Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 336 раз

Библиографическое описание:

Демченко С. В. Современные исследования влияния гендерных различий на коммуникативное поведение личности // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 570-572. — URL https://moluch.ru/archive/130/36160/ (дата обращения: 21.05.2018).



В статье рассмотрены сущность и свойства коммуникативной личности. На материалах социологического исследования показаны особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины. Представлен сравнительный анализ двух групп разделенных в соответствии с гендерным признаком.

Ключевые слова: гендер, пол, коммуникативная роль, коммуникативное поведение личности, коммуникативные умения

В последние годы исследования гендера позволяют определять гендер как реальность, которая опосредована знаками, символами, ритуалами и актами коммуникации. Соединение различных аспектов, например, социальных, культурных, этнографических делает гендер особо актуальным предметом анализа среди ученых.

Любое общество производит и закрепляет в коллективном общественном сознании полоролевые модели поведения, которые фиксируются в процессе социализации личности. Довольно сложно вычленить из общего культурного контекста сведения о том, где, кем, когда и как создаются эталонные для этого общества представления мужественности и женственности. Бесспорно ясно, что различные гендерные стереотипы являются итогом всего предшествующего этнокультурного опыта этого общества и насаждаются через передачу потока социальной информации в диапазоне постоянных актов «сообщения» и «понимания», т. е. через систему коммуникации.

Рассматривая всю совокупность социокультурных ценностей можно отметить присутствие универсальных, глобальных и общезначимых ценностей, которые базируются на фактах биологической природы человека либо всесторонних свойствах социальной коммуникации. Однако даже они, представляя собой продукт той или иной культуры, в определенной степени своеобразны и неповторимы.

Наиболее заметно это будет проявляться в гендерных стереотипах, где совокупность универсальных ценностей оказываются весьма ограниченны в диапазоне с одной стороны, но с другого ракурса они стабильны для различных культур. Например, во многих культурах поощряется монополия женщины на продолжение рода, воспитание, обучение, заботу и опеку близких, внешнюю привлекательность, занятие бытовыми делами, нацеленность на приватную сферу семьи и мужская монополия на утверждение порядка, нацеленность на общественно значимые сферы, связанные с руководством, распоряжением ресурсами, властью. Но идеалы мужественности и женственности отличны в разных культурах. В некоторых странах до сих пор права женщин строго ораничены.

Любая межличностная коммуникация будет сопровождаться определенными ритуалами, которые подкрепляют статусные взаимоотношения, в том числе и гендерные. Ритуализировано все без исключения: одежда, жесты, лексика аксессуары, правила этикета, манера речи, трапеза, застолье, похоронный ритуал, брачные церемонии и другое. Вся ритуальная действительность человека пронизана дихотомией мужское — женское, и гендерные роли отчетливо регламентируются обществом.

Все это, таким образом, обусловливает актуальность исследования влияния гендерных различий на коммуникативное поведение личности в современном мире.

Каждый человек, участвуя в производственно-познавательной деятельности общества, оказывается включённым во множество коммуникативных процессов, выступая при этом то отправителем, то посредником, то получателем сообщений. В первую очередь это касается языковых, вербальных коммуникаций, а во вторых уже и невербальных. Возможность человека участвовать в вербально-коммуникативных событиях обусловливается его коммуникативным поведением, то есть его поведением в течение общения, которое основывается на нормах и традициях личности.

Рассматривая отечественных социологов сегодня можно отметить наличие множества различных подходов к тому, как определять коммуникативную личность (В. Б. Кашкин, В. П. Конецкая, Д. П. Гавра). Так же при анализе коммуникативной личности возникают такие проблемы, как структурирование модели коммуникативной личности, а также какими компетенциями должна обладать коммуникативная личность: харизма, коммуникабельность, эмпатия и др. (В. П. Конецкая, А. В. Мудрик, И. М. Юсупов, Е. П. Ильин, А. П. Василькова, Н. Л. Гусакова и др.).

Под коммуникативной личностью понимается проявление личности, как субъекта коммуникации, который наделен рядом индивидуальных свойств, черт и характеристик, которые определяют мотивационные, когнитивные, семиотические предпочтения и коммуникативную компетенцию личности.

Говоря о том, какими свойствами должна обладать коммуникативная личность в первую очередь следует выделить коммуникабельность. Так А. В. Мудрик утверждает, что «коммуникабельность можно определить как сильно развитое, устойчивое стремление личности к контактам с окружающими, которое сочетается с быстротой их установления» [1, с. 98].

И. М. Юсупов же считает, что коммуникабельность имеет некую эмоциональную сторону. Он отмечал, что собеседники практически «говорят» друг другу о собственном эмоциональном состоянии, не осознавая этого. Обмен информацией в эмоциональном плане появляется как результат необходимости в выражении чувств и эмоций, а кроме того, как выражение ожиданий ощутить эмоциональное состояние своего собеседника [2, с. 152].

Особую значимость для коммуникативной личности имеет и харизма. Харизма — это свойство, определенное качество личности, с помощью которого находящиеся вокруг люди оценивают человека как обаятельного и притягательного не только лишь его внешними данными, но и одаренного такими индивидуальными характеристиками, как целеустремленность действий, понимание целей, стремление к лидерству, уверенность, экспрессия, умение воодушевлять и увлекать за собой других людей и пр. [3, с. 66].

Каждый человек ежедневно везде, где бы он не был прямо или косвенно сталкивается с гендерными речевыми явлениями и их характеристиками. Во всех сферах человеческой деятельности, когда происходит общение между мужчиной и женщиной, можно говорить о гендерных особенностях. Гендерная проблема в коммуникации проникает почти во все социальные сферы, оказывая, таким образом, влияние не только на отдельных индивидов, но и на целые группы людей.

В связи с вышесказанным мы задались целью — выявить особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины. Мы исходили из того, что особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины обусловлены, с одной стороны, тем, что мужчинам свойственно менее эмоциональное поведение, сдержанное и расчетливое, тогда как, с другой стороны, женщины в процессе коммуникации являются более эмоциональными, экспрессивными и чувственными.

С целью выявления различий коммуникативных навыков мужчин и женщин, в октябре 2016 года было проведено социологическое исследование. Общая выборка составила 30 респондентов, по 15 представителей каждого пола в возрасте старше 18 лет. Все опрошенные проживают в г. Краснодаре.

В заключение, все полученные результаты были разделены в соответствии с гендерным признаком.

На основании этого, было установлено, что 50 % мужчин почти всегда стараются «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны им, тогда, как, напротив, 60 % женщин делают это редко.

Таким образом, можно сделать вывод, что женщины более лояльны в беседе на неприятные для них темы, нежели мужчины.

Наряду с этим, 80 % мужчин и 50 % женщин лишь иногда испытывают раздражение от манер о партнера по общению.

Поэтому, можно отметить, что, в целом, по данному аспекту коммуникативного поведения мужчины и женщины мыслят примерно в одном направлении.

Также было выявлено различие, обусловленное тем, что 60 % мужчин почти всегда могут быть спровоцированы на резкость или грубость неудачным выражением, тогда как 60 % женщин, напротив, менее эмоционально отреагируют в случае неудачного высказывания собеседника.

Отсюда следует, что мужчины более экспрессивны в случае, когда задета их самооценка, тогда как женщины постараются не подавать вида.

Различные установки были выявлены в вопросе общения с незнакомцами: если 60 % мужчин почти всегда избегают вступления в диалог с незнакомым человеком, то 60 % женщин делают это лишь иногда. Это значит, что женщины легче, чем мужчины, могут вступить в контакт с незнакомым человеком. Это можно объяснить тем, что женщины являются более общительными и новое знакомство, в большинстве случаев, не составляет труда.

Большинство женщин (70 %) имеют привычку перебивать собеседника, тогда как только 40 % мужчин делают это иногда. В связи с этим можно предположить, что женщину, в силу своей эмоциональности, в разговоре часто перебивают собеседника, пытаясь высказать свою точку зрения, тогда как мужчины предпочитают сначала услышать, а потом выразить свою позицию.

Также 60 % женщин склонны почти всегда делать вид, что внимательно слушают, а сами думают совсем о другом, а 50 % мужчин отвлеченно думают иногда. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что мужчины являются более внимательными слушателями в силу того, что не отвлекаются на посторонние мысли в процессе коммуникативного взаимодействия.

Женщины в меньшей степени склонны скрывать свои эмоции — 60 % женщин ответили, что почти всегда меняют свой тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто их собеседник, в то время как 80 % мужчин не делают этого никогда.

Таким образом, мужчины не проявляют изменений в своих эмоциях при собеседнике, тогда как женщины склонные эмоционально показывать свое отношение к партнеру в беседе.

Большинство опрошенных женщин (70 %) почти всегда стремятся сменить тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для них темы, как и 60 % мужчин, делающих это в некоторых случаях. Как видно из данного заключения можно отметить сходные установки в коммуникативном поведении мужчин и женщин в ситуации неприятной беседы: и мужчины, и женщины, стремятся уйти от неугодных тем.

Большая часть женщин (80 %) почти всегда стараются поправить собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, название, вульгаризмы, тогда как мужчины предпочитают не делать этого вовсе. Следовательно, женщины менее терпеливы к нарушениям лексических норм, что вызывает у них потребность поправить собеседника, в то время как мужчины не придают этому большого значения.

Наконец, сходные позиции были выявлены в вопросе оттенка тона: 70 % женщин и 40 % мужчин иногда позволяют себе снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику. Итак, можно сделать вывод, что тональность голоса при коммуникативном акте мужчины и женщины может изменяться в равной степени.

В целом, необходимо отметить, что мужчины являются более лояльными собеседниками, чем женщины, которые зачастую не скрывают своего отношения к партнеру в беседе.

В этой связи, необходимо заключить, что различия в коммуникативном поведении мужчин и женщин обусловлены тем, что мужчины склонны более часто «сворачивать» неприятную для них тему, а также проявлять вспыльчивость при резком выражении собеседника, тогда как женщинам проще вступать в контакт с незнакомыми людьми, а также женщины чаще перебивают своего собеседника, могут отвлекаться на посторонние мысли и более эмоционально реагировать в процессе речевого акта.

Литература:

  1. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2013. 411 с.
  2. Гусакова Н. Л. Подходы к анализу феномена коммуникативного потенциала в психолого-педагогической литературе // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2008. № 3 (39). С. 152–156.
  3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2015. 345 с.
Основные термины (генерируются автоматически): гендерных различий, коммуникативном поведении мужчины, коммуникативной личности, коммуникативное поведение личности, особенности гендерных различий, влияния гендерных различий, исследования влияния гендерных, свойства коммуникативной личности, анализе коммуникативной личности, модели коммуникативной личности, коммуникативного поведения мужчины, коммуникативном акте мужчины, гендерным признаком, резком выражении собеседника, коммуникативная личность, неудачного высказывания собеседника, женщины склонные эмоционально, процессе социализации личности, нежели мужчины, мужчины склонны.


Ключевые слова

гендер, пол, коммуникативные умения, коммуникативная роль, коммуникативное поведение личности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос