Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Внедрение принципов бережливого производства в торговле

Экономика и управление
14.04.2023
927
Поделиться
Библиографическое описание
Жапаров, Меирлан Нурланулы. Внедрение принципов бережливого производства в торговле / Меирлан Нурланулы Жапаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101598/.


В статье автор проводит анализ внедрения бережливого производства в розничную торговлю продовольственными товарами на примере супермаркета. Выявлены особенности при внедрении бережливого производства в розничной торговле.

Ключевые слова: бережливое производство, торговля, кайдзен, потери.

В современных условиях высокой конкуренции предпринимателям становится всё сложнее увеличивать выручку и рентабельность бизнеса. Способ ценовой конкуренции является ограниченным в конкурентной борьбе особенно в сфере розничной торговле. Поэтому приходится находить выход в повышении ценности для клиента и сокращать потери на разных этапах создания этой ценности. Такой подход является неочевидным с первого взгляда и требует более глубокого анализа всех процессов бизнеса вплоть до мелких деталей. Кроме этого, в условиях постоянной нехватки инвестиционных ресурсов на оптимизацию бизнес-процессов дорогостоящие способы также являются менее привлекательными, особенно для малого бизнеса. В общем, возрастает потребность предприятий в оптимизации бизнеса без серьезных капиталовложений, но с обеспечением повышения ценности товаров и услуг.

Одной из эффективных концепций совершенствования бизнес-процессов может стать концепция, которая известна как «бережливое производство» (от англ. lean production, lean manufacturing) [1]. История зарождения данной концепции начинается с корпорации Toyota в Японии. Бережливое производство также стало ключевой идей системы Кайдзен, которое дословно означает «постоянное совершенствование» [2].

Кайдзен с точки зрения внедрения бережливого производства в компании берет свое начало с признания того, что у любого предприятия всегда существуют проблемы (потери), которые необходимо находить и решать, создавая такую доверительную корпоративную культуру, при которой каждый сотрудник имеет возможность открыто говорить о тех или иных нерешенных проблемах.

В рамках концепции «бережливое производство» ключевым является анализ потерь в бизнесе и понимание того, что потери оказывают влияние на итоговую стоимость продукта, при этом, не добавляя ему с точки зрения клиента ценности.

Благодаря бережливому производству достаточно быстро происходит существенное сокращение производственного цикла, в значительной степени повышается коэффициент эффективности предприятия, но достигнутые показатели трудно удержать на высоком уровне, если предприятие не поддерживает внедряемые технологии. Одновременно с этим, если результаты устойчивы, то эффект от них лишь увеличивается с течением времени.

На данный момент уже существует множество научных исследований и литературы о преимуществах и внедрению элементов бережливого производства на предприятиях. Однако, большинство этих исследований направлены на применении бережливого производства в производственной и промышленной сфере. При этом существует недостаточно исследований о внедрении бережливого производства в сферу услуг, в частности розничной торговли.

Стоит выделить ряд отличий ритейла от других отраслей:

— При походе в магазин на решение покупателя о покупке влияют множество факторов. Например, время на поиск товара в магазине, время, затраченное в очереди у кассы, психологический комфорт и атмосфера в магазине, уровень цен на товары и т. д. Поэтому важно проанализировать данные процессы с точки зрения покупателя, а улучшение качества товара и его цены — это область решения производителя. Для магазина важно лишь систематизировать потоки ценности для клиента.

— В ритейле покупатель находится в торговом зале и готов к диалогу. Данную возможность можно использовать для получения обратной связи о сервисе в магазине. И получение обратной связи необходимо встроить в процесс.

— Розничная торговля в первую очередь — это коммуникации с клиентом. Сотрудники являются основными «двигателями» товародвижения в магазине. С развитием использования строгих продуманных скриптов для отдела продаж теряется из внимания сам процесс коммуникаций, в частности уделять внимание со стороны руководителя эмоциональному состоянию в коллективе [3].

— Товародвижение и логистика, а также стандартизация играет высокую роль в процессе розничной торговли. Низкий уровень контроля и его совершенствования может повлечь за собой потери на этапе транспортировки, ожидания и нехватки в нужное время конкретного товара [4].

— Наличие встречного материального потока. В розничной торговле кроме основных потоков имеет место быть также дополнительный поток, который заключается в работе с продуктами с коротким сроком хранения. На это направление влияют следующие бизнес-процессы в магазине: невозможность спрогнозировать покупательский спрос, политика закупок товаров, недостаточная ответственность, а именно магазин может игнорировать потери в этом канале, по причине, например, возврата товара поставщику, при этом сам продавец не несет ответственности. А можно было предложить уценку таких товаров в последние дни срока использования [5].

Данное исследование посвящено внедрению принципов бережливого производства в розничной торговле продовольственными товарами на примере супермаркета в г. Алматы. Наименование супермаркета «Gastronoмия» (Индивидуальный предприниматель «Жапаров»).

В рамках анализа установлено, что:

— предприятие достаточно стабильно работает на целевом рынке;

— одновременно с этим, основные показатели деятельности (выручка, прибыль и рентабельность) демонстрируют динамику сокращения;

Анализ потерь позволил выявить следующие категории:

1. Списание в магазине — товар ненадлежащего качества, просроченные сроки годности:

— причина — несвоевременный контроль качества (сроков годности) и изъятие товара с полки (списание);

— причина — халатное отношение к работе торгового персонала;

— причина — выкладка новой партии товара, без проверки остатков на пригодность;

2. Руптюр (rupture) — отсутствие товара на полке:

— причина — несвоевременный завоз товара, простой торгового персонала и излишнее ожидание;

— причина отсутствия товара не выявлена (кражи);

— причина — несвоевременная выкладка товара торговым персоналом на полку (халатное отношение);

3. Уценка — реализация ниже себестоимости:

— причина — выкладка новой партии товара, без проверки остатков на пригодность;

— причина — неоптимальная система поставок, затаривание склада и нерациональная закупка продукции.

Кроме этого, сдерживающим фактором внедрения концепции бережливого производства в супермаркете является непонимание со стороны сотрудников цели и важности данной концепции, а также недостаточно знаний об этой концепции, и её преимуществах для бизнеса.

Структура потерь в супермаркете «Gastronoмия» 2019–2022 гг., %

Рис. 1. Структура потерь в супермаркете «Gastronoмия» 2019–2022 гг., %

В итоге было предложено внедрение системы менеджмента качества, которая идентифицировала и описывала трудовые процессы на предприятии. Постепенное внедрение культуры бережливого производства, начиная от руководства и кончая сотрудниками. Разработана программа обучения и мотивации персонала концепции постоянного совершенствования. А также руководством внедрена система мотивации сотрудников, которые будут предлагать конкретные улучшения бизнес-процессов.

Литература:

1. 1.Масааки И. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний [Текст] / И. Масааки — Москва: Альпина Паблишер. 2019 г. — 274 с.

  1. Лайкер Джеффри Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. -402 с.
  2. Джордж Л. Майкл Бережливое производство плюс шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Майкл Джордж. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 413 c.

4. Джеймс Вумек, Дэниел Джонс. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании // «Альпина Паблишер», 2018 г. — 155 с.

5. Логинова Е. В., Привалов М. В. Бережливое производство в крупных торговых компаниях как один из подходов к совершенствованию процесса обслуживания потребителей //Высокие технологии и инновации в науке. — 2022. — С. 61–64.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
бережливое производство
торговля
кайдзен
потери
Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 121-123):
Часть 2 (стр. 83-163)
Расположение в файле:
стр. 83стр. 121-123стр. 163

Молодой учёный