Педагогическая деятельность учителя физической культуры не мыслится без широкого использования слова.
Со словами начинается учебный процесс — с постановки задач перед учениками.
По средством слова организует учитель и дальнейшую свою деятельность и деятельность учеников. В зависимости от многообразных функций слова в практической учебной деятельности используются различные словесные приемы и формы.
Дидактический рассказ. Наиболее широко применяется в младших и средних классах при ознакомление детей с новыми видами движений и действий, с новыми играми. В начальной школе, особенно в 1–2 классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия — эпизоды последовательно развертываются по рассказу учителя. Эти действия объединяются каким- либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту.
Богатейшими возможностями для таких дидактических рассказов располагают темы «Лето в лагере», «Наш класс на прогулке в лесу», «Туристический поход» и др.
Эти рассказы служат канвой для последовательного выполнения разнообразных упражнений, например построения, разновидности ходьбы и бега (ходить по «лужайке», высоко поднимая ноги, стараясь перешагнуть через «траву»; ходить и бегать по «рыхлому песку», пройти по бревну, перешагивая с камня на камень, прыжки (через «канаву»; через «ручей». Все эти упражнения оформляются в виде игровых заданий, в соревновательной форме.
Речевая культура учителя в рассказе имеет большое значение. Уметь менять тональность и эмоциональный характер звучания слова (радостно, восторженно, с огорчением, взволнованно) применение образных выражений, метких крылатых слов, пословиц разнообразит речь, делает её яркой и выразительной.
Используя дидактический рассказ, надо помнить, что жесты, мимика должны соответствовать содержанию речи; ускорение темпа речи не должно переходить в торопливость, когда проглатываются окончания слов; смена громкости речи, от спокойного изложения до более громкого звучания, должна быть оправдана смысловым действием. Умело нужно применять и паузы. В игровом рассказе можно действовать интригующе, повышая интерес.
Беседа. Применяется во всех классах. Особенно рекомендуется в тех случаях, когда ученики имеют возможность опрется на свой предыдущий опыт. В основе метода — вопросы, которые задаёт учитель, и ответы на нихучеников. Возможны и вопросы учеников друг к другу.
Различаются следующие виды бесед (по дидактическим задачам): организующая, или вводная, беседа- сообщение (новые задания); беседа- повторение или закрепление знаний.
Организующая, или вводная, беседа проводится пред началом учебного года, учебной четверти, нового цикла занятий. Ученикам рассказывается о порядке проведения занятий, правилах поведения, особенностях спортивной формы, инвентаря, оборудования. Беседа проходит особенно успешно, когда учитель устанавливает дружеский, деловой контакт с группой. В этом случае ученики будут охотно отвечать на вопросы. Нужно находить яркие слова, избегать шаблонных выражений, вопросы задавать в одобряющем тоне, приводить интересные примеры из спортивной жизни, биографий выдающихся спортсменов, эпизоды из соревнований.
Беседа с целью дать новые знания проводить на основе прошлого опыта учащихся, приобретенных ранее знаний. Учитель продумывает серию последовательных вопросов, которые устанавливают связь пройденного материала с изучаемым, дают возможность ученикам осознать предстоящую деятельность.
Инструктирование. Словесное объяснение сущности изучаемого явления, предлагаемого упражнения, задания, техники изучаемых действий, правил игры. Применяется во всех классах. Учитель называет упражнение, раскрывает его особенности и создает у занимающихся наглядное представление о технике его выполнения, например: «Перед отталкиванием нога находится в согнутом положении — быстрое и резкое разгибание ноги обеспечивает сильное отталкивание».
В отличие от простого описания в объяснении большое место занимают доказательства эффективности определенного способа выполнения движений, например прыжка в высоту способом «перекидной» перед прыжком «перешагиванием». Объяснение должно быть последовательным. Вначале обращают внимание на главные элементы техники разучиваемого действия. Если оно сложное, его лучше объяснить и показать по частям (расчлененный способ). Объяснение должно быть кратким, точным, доступным для понимания учеников разных классов.
Сопроводительное пояснения. Лаконичные комментарии и замечания, которые сопровождают выполнение упражнения лучшим учеником или демонстрацию наглядных пособий с целью направить и углубить восприятие, сделать те или иные акценты при выполнении движений, подсказать форму, амплитуду и другие особенности упражнения.
Широко применяется краткие замечания (в виде одного — двух слов) при выполнении общеразвивающих упражнений. Например, ученики выполняют пружинистые приседания. Учитель в темп подсчета, не нарушая ритмичности движений, делает замечания: «ниже», «глубже». При упражнении в подскоках — «выше», в момент приземления — «мягче». Во время ходьбы в темп шага: «выше голов», «распрямить плечи».
Указания. Если ошибки в выполнении упражнений допускают многие учащиеся, целесообразно прекратить выполнение и четко сказать, что нужно сделать, не вдаваясь ни в какие объяснения, Указания чаще применяются в младших классах. В старших классах, прекратив выполнение упражнения, целесообразно устранить причины ошибок и подвести учеников к самостоятельному устранению их.
Распоряжения икоманды— специфические формы устного воздействия. Они отличаются особой краткостью и предельной лаконичностью, являются основным средством оперативного управления деятельности учащихся. Под распоряжением понимают словесное указание учителя на уроке, которое не имеет определенной формы. Распоряжения применяются во всех классах, но преимущественно в начальной школе, а в 1-ом классе в первой четверти являются основным средством постепенной подготовки детей к выполнению команд.
Распоряжения даются для выполнения какого- либо действия («повернитесь лицом к окнам», «станьте друг к другу спиной», «постройтесь вдоль стены»), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря. Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая форма словестного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.
В целях регулирования темпа и ритма движений применяется подсчет, заменяемый иногда музыкальным сопровождением, ритмичными ударами в бубен.
Словесная оценка. Чрезвычайно важный прием обучения, применяемый не только для определения степени достигнутых успехов, но и для оценки действий занимающихся по ходу выполнения заданий. Речевая оценка («хорошо», «плохо», «отлично» и т. п.) направляет внимание ученика на качественное выполнение заданий и является средством текущей коррекции действий. После выполнения задания (упражнения) ученик ждет оценки, указаний. Важно умение учителя — быстро и правильно определить, как сделано упражнение, устранить причины ошибок и указать на путь их исправления.
Словесные отчеты ивзаиморазъяснения. Применяется преимущественно в старших классах. Ученик по указанию учителя или собственной инициативе старается как можно точнее формулировать свое понимание полученного задания или выполненного упражнения. Учитель на основании точности и ясности информации имеет дополнительную возможность судить об эффективности своих действий на данном этапе.
Полезно также поручать ученикам самим не только подмечать ошибки одноклассников, но и давать им советы, разъяснения. Учитель контролирует и вносит коррективы в такую практику. Это, несомненно, углубляет процесс формирования знаний, навыков и умений и наиболее отвечает современным требованиям учить учеников самостоятельно добывать знания, активно и творчески заниматься физическими упражнениями самостоятельно.