Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 04.12.2016

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Перепелицена В. А. Административно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 490-492. — URL https://moluch.ru/archive/130/36088/ (дата обращения: 21.05.2018).



В представленной статье рассматривается актуальная проблема эффективной деятельности административно-правового механизма защиты прав и свобод человека. Вопросы функционирования системы общепризнанных внутригосударственных и межгосударственных институтов, действие и взаимодействие которых направлено на предотвращение нарушений прав человека. Автором проведен анализ механизма защиты прав и свобод человека в Республике Казахстан, важнейшим инструментом обеспечения в условиях формирования гражданского общества является институт Уполномоченный по правам человека.

Ключевые слова: механизм защиты прав и свобод, право, гражданское общество

Всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека на сегодняшний день входит в число наиболее важных задач, необходимость решения которых стоит перед мировым сообществом.

Вплоть до начала нынешнего века вопросы регулирования прав и свобод человека относились к внутренней компетенции государств. Права человека — носят универсальный характер. Разумеется, объем и эффективность реализации прав и свобод зависит от целого ряда факторов. Главным источником власти в Республики Казахстан является — народ. Согласно ст.40 п.2 Конституции РК «Президент — является гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина». В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства Н. А. Назарбаев определил «важнейшим вопросом правовой политики реализацию гражданами права на судебную защиту, гарантированную Конституцией». В Республике Казахстан человек, его права и свобода являются высшими ценностями, что закреплено в статье 1 Конституции РК. Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав — на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, свободу частной жизни и других прав [1].

В своем послании «Сто шагов» лидера нации: путь к развитому государству, Н. А. Назарбаев сказал, что эти реформы — казахстанский ответ на глобальные и внутренние вызовы и одновременно план по вхождению в 30 развитых государств в новых исторических условиях, назвав этот план реформ «Планом нации», осуществление которого должно стать задачей «номер один» на предстоящие 10–15 лет. В 99 шаге Президент Казахстана отметил усиление роли общественных советов при государственных органах, а также акиматах в части обсуждения выполнения стратегических планов и программ развития территорий; бюджетов, отчетов, достижения целевых индикаторов, проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, особенно их защиту [2].

Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека предопределяется, прежде всего, издаваемыми в соответствии с Конституцией и законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. На современном этапе широкое признание получила деятельность Уполномоченного по правам человека в РК, должность которого установлена в нашей стране впервые в 2002 году соответствующим Указом Президента Республики Казахстан.

Данный институт призван защищать прав человека от посягательств должностных лиц, обеспечивать развитие законодательства и правоприменительной практики. Омбудсмен наделен широкими полномочиями по защите и поощрению прав и свобод человека. Вся деятельность Омбудсмена строится в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан по ратифицированным конвенциям ООН и со ссылкой на мировую практику работы подобных учреждений. Конечно, имеются обращения на нарушение трудовых прав, по вопросам жилищных прав, социального обеспечения, реализации прав детей, жалобы на действия/бездействия администрации пенитенциарных учреждений, вопросы, связанные с некачественным и несвоевременным оказанием медицинской помощи, также обращения физических лиц по имущественным вопросам. Таким образом, среди институтов защиты прав человека особое место занимает Уполномоченный по правам человека.

В последнее время в Казахстане с завидным постоянством вспыхивают трудовые, гражданские, социокультурные конфликты, которые было возможно избежать при соблюдении правовых и иных норм человека на начальном этапе. Ситуацию усугубляют сообщения о трудовом рабстве и фактах применения семейного насилия, что напрямую нарушает право на неприкосновенность достоинства человека. В подобных условиях видится перспективным практическое совершенствование судебно-правовой системы, призванной работать на снятие конфликтов, напряженности в обществе. В настоящий момент область защиты прав человека в стране регулируется в соответствии с Конституцией РК, Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период 2010–2020 годы и национальному плану действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009–2016 годы. Как вы знаете, с 1 января 2015 года введен в действие новый Кодекс РК об административных правонарушениях, который был подписан Главой государства 5 июля 2014 года. Разработка законопроекта обусловлена необходимостью приведения положений нового Кодекса в соответствии с положениями законов, принятых в 2014 году, которыми внесены поправки в действующий Кодекс об административных правонарушениях. Кодекс основывается В целях обеспечения общественного порядка и безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций местные представительные органы областей, города республиканского значения и столицы, городов и районов вправе в пределах своей компетенции устанавливать правила, за нарушение которых лица могут быть привлечены к административной ответственности [3].

Помимо внутригосударственного механизма защиты прав и свобод человека, существует международный, который включает универсальный механизм, существующий в рамках системы ООН и региональный механизм, созданный в рамках Совета Европы. Универсальным механизмом является деятельность ООН, которая объединяет 193 государств. ООН разработаны международные стандарты прав человека в гражданской, социальной, экономической, культурной сферах, которые имеют рекомендательный (декларации) или обязательный характер (пакты, конвенции) характер для стран-участников.

Формой регионального сотрудничества государств является ОБСЕ и Совета Европы. На основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года в Совете Европы были образованы Комиссия и суд по правам человека, имеющие право рассматривать жалобы государств и отдельных лиц. В настоящее время жалобы рассматривает Единый Европейский суд по правам человека [4].

Проблема прав и свобод человека является в современном мире сложной и многоплановой. Вопрос о проблеме прав и свобод был озвучен на очередной экспертной конференции посвящённой теме: «Развитие и статус института прав человека за 25 лет независимости Республики Казахстан», где было отмечено, что практика защиты прав человека должна соответствовать национальному законодательству и международным обязательствам Казахстана. Ведь Казахстан должен стремиться к последовательному и четкому исполнению международных обязательств в сфере соблюдения прав человека, продолжать реформы, направленные на эффективное осуществление стратегий защиты и продвижения прав человека, в том числе посредством полной реализации Национального плана действий в области прав человека.

Эксперты постоянно занимаются разработкой конкретных рекомендаций, направленных на улучшение защиты основных прав и свобод человека в Казахстане, в частности по вопросам расширения полномочий национальных институтов защиты прав человека, укрепления механизмов гражданского контроля над деятельностью государственных органов, улучшение законотворческого процесса путем содержательного участия гражданского общества и многие другие.

Для того чтобы механизмы защиты прав и свобод человека были действующими, необходимо с помощью системы правовых, организационных, нравственных мер создание в обществе уважения к правам человека, а также комплексного механизма реализации и защиты прав и свобод населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека. Но за 25 лет Независимости стали свидетельством успеха Казахстана, достигнутого под руководством выдающегося государственного деятеля современности Нурсултана Назарбаева. Мы должны стараться вложить свой вклад в наше законодательства, касающегося прав человека, ведь от этого зависит наше будущее.

Литература:

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Официальное издание.- Алматы, — 2016.
  2. Назарбаев Н. А. «Сто шагов» лидера нации: путь к развитому государству. — Астана,-2015. http://www.atso.kz/
  3. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31577399/
  4. Хански Р. Всеобщая декларация прав человека. //Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М., -2014.
Основные термины (генерируются автоматически): прав человека, свобод человека, защиты прав, защиты прав человека, правам человека, механизма защиты прав, области прав человека, механизмы защиты прав, институтов защиты прав, нарушений прав человека, прав человека особое, Республики Казахстан, Права человека, реализации прав, прав человека должна, соблюдения прав человека, продвижения прав человека, нарушения прав человека, стандарты прав человека, защите прав человека.


Ключевые слова

гражданское общество, право, механизм защиты прав и свобод

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос