Оценены сдвиги уровня гормонов гипофизарно-тиреоидной системы и P-селектин-ассоциированных лейкоцитарно-тромбоцитарных коагрегатов при экзаменационном стрессе. Исследование выполнено на группе условно здоровых добровольцах в возрасте 18,34±1 лет, обследованных трижды: 1 — за три месяца до наступления сессии, 2 — за 25±10 минут перед экзаменом, 3 — через 15±10 минут после экзамена. На фоне экзаменационного стресса отмечается увеличение ТТГ и пролактина. Причем у девушек в большей степени возрастает концентрация пролактина, у юношей — тиреотропного гормона. Так же, не зависимо от пола, регистрируется рост тиреоидных гормонов, снижается количество лимфоцитарно-тромбоцитарных конгломератов и увеличивается моноцитарно-тромбоцитарных.
Ключевые слова: экзаменационный стресс, гормоны, лейкоцитарно-тромбоцитарные коагрегаты.
Shifts in the hormone level of the pituitary-thyroid system and R-selectin-associated platelet-lymphocyte aggregates were estimated during examination stress. The study was conducted on a group of healthy volunteers at the age of 18,34 years plus or minus 1 year, volunteers were examined three times: 1 — three months before the onset of the session, 2–25 plus or minus 10 minutes before the beginning of the examination, 3–15 plus or minus 10 minutes after the examination. The increase in TSH and prolactin observed on the examination stress background. The concentration of prolactin in the more increases in girls and thyroid-stimulating hormone in young men. In addition, regardless of gender, there is a growth of thyroid hormones, the number of platelet-lymphocyte conglomerates is reduced and the number monocyte-platelet conglomerates is increases.
Keywords: examination stress, hormones, platelet-lymphocyte aggregates.
Обучение в ВУЗе требует от молодых людей долговременного приспособления к комплексу новых требований, специфичных для высшей школы. Во время экзаменационной сессии на организм студентов действует большое количество синергично действующих стрессогенных факторов, приводящих в итоге к развитию выраженного стресса [1, 4], оказывающего негативное влияние практически на все органы и системы обучающихся [1, 4]. При этом, одни исследователи отмечают увеличение концентрации Т3, Т4 в сочетании со снижением уровня ТТГ [4], другие напротив — угнетение функциональной активности щитовидной железы [2]. Стресс приводит к повреждению эндотелия и, как следствие, активации процессов воспаления [7]. Однако механизмы миграции лейкоцитов в зону повреждения изучены не достаточно.
Принимая во внимание вышеизложенные факты, нами сформулирована следующая цель исследования: оценить динамику гормонов гипофизарно-тиреоидной системы в сыворотке крови и изменения лейкоцитарно-тромбоцитарных коагрегатов у студентов на фоне экзаменационного стресса.
Материалы и методы исследования. В исследование были включены 40 (20 девушек и 20 юношей) — студентов ЧГМА, в возрасте от 18 до 28 лет. Обследование респондентов проводилось трижды: 1 — во время обычного учебного процесса в семестре; 2 — за полчаса до курсового экзамена; 3 — через 30 мин после экзамена. Проводилось измерение артериального давленияпо методу Н. С. Короткова механическим тонометром ИАДМ-ОПМ-1, подсчет пульса проводили пальцевым методом на лучевой артерии. Коагрегаты крови определяли методом проточной цитофлюориметрии на аппарате FC 500 с антителами к CD62p+, CD41+, CD14+, CD45+. Концентрацию кортизола, пролактина, общего трийодтиронина (Т3), свободного тироксина (Т4), тиреотропный гормон (ТТГ) определяли методом иммуноферментного анализа (ИФА) (наборы фирмы «Алкор Био»).
Анализ полученных данных проводили с помощью программы Statistica 6.1 (StatSoft). Описательная статистика представлена медианой и межквартильным интервалом (25-го; 75-го перцентилей); сравнение зависимых выборок проводили с помощью критерия Вилкоксона. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимался р<0,05.
Результаты исследования.
Наличие стресса у студентов во время экзамена подтверждали ростом уровня кортизола, пролактина, величин артериального давления (АД) и пульса на лучевой артерии перед экзаменом. Нами получены следующие данные: в среднем в группе уровень кортизола перед экзаменом увеличивался на 18,67 % (р=0,026), а после экзамена — более чем в 2 раза выше (р=0,002), по сравнению с показателями во время семестра, при этом, в группе девушек, его концентрация была максимальной перед экзаменом (р=0,04), а в группе юношей — после экзамена (р=0,0003). Показатели величины периферического пульса, систолического и диастолического артериального давления имели ту же тенденцию, но имели меньшую степень выраженности. Так, величина периферического пульса у студентов перед экзаменом увеличивалась лишь на 16 % (р=0,0001). Достоверных различий в показателях периферического пульса и артериального давления в зависимости от пола и темперамента нами выявлено не было.
Анализ гормонов гипофизарно-тиреоидной системы выявил, что концентрация ТТГ становилась больше перед экзаменом на 14,6 % (р=0,04) и приходила к значениям семестра сразу после экзамена в общем в группе, при этом у юношей его величины возрастали на 33,7 % (р=0,002), а у девушек лишь на 18,0 % (р=0,04). Количество свободного тироксина в общей группе было на одном уровне, как в семестре, так и во время сессии, медианы значений которого находились в пределах 14,7–15,3 пмоль/л. Содержание общего Т3 в целом увеличивалось перед экзаменом на 13,7 % (р=0,002), что соответствовало 1,83 нмоль/л (1,75; 2,01), и в группах юношей и девушек изменения значений данного показателя носили однонаправленный характер в сторону роста величин на 10,0 % и на 17,4 % соответственно (р<0,002 для каждой).
Тиреоидные гормоны обладают как стимулирующим, так и тормозящим эффектом на секрецию пролактина [4, 5]. В нашем исследовании выявлено увеличение пролактина на 73 % (р=0,005) перед экзаменом в целом в группе, при этом у юношей наблюдалась лишь тенденция к увеличению его концентрации, а в группе девушек она увеличивалась в 2,5 раза (р=0,0002).
Ранее установлено, что повышенные концентрации гормонов стресса вызывают повышение артериального давления [2], что приводит к механическому повреждению эндотелиоцитов и, как следствие этого, миграции лейкоцитов в эту зону для развития иммунных и репаративных процессов [7]. Обеспечение миграции лейкоцитов осуществляется в комплексе с тромбоцитами [3]. В нашем исследовании, общее количество лейкоцитарно-тромбоцитарных коагрегатов в течение семестра, до и после экзамена не изменялось. При этом содержание моноцитарно-тромбоцитарных конгломератов после экзамена выросло в 2,9 раза (р=0,013), а лимфоцитарно-тромбоцитарных розеток снизилось до экзамена в 1,5 раза (р=0,036) и осталось на тех же значениях и после экзамена. Нами зафиксировано резкое падение экспрессии Р-селектина на клетках крови после экзамена по сравнению с периодом перед экзаменом (табл. 1.). Отличий в зависимости от пола обследуемых при этом зафиксировано не было.
Таблица 1
Динамика уровня лейкоцитарно-тромбоцитарных коагрегатов иих подвидов при стрессе (Me (25%; 75%))
Группы / показатели |
Лейкоцитарно-тромбоцитарные агрегаты, % |
Лейкоцитарно-тромбоцитарные агрегаты + Р-селектин, % |
Моноцитарно-тромбоцитарные агрегаты, % |
Моноцитарно-тромбоцитарные агрегаты + Р-селектин, % |
Лимфоцитарно-тромбоцитарные, % |
Период семестра |
5,3 (5,1; 5,6) |
10,5 (9,1;13,6) |
16,5 (11,1;24,9) |
2,2 (1,8; 4,9) |
3,7 (3,4; 4,2) |
Перед экзаменом |
4,6 (4,3; 5,5) |
26,7 (22,3;47,3) р1=0,005* |
15,8 (10,2;22,3) р1=0,39 |
19,6 (9,3;48,3) р1=0,005* |
2,4 (2,1; 2,6) р1=0,005* |
После экзамена |
4,5 (3,7; 7,4) |
6,4 (3,9; 6,9) р1=0,005* р2=0,005* |
45,3 (36,7; 45,5) р1=0,012* р2=0,013* |
2,5 (2,1; 4,5) р1=0,51 р2=0,003* |
2,4 (1,7; 4,1) р1=0,0357 р2=0,48 |
Примечание: р1 — уровень статистической значимости различий по сравнению с группой студентов во время семестра, р2 — уровень статистической значимости различий по сравнению с группой студентов перед экзаменом.
Выводы: На фоне экзаменационного стресса отмечается увеличение ТТГ и пролактина. Причем у девушек в большей степени возрастает концентрация пролактина, у юношей — тиреотропного гормона. Так же, не зависимо от пола, регистрируется рост тиреоидных гормонов, снижается количество лимфоцитарно-тромбоцитарных конгломератов и увеличивается моноцитарно-тромбоцитарных.
Литература:
- Бакшеева Е. Г. Изменения биохимического и психофизиологического статуса организма студентов при воздействии факторов образовательной среды ВУЗа и их коррекция природными адаптогенами / Е. Г. Бакшеева, Е. С. Косякова, С. В. Романюк, М. В. Максименя // Материалы XV межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Медицина завтрашнего дня». — 2016. — С.177–178.
- Башаров А. Р. Динамика уровня метаболитов катехоламинов и кортизола в процессе адаптации новобранцев к условиям военной службы / А. Р. Башаров, Б. С. Хышиктуев, М. В. Максименя // Военно-медиицнский журнал. — 2006. — Т.327, № 2. — С. 54а-55.
- Исакова Н. В. Функциональная активность тромбоцитов и моноцитов у больных сахарным диабетом 1 типа с неосложненным и осложненным течением / Н. В. Исакова, Н. Н. Цыбиков, Е. В. Фефелова // Забайкальский медицинский вестник. — 2007. — № 2. — С. 39–42.
- Кубасов Р. В. Функциональные изменения гипофизарно-гонадного и тиреоидного эндокринных звеньев в ответ на стрессовые факторы / Р. В. Кубасов, Ю. Е. Барачевский., В. В. Лупачев // Фундаментальные исследования. 2014. — № 10–5. — С. 1010–1014.
- Максименя М. В. Изменение содержания гормонов гипофизарно-тиреойдной системы в сыворотке крови и слюне при экзаменвционном стрессе / М. В. Максименя, Е. В. Фефелова, Т. М. Караваева, О. К. Плотникова, П. П. Терешков, Е. Г. Бакшеева, Е. С. Косякова // Забайкальский медицинский вестник. — 2016. — № 1. — С. 29–35. — Режим доступа: http://chitgma.ru/zmv2/journal/2014/2/2.pdf
- Фефелова Е. В. Изменение адгезивных свойств лейкоцитов под воздействием гипергомоцистеинемии // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. — 2010. — № 3. — С. 267–269.
- Фефелова Е. В. Влияние экзаменационного стресса на развитие дисфункции эндотелия и образование лейкоцитарно-тромбоцитарных коагрегатов / Е. В. Фефелова, П. П. Терешков, О. К. Плотникова, А. В. Семенов, Н. М. Свистунова, М. О. Иванов // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. — 2015. — Т.101, № 1. — С. 134–139.