Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 03.12.2016

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Родкина А. А. Методические основы формирования первичных профессиональных умений и навыков будущих художников по костюму в процессе прохождения учебной практики // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 683-686. — URL https://moluch.ru/archive/130/36056/ (дата обращения: 21.05.2018).



В статье представлены методические основы формирования первичных профессиональных умений и навыков у студентов направления подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» в процессе прохождения учебной практики.

Ключевые слова: искусство костюма и текстиля, учебная практика, первичные умения и навыки, художник по костюму, бакалавр, профессиональные

Современный стремительно развивающийся социальный, экономический и технический прогресс, предъявляет новые требования к производству одежды. В последнее время возросли требования, предъявляемые как к качеству, так и к ассортименту одежды. В современных экономических условиях на первый план выходит проблема проектирования модной и качественной одежды. Однако решить данную проблему может только грамотный проектировщик (модельер, художник по костюму). Соответственно меняются требования к подготовке высококвалифицированного специалиста в условиях бакалавриата.

В условиях модернизации образования необходим поиск новых образовательных технологий, ориентированных на формирование знаний, умений, навыков студентов, развитие их интеллектуальной и информационной культуры, творческих способностей и способностей к самообразованию.

На кафедре художественного проектирования и технологии швейных изделий Орловского государственного университета проводятся исследования по совершенствованию системы подготовки бакалавров для швейной промышленности. В условиях сокращения аудиторной нагрузки необходимо пересматривать структуру и содержание курсов и самостоятельной работы.

В современном мире люди все чаще задумываются о выражении своей личной индивидуальность посредством одежды. Потребители отдают свое предпочтение не массовому производству, а уникальным изделиям.

Художник по костюму проектирует не просто одежду, а создает определенный индивидуальный образ, принимая во внимание личностные характеристики каждого заказчика.

Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки «Искусство костюма и текстиля» областью профессиональной деятельности выпускников включает совокупность средств, приемов и методов создания новых стилевых решений коллекций моделей одежды, обуви, ювелирных, текстильных изделий и произведений рекламы изделий текстильной и легкой промышленности, а также художественное проектирования и изготовление швейных изделий, изделий декоративно-прикладного искусства и произведений рекламы текстильной и легкой промышленности [1,с. 3].

На первом курсе подготовки у студентов начинают формироваться как общекультурные, так и общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Интегративный подход к процессу обучения позволяет более эффективно обучать студентов. В связи с этим, мы считаем, что во время прохождения первой учебной практики, применив интегративный подход к структуре и содержанию практики, можно получить устойчивый результат в области формирования первичных профессиональных умений и навыков у студентов, в том числе и навыков научно-исследовательской работы.

Знания, умения и навыки являются определенной базой, фундаментом, на котором строятся мировоззрение человека, его интеллектуальный уровень, приемы учебной работы, профессиональные навыки, воспитанность и др. Объем и качество приобретенных знаний, умений и навыков зависит дальнейшее профессиональное становление студента. [2]

Первая учебная практика проводится после окончания студентами 1 курса и длится 4 недели. Цель практики: формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с областью профессиональной деятельности. В структуру учебной практики мы вводим 4 модуля: пленэр, работа в студенческом театре моды, получение первичных умений и навыков по технологии швейных изделий, научно-исследовательская работа. Данные модули не относятся к одной дисциплине, а являются комплексом, базирующемся на цикле дисциплин (общая композиция, рисунок, живопись, проектная графика, технология швейных изделий, архитектоника и структуры в пространстве, конструирование швейных изделий), т. е. происходит синтез художественных и технических дисциплин, приводящий к формированию набора первичных профессиональных умений и навыков. Модель формирования первичных профессиональных умений и навыков представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель формирования первичных профессиональных умений и навыков

Пленэр является частью обучения общей композиции, рисунку, живописи, архитектонике, проектной графике, обеспечивая совмещение учебных задач по этим дисциплинам. В процессе выполнения пленэрных заданий у студентов формируется способность формулировать цели и задачи художественного проекта, выявлять приоритеты в решении поставленных задач с учетом эстетических, этических и иных аспектов деятельности, развивается творческое воображение и раскрываются творческие способности. Рисование с натуры и последующая трансформация природных форм развивает практические навыки и профессиональные компетенции.

Умение студентов учиться, самостоятельно совершенствовать свои знания и навыки является ключевым условием получения первичных профессиональных умений и навыков. Основной фактор повышения эффективности обучения на пленэре — самостоятельная работа. Эффективно связать аудиторную подготовку с практической деятельностью помогает систематическая работа по памяти и представлению.

Второй модуль — это работа студентов в студенческом театре моды.

Работа в театре моды предполагает активизацию творческой активности студентов, ознакомление их с будущей профессией. Студенты принимают участие в показах дипломных коллекций выпускников. Активно участвуют в разработке сценариев для каждого показа, пробуют свои силы как режиссеры-постановщики модного показа, вместе со старшекурсниками подбирают музыку, освещение, макияж моделей. В театре мод у студентов развивается не только художественно-образное мышление, но и начинают формироваться компетенции в области рекламы швейных и текстильных изделий, что также соответствует ФГОС ВО. У студентов складываются умения образной подачи модели, независимо от ассортиментной группы или стилевой принадлежности, формируются умения создания индивидуального образа костюма. В процессе прохождения практики в работе театра моды принимают участие абсолютно все студенты. Работа строится с учетом интересов, активности, творческих способностей студентов. В результате учащиеся осознают социальную значимость будущей профессии, получают высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности.

3 модуль (получение первичных умений и навыков по технологии швейных изделий) направлен на ознакомление студентов с ручными работами при индивидуальном пошиве, основами влажно-тепловой обработки тканей и деталей одежды, машинными работами. Так как ручные операции занимают достаточно много времени, студентам предлагается освоить основные виды работ посредством выполнения различных образцов стежков и строчек, выполненных вручную при помощи специальных инструментов. Данные упражнения направлены на формирование навыков ручного шиться и способствуют повышению интереса к будущей профессиональной деятельности. От выполненной работы во многом будет зависеть и качество исполнения машинных работ. Машинные работы выполняются в учебных мастерских на специальном оборудовании. Теоретическое обучение сопровождается практическими работами. На практике студенты осваивают основы технологии поузловой обработки швейных изделий, основные виды работ, применяемые при изготовлении одежды, стежки и строчек, терминологию для ручных и машинных работ, начальную обработку мелких и основных деталей кроя одежды и методы поузловой обработки деталей одежды. Влажно-тепловые работы сопровождают машинные операции. В конце практики студенты должны знать основные положения о производственном и технологическом процессах, их структуру и характеристики; уметь выполнять ручные и машинные стежки и строчки, некоторые технологические узлы швейных изделий; владеть технологическими методами поузловой обработки деталей швейных изделий различного ассортимента.

4 модуль фактически врастает в остальные, так как при выполнении любого задания, требуется провести небольшое исследование. Научно-исследовательская работа студентов в вузе неотделима от учебного процесса. Работа в лабораториях и мастерских, проведение анализа различных форм с последующей их трансформацией, разработка проекта показа — все это мы можем отнести к научно-исследовательской работе. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе навыков научно-исследовательской работы является базой для начала полноценной профессиональной жизни студента. Каждый модуль учебной практики сопровождается исследовательской работой. Учащимся необходимо собирать материал по различным информационным источникам, проводить анализ, получать новую уникальную информацию либо практический результат, которые они представляют в конце практики. Научно-исследовательская работа способствует развитию самоорганизации студентов, творческих способностей, познавательной активности. В процессе прохождения учебной практики студенты учатся применять методы теоретического и экспериментального исследования, получать опытную модель и исследовать ее.

Таким образом мы видим процесс интеграции в содержании учебной практики различных предметов, как из художественной, так и технической областей, как указывали ранее. [3] Содержание практики структурировано таким образом, что студент получает знания из различных профессиональных сфер деятельности, в результате чего происходит формирование первичных профессиональных умений и навыков.

Литература:

  1. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» от 25 мая 2016 г. — № 624. — С.3.
  2. Карпеева С. А. Формирование знаний, умений и навыков у художников-стилистов с учетом их психологических особенностей / С. А. Карпеева // Образование и общество. — Орел. — 2007. — № 6.
  3. Родкина А. А. Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у художников-стилистов в условиях интеграции дисциплин художественного и инженерного направления // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): первичных профессиональных умений, швейных изделий, формирования первичных профессиональных, учебной практики, технологии швейных изделий, прохождения учебной практики, получение первичных умений, процессе прохождения учебной, основы формирования первичных, навыков научно-исследовательской работы, Модель формирования первичных, профессиональной деятельности, «Искусство костюма, студенческом театре моды, навыков студентов, работа студентов, творческих способностей, областью профессиональной деятельности, швейных изделий Орловского, формирование первичных профессиональных.


Ключевые слова

учебная практика, бакалавр, профессиональные, искусство костюма и текстиля, первичные умения и навыки, художник по костюму

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос