Концепция бережливого производства: неуклонное сокращение потерь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 03.12.2016

Статья просмотрена: 6704 раза

Библиографическое описание:

Чернова, В. А. Концепция бережливого производства: неуклонное сокращение потерь / В. А. Чернова, И. Т. Агеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 407-410. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36093/ (дата обращения: 17.12.2024).



В Японии и многих западных странах концепция управления качеством Lean Manufacturing (Концепция бережливого производства), которая основана на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь и предполагает вовлечение в процесс оптимизации производства каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя, считается сегодня одной из самых эффективных моделей развития организации. Внедрение бережливого производства становится все более популярным и среди отечественных производителей, осознавших, что конкурентоспособность невозможна без значительного преобразования производства.

Первоначально концепция, подобная Lean Manufacturing, появилась у Генри Форда (H. Ford) в Америке в 1920-х гг. В это же время в СССР А. К. Гастев предложил систему НОТ (Научная Организация Труда). Однако, революционные идеи не были восприняты современниками. Уже в середине 1950-х гг. Тайити Оно (Taiichi Ohno) из Японии разработал новую систему организации производства, впоследствии получившую название Производственная система Toyota или Toyota Production System (TPS). Эта система распространилась на Западе в 1980-е гг. и получила обозначение Lean Production (Lean Manufacturing, Lean). Большой вклад в совершенствование системы бережливого производства внесли Сигео Синго (Shigeo Shingo), создавший метод SMED, и Масааки Имаи (Masaaki Imai) — первый популяризатор философии Кайдзен. [4]

К концу XX века система бережливого производства была приспособлена к условиям торговли, сферы услуг, коммунального хозяйства, здравоохранения, вооруженных сил и государственного сектора.

Концепция бережливого производства представляет собой и философию, и систему, и инструментарий, чьи принципы предполагают непрерывную длительную работу по совершенствованию качества и минимизации потерь:

  1. Определение ценности конечного продукта;
  2. Определение потоков создания ценности;
  3. Обеспечение постоянства потоков формирования ценности;
  4. Вытягивание продукта потребителем;
  5. Стремление к совершенству.

Применение на практике указанных принципов позволяет сделать предприятие более эффективным благодаря росту производительности труда, конкурентоспособности и качества выпускаемых изделий, не требуя капитальных затрат на реорганизацию производства. [1]

Внедряя бережливое производство, предприятие должно устранить потери — действия, не приносящие ценности, но требующие ресурсов, что поможет существенно сократить производственный цикл и снизить итоговую стоимость продукции. В данной концепции рассматривается 7 видов потерь:

  1. Транспортировка. Требует оптимизации маршрутов по времени и расстоянию, поскольку каждое перемещение увеличивает риск повреждения, потери, задержки и вызывает рост накладных расходов, не прибавляя ценности продукту.
  2. Запасы. Представляют собой замороженные денежные средства, лежащие на складах, при этом требующие расходов на их сохранение.
  3. Движения. Лишние движения работников и оборудования приводят к дополнительным потерям времени и средств.
  4. Ожидание. Сырье и продукты, находящиеся в незавершенном производстве и дожидающиеся своей очереди на обработку, занимают место и увеличивают стоимость без увеличения ценности.
  5. Перепроизводство. Самый негативный вид потерь, требующий затрат на производство, хранение, учет и пр.
  6. Технология. Технологические возможности предприятия не справляются с требованиями потребителя.
  7. Дефекты. Требуют затрат времени и средств на устранение.
  8. Потери от неправильной расстановки персонала на производстве, в случае если сотрудники выполняют работу, не соответствующую их навыкам и опыту. [2]

Концепция бережливого производства является продолжением многих японских подходов к управлению, благодаря чему она включает как большое число методик и инструментов, так и сами подходы управления. В зависимости от конкретных задач и условий на практике применяют разный состав методик и инструментов, к наиболее часто встречающимся относят следующие, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Инструменты иметодики вконцепции бережливого производства

Инструменты

Описание

Just in Time

Позволяет производить продукцию в нужном количестве в нужное время — основывается на потребительском спросе и «тянущем» производстве

Кайдзен (kaizen)

Сотрудники регулярно и активно работают над совершенствованием своей деятельности, непрерывно улучшая качество

5S

Позволяет сократить потери, связанные с плохой организацией рабочего места: повышает производительность и избавляет исполнителя от затрат времени на поиск нужных инструментов, документации и т. д., создает атмосферу комфорта на рабочем месте.

Андон (Andon)

Позволяет всем сотрудникам видеть состояние производства, предупреждает, когда необходима помощь, и позволяет операторам остановить производственный процесс в случае возникновения проблем.

Канбан

Система регулирования потоков материалов и товаров внутри организации и за ее пределами — с поставщиками и заказчиками. Позволяет сократить потери, связанные с запасами и перепроизводством.

SMED

Система, позволяющая сократить потери времени, связанные с установкой заготовок.

Стандартизация работы

Позволяет документировать процессы, за счет чего создается основа для улучшения деятельности.

Poka-Yoke

Метод моделирования ошибок и их предупреждения в производственных процессах

Шесть сигм (6 σ)

Означает уровень эффективности производства, при котором на каждый миллион проведенных операций приходится всего 3,4 дефекта, при этом дефектом считают все, что не соответствует требованиям клиента. Основная цель — минимизация отклонений в ходе производственного процесса и его улучшение с помощью последовательности шагов DMAIC (define, measure, analyze, improve, control): выявление, измерение, анализ, совершенствование и контроль

Кампания красных ярлыков

Предполагает ежемесячный обход рабочих мест сформированной командой, состоящей из работников цеха, и прикрепляющей на оборудование, инструменты, запасы, документы и пр. красные ярлыки в случае, если эти предметы редко применяются или мешают перемещению как продукции, так и самих работников по цеху. Другая команда исследует каждый помеченный предмет с точки зрения необходимости его существования. Те предметы и документы, которые не используются и только мешают, немедленно удаляются или перемещаются на места складирования.

Комбинация методик, инструментов и подходов поддерживает и усиливает друг друга, за счет этого сама система Lean становится более гибкой.

Переход к концепции бережливого производства на каждом конкретном предприятии требует адаптации под специфические условия и разработки плана по проведению усовершенствований. Как правило, организации, внедряющие бережливое производство проходят ряд этапов (таблица 2).

Таблица 2

Этапы внедрения иусловия применения концепции бережливого производства

Этапы внедрения концепции бережливого производства

Условия применения на производстве

Определение внутреннего или внешнего специалиста по переходу предприятия на бережливое производство

Внутри предприятия — это должен быть один из ТОП — менеджеров. Внешний специалист — организационный консультант с широкими полномочиями и обязательством руководства выполнять все его рекомендации.

Организация тотального обучения всего персонала технологии бережливого производства

При недостаточной мотивации персонала к принятию изменений проработка вопроса трудоустройства части работников или ухода на пенсию возрастных специалистов.

Определение целей проведения организационных изменений

Взвешенный подход к определению своевременности принятия решения о переходе на бережливое производство и причин, определяющих этот переход

Разработка руководителями карт потоков создания ценности по всем без исключения процессам

Ревизия всех процессов, состояния оборудования, рабочих мест, материальных и информационных потоков.

Оценка всех видов потерь и причин их возникновения

Вовлечение в эту работу максимально большого числа сотрудников предприятия.

Разработка процедуры перехода на бережливый процесс создания ценности в одном из ключевых процессов

Подготовка материально-технической базы для организации «правильных» рабочих мест, оборудования и подготовка людей к переходу на бережливое производство.

Применение «кайдзен» по всей цепочке процесса

Работа малых групп по поиску улучшений и их внедрение.

Перенос опыта проведения изменений на другие процессы

Поддержка сотрудников, прилагающих ус лия по проведению изменений.

Переход на новую систему управленческого учета

Создание по всем командам процессов технологии «вытягивающего» производства. Переход на карточки «канбан».

Связь оплаты труда процессных команд с показателями работы предприятия

Обеспечение прозрачности финансового учета результатов деятельности фирмы.

Постепенный вывод устаревшего оборудования и замена его на оборудование, обеспечивающее производство по поточному методу

Наличие высвобожденных ресурсов и рост производительности труда в результате проведенных организационных изменений.

Инициация трансформации проведения преобразования в сторону принятия бережливого производства у внешних поставщиков и потребителей продукции

Демонстрация выгод от применения бережливого производства своим партнерам.

Применение концепции бережливого производства в любой организации позволяет достичь значительного повышения эффективности работы и сокращения потерь. [3]

Выпуская качественные изделия, компания получает выгоду в виде роста объемов реализации и рентабельности, улучшения имиджа, дает возможность получить большую долю рынка, повысить производительность труда сотрудников, понизить уровень дефектности и гарантийных возвратов, получить более высокую прибыль за счет сокращения издержек.

Литература:

  1. Чернов А. В., Миськов Д. В. Проектирование системы качества радиотехнических средств // Нелинейный мир. — 2010. — № 10. — С. 658–662.
  2. Высочий Д. Система Lean: Концепция бережливого производства // Д. Высочий URL: http://otrude.ru/ (дата обращения: 20.11.2016).
  3. Колчков В. И. Точность-Качество // Консультационно-информационный ресурс Точность-Качество. URL: http://www.micromake.ru (дата обращения: 20.11.2016).
  4. Менеджмент качества // КПМС. URL: http://www.kpms.ru/ (дата обращения: 20.11.2016).
  5. Консалтинговая группа BI TO BE. Основы бережливого производства. Методические материалы для площадки «Карьера» Международного молодежного лагеря «Байкал 2020» // Консалтинговая группа BI TO BE. URL: http://www.bitobe.ru (дата обращения: 20.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): бережливое производство, SMED, вид потерь, концепция, DMAIC, TPS, внешний специалист, производственный процесс, рабочее место, Япония.


Ключевые слова

бережливое производство, потери, Бережливого производства, концепция бережливого производства, сокращение потерь, Lean Manufacturing

Похожие статьи

Совершенствование деятельности предприятия в рамках концепции бережливого производства

Статья посвящена анализу проблем, с которыми сталкиваются российские промышленные предприятия в процессе внедрения концепции бережливого производства. Рассмотрена система организации управления производством, направленная на непрерывное совершенствов...

Совершенствование внутрипроизводственной логистики фирмы на основе концепции бережливого производства

В статье рассматривается концепция бережливого производства, позволяющая с наибольшей эффективностью решить задачи производства. Сделан вывод о необходимости развития инструментов бережливого производства и технологий логистики производства.

Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации

Целью данного исследования является разработка теоретической модели, объясняющей взаимосвязь между корпоративной культурой, уровнем лояльности персонала и эффективностью стратегического управления персоналом в организации. Статья основывается на обзо...

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Анализ практик внедрения бережливого производства

В данной статье рассматриваются принципы и инструменты бережливого производства на практических примерах внедрения концепции бережливого производства в крупных российских организациях, государственных и муниципальных учреждениях. По итогам проведенно...

Стимулирование труда на предприятии как метод мотивации

Стимулирование труда всегда было и остается одной из главных проблем развития экономики и управления. Созданная на предприятиях система стимулирования труда должна соответствовать целям предприятия и удовлетворять потребности персонала для получения ...

Технология управления талантами персонала как инновационный метод повышения конкурентоспособности организации

Поиск и привлечение талантливых сотрудников на рабочие места является не единственным фактором успешной деятельности организации. Необходимо осуществлять беспрерывный процесс совершенствования системы управления талантами. В статье основное внимание ...

Процессный подход в антикризисном управлении предприятием

На современных предприятиях основным подходом к управлению организацией является функциональный подход, при котором управление компанией происходит через функции, функциональных руководителей и подсистемы. Однако в современных условиях рыночной эконо...

Модернизация производства как фактор повышения производительности труда в ООО «Агрофирма «Труд» (Кунгурский муниципальный округ Пермского края)

Модернизация производства труда, является одним из ключевых факторов повышения уровня производительности труда. В статье рассмотрены основные проблемы низкой производительности труда, а также предложены мероприятия по модернизации производства.

Разработка системы обучения и развития персонала

Обучение и развитие персонала: важнейший инструмент для повышения организационной эффективности. Подготовка и повышение квалификации персонала основаны на посылке о том, что для роста организаций необходимо повысить квалификацию персонала.

Похожие статьи

Совершенствование деятельности предприятия в рамках концепции бережливого производства

Статья посвящена анализу проблем, с которыми сталкиваются российские промышленные предприятия в процессе внедрения концепции бережливого производства. Рассмотрена система организации управления производством, направленная на непрерывное совершенствов...

Совершенствование внутрипроизводственной логистики фирмы на основе концепции бережливого производства

В статье рассматривается концепция бережливого производства, позволяющая с наибольшей эффективностью решить задачи производства. Сделан вывод о необходимости развития инструментов бережливого производства и технологий логистики производства.

Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации

Целью данного исследования является разработка теоретической модели, объясняющей взаимосвязь между корпоративной культурой, уровнем лояльности персонала и эффективностью стратегического управления персоналом в организации. Статья основывается на обзо...

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Анализ практик внедрения бережливого производства

В данной статье рассматриваются принципы и инструменты бережливого производства на практических примерах внедрения концепции бережливого производства в крупных российских организациях, государственных и муниципальных учреждениях. По итогам проведенно...

Стимулирование труда на предприятии как метод мотивации

Стимулирование труда всегда было и остается одной из главных проблем развития экономики и управления. Созданная на предприятиях система стимулирования труда должна соответствовать целям предприятия и удовлетворять потребности персонала для получения ...

Технология управления талантами персонала как инновационный метод повышения конкурентоспособности организации

Поиск и привлечение талантливых сотрудников на рабочие места является не единственным фактором успешной деятельности организации. Необходимо осуществлять беспрерывный процесс совершенствования системы управления талантами. В статье основное внимание ...

Процессный подход в антикризисном управлении предприятием

На современных предприятиях основным подходом к управлению организацией является функциональный подход, при котором управление компанией происходит через функции, функциональных руководителей и подсистемы. Однако в современных условиях рыночной эконо...

Модернизация производства как фактор повышения производительности труда в ООО «Агрофирма «Труд» (Кунгурский муниципальный округ Пермского края)

Модернизация производства труда, является одним из ключевых факторов повышения уровня производительности труда. В статье рассмотрены основные проблемы низкой производительности труда, а также предложены мероприятия по модернизации производства.

Разработка системы обучения и развития персонала

Обучение и развитие персонала: важнейший инструмент для повышения организационной эффективности. Подготовка и повышение квалификации персонала основаны на посылке о том, что для роста организаций необходимо повысить квалификацию персонала.

Задать вопрос