализ выявил целесообразность в проектах ГЧП, привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в экономику преследует долговременные стратегические цели. Окупаемость проекта «Реабилитация дорожного коридора Север–Юг в КР» высокая, с гарантированной поддержкой и ответственностью Правительства Кыргызской Республики. Срок окупаемости составляет меньше 3 лет. Огласка данного проекта и донесение в массы через иностранные и отечественные СМИ благоприятно сказывается на социальном климате республики. А реабилитация такого автодорожного коридора создаст условия для благоприятной торговли и постепенного повышения качества жизни населения близ расположенных районов. Такими темпами в Кыргызстане будет создаваться цивилизованное, социально ориентированного общество, характеризующееся высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит многоотраслевая экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в КР достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Кыргызстана в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала ‒ необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей ‒ выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни населения. При этом необходимо иметь в виду, что интересы кыргызского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов ‒ с другой, непосредственно не совпадают. Кыргызская Республика заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка Кыргызстана, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники. Поэтому перед государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных.

Литература:

  1. Научная статья: Коровин М. Ю., аспирант, ФГБОУ ВПО, МГУ «Анализ международного опыта финансирования инфраструктурных проектов», 2015. — 78–79 с.
  2. Документ ЕБРР: Стратегия деятельности в Кыргызской Республике / ЕБРР, 2014. — 34 с.
  3. Документ АБР: Стратегия деятельности в Центрально Азиатском регионе на 2016–2018 гг. / АБР, 2015. — 22 с.
  4. Научно-практический журнал: проблемы экономики и менеджмента, № 9 (61) сентябрь 2016, «АБР и ЕБРР: их достижения в области финансирования в Кыргызской Республике»,2016. — 43 с.
  5. Научная статья: Багдасарян Н. А., «Анализ методик оценки эффективности реализации инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства», Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, 2015. — 94 с.
  6. [Электронный ресурс] Новостная лента. Режим доступа: https://www.adb.org/node/214501(дата обращения 05.12.2016)
  7. [Электронный ресурс] Инвестиции. Режим доступа: http://www.financial-analysis.ru/methodses/metIApayback.html (дата обращения 02.12.2016)
  8. [Электронный ресурс] Стратегия партнерства со страной: Кыргызская Республика, 2013–2017. Режим доступа: https://www.adb.org/sites/default/files/linked-documents/cps-kgz-2013–2017-ea-ru.pdf (дата обращения 03.12.2016)
  9. [Электронный ресурс] Фрейдина И. А. «Анализ потенциала финансирования инфраструктурных проектов России». Режим доступа: https://bgscience.ru/lib/35064/ (дата обращения 06.12.2016)
  10. Соловьев Ю. В. Зарубежный опыт измерения и обеспечения эффективности в сфере государственно-частного партнерства [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 3-7.

[1] Value for money - содержание концепции заключается в том, что в каждом конкретном случае использования бюджетных средств происходит сравнение количества потраченных средств и полученного в связи с этим полезного эффекта (результата). Таким образом, value for money это своего рода концепция повышения эффективности расходования бюджетных средств.

[2] СССР – Сою́з Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик, государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Восточной Европы, Северной, части Центральной и Восточной Азии.

[3] ГЧП или Public-Private Partnership (РРР) – совокупность форм средне и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

[4] Евразийский союз — это интеграционный проект на евразийском пространстве, целью которого является экономическое и политическое сближение постсоветских стран, при этом проект потенциально открыт и для многих других стран Евразии. К настоящему моменту евразийская интеграция реализована в виде целого ряда союзов разного уровня и глубины, важнейшими из которых являются Таможенный союз ЕАЭС и Евразийский экономический союз.

[5] Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР

[6] KyrSEFF – программа финансирования устойчивой энергии, кредитная линия разработанная Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) и поддерживаемая донорскими средствами со стороны Фонда IFCA Европейского Союза.

[7] Net Present Value – ‘то метод оценки инвестиционных проектов, основанный на методологии дисконтирования денежных потоков.

Основные термины (генерируются автоматически): кыргызская Республика, NPV, Кыргызстан, долл, инфраструктурный проект, проект, государственно-частное партнерство, иностранный капитал, дорожный коридор, финансовая помощь.


Задать вопрос