Экономический ликбез: основы бережливого производства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №39 (434) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.09.2022

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Миненко, Е. Ю. Экономический ликбез: основы бережливого производства / Е. Ю. Миненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95110/ (дата обращения: 16.11.2024).



Автор раскрывает основы бережливого производства и раскрывает свой взгляд на процесс оптимизации производства. Студентам экономических специальностей и слушателям военных вузов будем интересно узнать про минимизацию потерь.

Ключевые слова: обучение, бережливое производство, потери

На сегодня известно, что прародителем, а правильнее сказать главным создателем производственной системы по минимизации потерь, т. е. концепции управления производственным предприятием, основанной на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь является Тайити Оно. Предполагается вовлечение в процесс оптимизации производства каждого сотрудника и максимальную ориентацию. На потребителя, а также планомерное сокращение процессов и операций, не добавляющих ценности. Отправная точка — оценка ценностей продукта для конечного потребителя, на каждом этапе его создания.

Потери — это любая работа (деятельность), которая потребляет ресурсы, но не создает ценности для заказчика (рис. 1).

Семь видов потерь

Рис. 1. Семь видов потерь

Поэтому главное — это научиться находить потери в процессах и узнать пути их устранения. Сначала уясним, что такое процесс. Процесс — совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Рассмотрим пример процесса «Изготовление патрубка» (рис. 2).

Пример процесса «Изготовление патрубка»

Рис. 2. Пример процесса «Изготовление патрубка»

В любом процессе определяются виды работ. Это значимая работа, потери, незначимая работа. Значимая работа — это работа, которую необходимо выполнять для обеспечения требований заказчика и добавления ценности. Незначимая работа — работа, которая не добавляет ценности продукту, но при текущем состоянии без нее невозможно обойтись. Потери — любая работа, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности для заказчика. Рассмотрим теперь виды потерь (рис. 3).

Потери при перепроизводстве

Рис. 3 Потери при перепроизводстве

Приведем примеры перепроизводства. Это закупка материала большими партиями, обработка и транспортировка большими партиями, делаем заказ намного больше, чем просит заказчик, больше копий, чем нужно, ненужные отчеты и дублирование информации в разных документов (рис.4).

F6B71969-4172-43B2-B051-CF59FC84C505

Рис. 4. Примеры перепроизводства

Лишние движения движения человека в процессе производственной деятельности, которые не добавляют ценности. Примеры лишних движений: потеря времени на повороты, наклоны; поиск необходимых инструментов, документов; перенос продукта с места на место; перелистывание большого документа из-за отсутствия кратких памяток, инструкций (рис.5).

Пример лишних движений

Рис. 5. Пример лишних движений

Ненужная транспортировка перемещения изделия сверх минимально необходимой для производства «точно вовремя». Транспортировки, такие как: временное размещение, перекладывание, перемещение с места на место и т. п. Примеры ненужной транспортировки: создание дополнительных мест временного хранения; создание промежуточных пунктов перетаривания; большое расстояние от последующего процесса; удаленность складов; передача документов вручную (рис. 6).

Транспортировка изделия с участка В на участок Д и обратно для выполнения одной операции из-за традиционно сложившийся расстановки по цехам

Рис.6. Транспортировка изделия с участка В на участок Д и обратно для выполнения одной операции из-за традиционно сложившийся расстановки по цехам

Излишние запасы запасы, которые образовались из-за несовершенств организации производства и транспортировки (заготовки, детали в обработке, готовые изделия). Примеры излишних запасов: конечные продукты, комплектующие, произведённые раньше требуемого срока; излишние страховые запасы; залежи канцтоваров, бумаги; накопление нерассмотренных вопросов, задач, документов; хранение неиспользуемых документов (рис. 7).

Хранение излишнего количества канцелярских принадлежностей из-за закупки на всякий случай

Рис. 7. Хранение излишнего количества канцелярских принадлежностей из-за закупки на всякий случай

Избыточная обработка выполнение работы сверх той, которая требуется заказчику/ неэффективное использованием материала в процессе изготовления/ обработки. Примеры избыточной обработки: низкий коэффициент использования материала; дублирующий контроль изделий; избыточные согласования, утверждения, испытания, проверки; работа с нуля вместо модификации существующих решений; наполнение презентаций, отчетов ненужной заказчику информацией (рис.8).

Покраска внутренней стороны ковша и машины в разные цвета, в то время как заказчику разнообразие окраски не требуется .

Рис. 8. Покраска внутренней стороны ковша и машины в разные цвета, в то время как заказчику разнообразие окраски не требуется

Ожидание это время, которое оборудование либо персонал проводит в бездействии, т. е. не создавая ценность. Примеры ожидания: ожидание обработки станка; ожидание поставки комплектующих; ожидание согласований, проверок, решений, разрешений, информации, заказов на поставку и выполнения иных бесполезных операций; медленная работа информационных систем; ожидание опоздавших (рис. 9).

Ожидание поступления заготовок с предыдущего передела

Рис.9. Ожидание поступления заготовок с предыдущего передела

Переделка или брак это производство дефектных деталей и исправление дефектов.Примеры переделки или брака: нарушение технологии; ошибки при подготовке материалов/инструмента; работа не по стандарту; разные замечания при повторных согласованиях; запрос информации, требующий уточнений и переформулировок (рис. 10).

Неучтенные в первой корректировке документа ошибки

Рис. 10. Неучтенные в первой корректировке документа ошибки

Мы рассмотрели основные виды потерь и возможные пути их устранения.

Основные термины (генерируются автоматически): вид потерь, бережливое производство, документ, заказчик, значимая работа, избыточная обработка, место, минимизация потерь, незначимая работа, ненужная транспортировка, Потеря, процесс, процесс оптимизации производства, работа, ценность.


Похожие статьи

Экономический ликбез: методика решения проблем

Автор раскрыл суть методики решения проблем. С помощью этой методики можно решать любые экономические задачи как на производстве, так и на занятиях экономического цикла.

Корпоративное обучение персонала как фактор развития творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов современного предприятия

В статье проанализированы особенности развития интеллектуальных ресурсов современного предприятия. Сделан вывод о росте значения корпоративных форм обучения персонала в целях создания реальных конкурентных преимущества для компаний.

Анализ стимулирования современных студентов гибким графиком работы (на примере студентов инженерно-экономического факультета РГРТУ)

Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы

Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...

Использование метода проектов при обучения студентов СПО специальности «Банковское дело»

В статье автор раскрывает преимущества проектного метода обучения в среднем профессиональном образовании.

Изменения в корпоративном обучении в условиях пандемии

В статье рассмотрены основные изменения в сфере корпоративного обучения. Приведены примеры успешных инновационных решений в бизнес-среде и внедрения новых образовательных технологий. Определены преимущества дистанционного формата и актуальность переп...

Внедрение принципов бережливого производства в торговле

В статье автор проводит анализ внедрения бережливого производства в розничную торговлю продовольственными товарами на примере супермаркета. Выявлены особенности при внедрении бережливого производства в розничной торговле.

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия»)

В статье автором выделены ключевые проблемы, с которыми столкнулись педагоги в период электронного обучения.

Особенности дистанционного обучения математике в средней школе

В статье автор выделяет основные моменты дистанционного обучения, анализирует положительные и отрицательные стороны обучения, опираясь на опыт работы.

Похожие статьи

Экономический ликбез: методика решения проблем

Автор раскрыл суть методики решения проблем. С помощью этой методики можно решать любые экономические задачи как на производстве, так и на занятиях экономического цикла.

Корпоративное обучение персонала как фактор развития творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов современного предприятия

В статье проанализированы особенности развития интеллектуальных ресурсов современного предприятия. Сделан вывод о росте значения корпоративных форм обучения персонала в целях создания реальных конкурентных преимущества для компаний.

Анализ стимулирования современных студентов гибким графиком работы (на примере студентов инженерно-экономического факультета РГРТУ)

Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы

Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...

Использование метода проектов при обучения студентов СПО специальности «Банковское дело»

В статье автор раскрывает преимущества проектного метода обучения в среднем профессиональном образовании.

Изменения в корпоративном обучении в условиях пандемии

В статье рассмотрены основные изменения в сфере корпоративного обучения. Приведены примеры успешных инновационных решений в бизнес-среде и внедрения новых образовательных технологий. Определены преимущества дистанционного формата и актуальность переп...

Внедрение принципов бережливого производства в торговле

В статье автор проводит анализ внедрения бережливого производства в розничную торговлю продовольственными товарами на примере супермаркета. Выявлены особенности при внедрении бережливого производства в розничной торговле.

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия»)

В статье автором выделены ключевые проблемы, с которыми столкнулись педагоги в период электронного обучения.

Особенности дистанционного обучения математике в средней школе

В статье автор выделяет основные моменты дистанционного обучения, анализирует положительные и отрицательные стороны обучения, опираясь на опыт работы.

Задать вопрос