Автор: Курданов Василий Олегович

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 26.06.2016

Статья просмотрена: 393 раза

Библиографическое описание:

Курданов В. О. Сущность права на защиту прав и свобод человека и гражданина [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 22-25. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10790/ (дата обращения: 14.12.2017).



В статье освещается понятия и сущность права на защиту прав человека и гражданина, затрагивается вопрос механизмов защиты, право на защиту как самостоятельное субъективное право.

Ключевые слова: сущность права на защиту прав, права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина

Актуальность темы, затрагивающей сущность права на защиту прав и свобод человека и гражданина, обусловлено стремительным изменением геополитической обстановки в мире. Чтобы понять сущность права на защиту необходимо определить его понятие, а также частично затронуть механизмы защиты прав и свобод.

С помощью такого понятия, как «механизм», принято пояснять многие процессы, в том числе процесс защиты прав и свобод человека и гражданина, т. е. его непосредственное действие. Под механизмом понимается система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности или последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление [3].

Защита прав и свобод человека и гражданина — меры предусмотренные законом и направленные на восстановление, признание гражданских прав и защиту при их нарушении. Право на защиту — предоставленная лицу возможность самостоятельного применения или обращения к компетентному лицу для применения мер правоохранительного характера, целью которого является восстановление нарушенного или оспариваемого права.

Правозащитный механизм включает следующие компоненты:

  1. нормативный (совокупность иерархически соподчиненных нормативно-правовых актов);
  2. институциональный (органы, организации, учреждения, должностные лица, относящиеся к системе органов правосудия и правоохраны);
  3. инструментальный (совокупность правовых и неправовых средств и способов, используемых различными органами в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина).

Механизмы защиты прав и свобод человека обеспечиваются:

  1. внутригосударственными (или национальные) учреждениями и институтами защиты прав и свобод человека. Которые осуществляют конституционный контроль, судебный контроль, административно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина и др.;
  2. международными учреждениями и институтами защиты прав и свобод человека это Европейский суд по правам Человека, Организация объединённых наций и др.

В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина:

– система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких как уполномоченный по правам человека, суд, полиция, прокуратура);

– система общественных правозащитных организаций (таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения).

Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная функция органов, действующих в рамках этого механизма, — это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека [4].

Механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина толкуется как в широком так и в узком и узкопрофессиональном толковании.

Широкое толкование можно поделить на блоки, первый блок базовый, его ядро составляет человек как высшая ценность демократии. Второй блок — это принципы прав человека: гуманизм, справедливость, равенство, свобода, личная неприкосновенность, прямое действие Конституции и другие. Третий блок — социальные институты и нормативные установления, через которые жизнеутверждающие ценности и принципы прав человека получают непосредственное обоснование, закрепление и осуществление. Четвертый блок — процедурно-контрольный организационно-процессуально упорядочивает отношения в сфере прав человека, создает наиболее благоприятные условия для реализации гражданам прав и свобод, укрепления законности, общественной и личной безопасности. В узкопрофессиональном толковании под механизмом охраны и защиты прав и свобод можно понимать гарантии [2].

Правовое регулирование может осуществляться двумя путями:

1) через правоотношение, то есть через установление взаимных субъективных прав и обязанностей сторон в конкретном правоотношении после его возникновения;

2) вне правоотношения, то есть через установление возможности вступить в конкретное правоотношение и за счёт этого реализовать свои интересы.

Данное деление находит выражение в принципе формального равенства (по сути, это равенство прав на вступление в правоотношения) и в принципе социальной справедливости, направленном на выравнивание фактических неравенств (возникают уже в рамках конкретных правоотношений).

Право на защиту прав и свобод человека и гражданина закрепляется конституционно. В частности, в соответствии с Конституцией РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46).

Право на защиту как самостоятельное субъективное право появляется тогда, когда право существует в правоотношении и ему корреспондирует соответствующая обязанность другого субъекта (государства в лице определенного органа).

В общем, субъективное право можно определить как предоставленную конкретному субъекту меру возможного (дозволенного) поведения в правоотношении, обеспеченную обязанностью другого субъекта правоотношения и гарантированную государством. Причём в этом случае корреспондирующая обязанность может быть прямо и не предусмотрена. Прямое законодательное закрепление субъективного права подразумевает наличие этой обязанности.

В правоотношении право на защиту существует, например, после обращения субъектов предпринимательской деятельности к органам, осуществляющим защиту прав; после применения в отношении них нормативного акта, ограничивающего их право на защиту; после издания в отношении указанных лиц актов ненормативного характера, затрагивающих данное право.

Как любое субъективное право, право на защиту подлежит самостоятельной защите, в частности, путём обжалования отказа суда в рассмотрении дела по существу путём обжалования актов нормативного или ненормативного характера, ограничивающих это право.

За счёт использования субъективного права на защиту прав и свобод реализуется возможность привести в действие аппарат государственного принуждения против обязанного лица в случае неисполнения им своих обязанностей либо защитить свои права самостоятельными действиями.

В состав любого субъективного права входит право требования (т. е. возможность требовать исполнения обязанными лицами их обязанностей). У вещных и исключительных имущественных прав традиционно выделяется еще и правомочие на активные действия (т. е. возможность совершать самостоятельные действия с объектом права).

Право на использование конституционных гарантий осуществления прав и исполнения обязанностей всеми субъектами вытекает из обязанностей государства обеспечить реализацию любым субъектом прав как элементов его правоспособности (правосубъектности). Однако при этом эти обязанности существуют не применительно к конкретному лицу, а в отношении всех потенциальных участников определенных общественных отношений.

В качестве примеров можно привести обязанности государства по созданию и обеспечению функционирования органа, осуществляющего государственную регистрацию предпринимателей, а также судебных органов, где можно защитить свои права и законные интересы, по обеспечению доступности судебной системы, по получению квалифицированной юридической помощи и так далее.

Отличительной чертой этих обязанностей государства является то, что его нельзя напрямую понудить к их исполнению. Например, нельзя предъявить иск о понуждении государства принять какой-либо закон, создать какой-либо орган, установить определенный размер государственной пошлины.

Следует отметить, что понятие защиты не тождественно понятию «осуществление правосудия». Во-первых, защита осуществляется не только в судебном порядке, но и в других формах, а также самостоятельными действиями управомоченного лица, во-вторых, общепризнанной точкой зрения является, что правосудие осуществляют только государственные суды, те же третейские суды являются общественной формой защиты прав.

Как указывалось нами выше защита прав и свобод человека и гражданина в России обеспечивается внутригосударственным и межгосударственным механизмами.

Межгосударственный механизм представляет собой международное сотрудничество государств по соблюдению общепризнанных принципов и норм международного права, заключению международных договоров в области прав человека и содействию в реализации прав и свобод, гарантированных ими, с использованием международных правовых средств.

В частности, Конституция РФ в ч. 3 ст. 46 закрепила право каждого в соответствии с международными нормами обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Международная защита прав и свобод человека представляет собой «возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если пройдены все судебные инстанции внутри страны» [1].

Функциями контроля над деятельностью государства в сфере защиты прав человека наделены различные межгосударственные органы, составляющие в целом определенную систему, которую дополняют внутригосударственные способы защиты прав и свобод международными способами. Различают:

– универсальные органы (органы ООН):

1) Генеральная Ассамблея ООН, которая согласно Уставу ООН вправе рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и делать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находится на рассмотрении Совета Безопасности, и т. д.;

2) Комиссия ООН по правам человека, которая состоит из 18 членов (избираемых на 4 года) и создана для контроля за выполнением государствами-участниками условий Пакта о гражданских и политических правах и двух Факультативных протоколов к нему;

3) Комитет против пыток, который состоит из 10 экспертов и контролирует выполнение Конвенции против пыток, принятой Генеральной Ассамблеей в 1984 г. и вступившей в силу спустя три года, в 1987 г.;

– региональные органы, действующие в рамках какой-либо территории. Так, вступление России в Совет Европы и подписание Конвенции о защите прав человека и основных свобод открыли для наших граждан возможность обращаться с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека.

В связи с ратификацией Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод была учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека. Цель Уполномоченного — защита интересов государства при рассмотрении жалоб на Россию в Европейском суде.

Внутригосударственный механизм обеспечения — это механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в том или ином конкретном государстве.

Права и свободы человека и гражданина в России являются высшей ценностью, вследствие этого, в Конституции обозначены контуры соответствующие мировым стандартам системы обеспечения и защиты прав человека и гражданина. Данная система включает гарантированные Конституцией РФ институты, методы, процедуры и средства обеспечения как конституционных прав человека и гражданина.

Сущностью самого права на защиту является то, что само право должно быть обеспечено государством, иначе провозглашённые права и свободы человека будут эфемерными. Однако, не всегда государственные органы в автоматическом режиме должны «включать» механизмы защиты, руководствуясь принципом диспозитивности зачастую государство должно выждать момент пока какой-либо субъект, самостоятельно не заявит о том, что он поручает государству, привести механизм защиты в действие.

Обеспечением защиты прав и свобод государство занимается на прямую, функции обеспечения возложены на государственные органы, органы местного самоуправления, кроме того данные функции выполняют и добровольное возложившие их на себя негосударственные правозащитные организации, а в случае когда государственные органы не в силах обеспечить защиту прав, или когда оно в силу ряда причин не может их обеспечить, то к их защите подключаются международные организации, выполняющие контрольную функцию за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на наднациональном уровне.

Литература:

  1. Корольков П. А. Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека // Журнал российского права. 2011. № 11. С. 110.
  2. Мордовец А. С. Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 1: Теория государства. М.: Зерцало, 2000. С. 282.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1998. С. 354.
  4. http://jurkom74.ru/materialy-dlia-ucheby/mekhanizm-zashchity-prav-i-svobod-cheloveka
Основные термины (генерируются автоматически): свобод человека, прав человека, защиты прав, защиту прав, защиты прав человека, защиту прав человека, защите прав, правам человека, защита прав, принципы прав человека, защите прав человека, институтами защиты прав, сфере защиты прав, свободы человека, обеспечения прав, сфере прав человека, сущность права, механизмы защиты прав, конституционных прав человека, субъективное право.

Ключевые слова

права и свободы человека и гражданина, сущность права на защиту прав, защита прав и свобод человека и гражданина

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос