Автор раскрывает основы бережливого производства и раскрывает свой взгляд на процесс оптимизации производства. Студентам экономических специальностей и слушателям военных вузов будем интересно узнать про минимизацию потерь.
Ключевые слова: обучение, бережливое производство, потери
На сегодня известно, что прародителем, а правильнее сказать главным создателем производственной системы по минимизации потерь, т. е. концепции управления производственным предприятием, основанной на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь является Тайити Оно. Предполагается вовлечение в процесс оптимизации производства каждого сотрудника и максимальную ориентацию. На потребителя, а также планомерное сокращение процессов и операций, не добавляющих ценности. Отправная точка — оценка ценностей продукта для конечного потребителя, на каждом этапе его создания.
Потери — это любая работа (деятельность), которая потребляет ресурсы, но не создает ценности для заказчика (рис. 1).
Рис. 1. Семь видов потерь
Поэтому главное — это научиться находить потери в процессах и узнать пути их устранения. Сначала уясним, что такое процесс. Процесс — совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Рассмотрим пример процесса «Изготовление патрубка» (рис. 2).
Рис. 2. Пример процесса «Изготовление патрубка»
В любом процессе определяются виды работ. Это значимая работа, потери, незначимая работа. Значимая работа — это работа, которую необходимо выполнять для обеспечения требований заказчика и добавления ценности. Незначимая работа — работа, которая не добавляет ценности продукту, но при текущем состоянии без нее невозможно обойтись. Потери — любая работа, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности для заказчика. Рассмотрим теперь виды потерь (рис. 3).
Рис. 3 Потери при перепроизводстве
Приведем примеры перепроизводства. Это закупка материала большими партиями, обработка и транспортировка большими партиями, делаем заказ намного больше, чем просит заказчик, больше копий, чем нужно, ненужные отчеты и дублирование информации в разных документов (рис.4).
|
|
Рис. 4. Примеры перепроизводства
Лишние движения — движения человека в процессе производственной деятельности, которые не добавляют ценности. Примеры лишних движений: потеря времени на повороты, наклоны; поиск необходимых инструментов, документов; перенос продукта с места на место; перелистывание большого документа из-за отсутствия кратких памяток, инструкций (рис.5).
Рис. 5. Пример лишних движений
Ненужная транспортировка — перемещения изделия сверх минимально необходимой для производства «точно вовремя». Транспортировки, такие как: временное размещение, перекладывание, перемещение с места на место и т. п. Примеры ненужной транспортировки: создание дополнительных мест временного хранения; создание промежуточных пунктов перетаривания; большое расстояние от последующего процесса; удаленность складов; передача документов вручную (рис. 6).
Рис.6. Транспортировка изделия с участка В на участок Д и обратно для выполнения одной операции из-за традиционно сложившийся расстановки по цехам
Излишние запасы — запасы, которые образовались из-за несовершенств организации производства и транспортировки (заготовки, детали в обработке, готовые изделия). Примеры излишних запасов: конечные продукты, комплектующие, произведённые раньше требуемого срока; излишние страховые запасы; залежи канцтоваров, бумаги; накопление нерассмотренных вопросов, задач, документов; хранение неиспользуемых документов (рис. 7).
Рис. 7. Хранение излишнего количества канцелярских принадлежностей из-за закупки на всякий случай
Избыточная обработка — выполнение работы сверх той, которая требуется заказчику/ неэффективное использованием материала в процессе изготовления/ обработки. Примеры избыточной обработки: низкий коэффициент использования материала; дублирующий контроль изделий; избыточные согласования, утверждения, испытания, проверки; работа с нуля вместо модификации существующих решений; наполнение презентаций, отчетов ненужной заказчику информацией (рис.8).
.
Рис. 8. Покраска внутренней стороны ковша и машины в разные цвета, в то время как заказчику разнообразие окраски не требуется
Ожидание — это время, которое оборудование либо персонал проводит в бездействии, т. е. не создавая ценность. Примеры ожидания: ожидание обработки станка; ожидание поставки комплектующих; ожидание согласований, проверок, решений, разрешений, информации, заказов на поставку и выполнения иных бесполезных операций; медленная работа информационных систем; ожидание опоздавших (рис. 9).
Рис.9. Ожидание поступления заготовок с предыдущего передела
Переделка или брак — это производство дефектных деталей и исправление дефектов.Примеры переделки или брака: нарушение технологии; ошибки при подготовке материалов/инструмента; работа не по стандарту; разные замечания при повторных согласованиях; запрос информации, требующий уточнений и переформулировок (рис. 10).
Рис. 10. Неучтенные в первой корректировке документа ошибки
Мы рассмотрели основные виды потерь и возможные пути их устранения.