Влияние музыки на социальное взаимодействие в групповой работе с целью активизации творческих способностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Туренова, Г. Х. Влияние музыки на социальное взаимодействие в групповой работе с целью активизации творческих способностей / Г. Х. Туренова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26.1 (130.1). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36372/ (дата обращения: 22.12.2024).



Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Ян Коменский

«Любовь к природе начинается с понимания, с умения общаться с нею, умения слушать и видеть ее. Шум морского прибоя, мелодичный шорох волн, звонкая тишина полей, снежно-холодное молчание гор, нежные трели степного жаворонка и стрекотание кузнечика — всё это музыка природы… Гармония звуков проникает в самые дальние уголки человеческой души, наполняя ее поистине неземным покоем…»,- пишет В. Толстых. [1] Погружение в мир музыки природы зарождает в глубине души первичное представление о ней. Исследование сотрудников Института образования Лондона подтвердило, что обучение музыке и игре на любом, даже шумовом, инструменте повышает уровень интеллекта и вообще улучшает общее самочувствие человека. Музыка способствует концентрации внимания, улучшает настроение и работу иммунной системы. Ученые выяснили, что под музыкальный аккомпанемент двухлетние малыши гораздо быстрее запоминают новые слова и отдельные выражения, и пришли к выводу, что регулярные занятия детей музыкой один или два раза в неделю помогают увеличивать словарный запас, развивать простейшие арифметические навыки, способность слушать и усваивать информацию.

Обучение речи — процесс долгий и трудный. Израильские врачи Университета Хайфы и их датские коллеги из Университета Ольборг пришли к выводу, что ускорить процесс по развитию речи у таких детей помогает музыка. Был проведен эксперимент с маленькими детьми, которым была сделана кохлеарная имплантация. В ходе занятий с ними по развитию речи использовались музыкальные инструменты и игрушки, а также дети слушали различные музыкальные произведения и песни. Как показал эксперимент, дети после таких занятий стали более спонтанно общаться между собой и тем самым лучше познавали свою родную речь. Как считают сами исследователи, музыка — одна из форм невербального общения, которая стимулирует коммуникационную деятельность ребенка, призывая его взаимодействовать с другими детьми. Но для достижения положительного эффекта важно, чтобы ребенок стремился заниматься сам, без традиционного напора со стороны родителей. Основываясь на результатах исследований, ученые разных стран предлагают увеличить долю уроков музыки в школьной программе и поставить ее в один ряд с математикой, чтением и правописанием. Врачи и психологи подтверждают: у детей, которые регулярно поют, лучше иммунная система, они здоровее и эмоционально более уравновешены, чем не поющие дети. Родителям важно развивать способности ребенка с самого раннего детства. Начинать надо с дыхательных упражнений — игр, которые может выполнить любой ребенок. [2]

Сегодня тема, которую мне хочется обсудить, помимо основных занятий, — это музыка. А точнее путешествие малышей в этот безграничный мир чувств, звуков, эмоций, а может статься и мир тяжелейшего труда. Говоря более простым языком, музыка способствует повышению концентрации, усиливает способность к интуитивному мышлению. Если выразится образно, музыка дает возможность попадать в цель меньшим количеством ударов.

Роль современного учителя в том, чтобы направлять, а не управлять процессами познания и формирования в поиске прекрасного. " Дети учатся эффективнее, когда активно вовлекаются в обсуждение, или исследовательский разговор, диалог и аргументацию, то есть такие модели взаимодействия способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию». [2]

Ученики эффективно обучаются, если сами активно участвуют в процессе обучения. Исследователи утверждают, что независимо от предмета, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. Ученики, которые работают в коллаборативных группах, также кажутся более удовлетворенными своими классами. [2]

Обучение посредством сотрудничества и совместной работы в группе является активным процессом, когда можно, общаясь в группе, представлять и защищать свои идеи, обмениваться знаниями и получать новые знания не только из учебника, а по средством анализа, рассуждения, синтеза.

Внедряя в работу идеи семи модулей, я убедилась в правильности выбора своего исследования. Используя групповую форму обучения в своей работе и наблюдая работу своих коллег, проанализировав результаты опроса учащихся после групповой работы, открыла для себя положительные стороны этой формы работы. Стало очевидным, что работа в группе даёт возможность сообща выполнять работу, используя приём взаимоконтроля. А мои дети на собственном опыте убедились в том, что работать в группе более продуктивнее, чем индивидуально. И я пришла к выводу, что групповая форма работы может быть эффективной при подготовке и проверки домашних заданий, хорошо оправдывают себя проблемные задания, исследования, творческие задания. Их ценность в том, что часть заданий интересна ученикам, так как это может быть взято из собственного опыта или пригодиться в дальнейшем. Детям было дано задание подготовить инсценирование, показать обычаи и традиции, инструменты казахского народа. Все необходимые атрибуту дети готовили сами. Также дети готовили электронные презентации на тему «Моя счастливая семья», с удовольствием рассказывали, о своей семье и доказывали почему их семью можно назвать счастливой. После бурных обсуждений ребят пришли к выводу, что главное в групповой или парной работе- выполнять задание, данное группе. Это позволило детям по другому взглянуть на партнёра, помогло укреплению командного духа. Я заметила, что на второй план ушли личные симпатии и амбиции. Вначале мы вместе с учениками написали и сформировали правила работы в группе на плакате, вывесили их на магнитную доску. В процессе работы не раз к ним обращались.

У детей была возможность самостоятельно оценивать не только свою работу, но и работу своих товарищей, а также совместную работу групп. Они использовали сигнальные карточки, карточки с настроением, говорили о тех плюсах и минусах, которые выявили в своей работе и в работе своих одноклассников.

На уроке по музыкальным произведениям о Родине я предложила ученикам подумать чем различаются понятия «человек» и «гражданин», и обсудить мнение в группе. После определения данных понятий, на постере дети определили и выбрали те права человека, которые он должен неукоснительно выполнять. В группах ученики выработали и записали несколько утверждений, зачитав это другим группам, каждый из учащихся должен был аргументировать по каждому утверждению. И вот что у них получилось:

— Права — это то, что принадлежит каждому с самого рождения?

— Права человека должны соблюдать всегда и везде?

— Права — это сама жизнь?

— Каждый человек выбирает соблюдать права или нет?

— Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав?

После беседы намного интереснее было ученикам уже называть песни о Родине, авторов произведений. Не остался и без внимания Гимн Республики Казахстан, где воспевается богатства родного края и права человека на ее блага.

Групповые формы работы позволяют создать более тесные отношения между школьниками, чем при традиционных формах классно- урочной системы. Воспитательная ценность, заключается в совместном переживании, вызванном решением задач групповой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из проведённых мною уроков, построенных на групповой работе, можно отметить, что такая работа обязательно сказывается и на улучшении психологического микроклимата в классе. В самом начале, я всегда проводила релаксацию под музыку, например: «Добрые поступки из сердечек», «Положительный импульс настроения», «Счастье тебе, душа моя!», для повышения эмоционального настроя. В конце урока обязательно рефлексия, например: «Светофор», «Настроение», «Орнамент настроения», «Мой цветок». Эта рефлексия очень понравилась учащимся.

Групповое обучение вносит новизну в организацию урока, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и учениками, между учениками внутри группы. Именно в группе происходит обучении рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия, применять.

Мерсер и Литлтон говорят, о том, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному и творческому развитию учеников и их результативности в обучении. Л.С Выготский предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения учеников в диалог. [2]

Объединяя учащихся в группы по принципу «сильный- слабый», я заметила, что не выигрывает ни тот, ни другой: слабый по большей части получает знания, которыми с ним делится сильный, а у сильно нет возможности развиваться. Это я заметила, когда проводила первый свой урок, тема которого была: «Моя Родина Казахстан».

Использованные мной методы обучения имели свои преимущества и недостатки. Преимуществом можно назвать то, что при использовании новых методов на видео и фото можно проследить деятельность учащихся. Важно увидеть, какие изменения произошли в их поведении, взаимоотношениях со сверстниками. Здесь же следует отметить для себя, какие можно внести изменения в своей дальнейшей работе в школе, какие задания целесообразно давать детям для повышения эффективности обучения на занятиях, посмотреть на себя со стороны, увидеть свои недочёты в работе с тем, чтобы в дальнейшем проанализировать и исправить их. При такой форме работы, мои ученики добивались поставленной цели, сотрудничали друг с другом. Замечу, что на таких уроках работали почти все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в группах, каждый ученик получил возможность реализоваться в том, что является его сильной стороной и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, ученики учились работать без контроля учителя, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Обучение групповому взаимодействию стало не только методом обучения и развития творческих навыков, а естественным компонентом учебного процесса. Работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок и, конечно же, способствует развитию и выявлению творческих способностей и навыков.

Моим девизом в работе, стали слова Сухомлинского: «Урок- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий». А урок- стал искрой, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности. А как и насколько долго этот огонёк будет гореть, во многом теперь будет зависеть от инновационных форм и методов урока.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душу благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать.

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться.

Ф. Тютчев

Литература:

  1. Руководство для учителя. Издание третье. 2012г.
  2. Программа для учителя. Издание третье. 2012г.
  3. Задания для выполнения в период практики в школе. Издание третье.(www.cpm.kz)
  4. hup://.ru/wikipedia.org/wiki
  5. Групповая работа на уроке. Х. Л. Лийметс.-М.1975
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, группа, работа, ученик, музыка, групповая работа, групповая форма работы, иммунная система, Казахстан, собственный опыт.


Похожие статьи

Влияние музыкального образования на формирование личностных качеств ребёнка

Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Роль музыки в формировании социально активной личности

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Влияние творчества на развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Музыкальное образование в общеобразовательной школе как фактор развития креативности учащихся

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Влияние ИКТ на активизацию исследовательской деятельности на уроках математики

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности

Похожие статьи

Влияние музыкального образования на формирование личностных качеств ребёнка

Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Роль музыки в формировании социально активной личности

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Влияние творчества на развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Музыкальное образование в общеобразовательной школе как фактор развития креативности учащихся

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Влияние ИКТ на активизацию исследовательской деятельности на уроках математики

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности

Задать вопрос