Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Карпеева С. А. Организации самостоятельной работы бакалавров по художественному конструированию текстильных изделий // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 662-664. — URL https://moluch.ru/archive/130/36044/ (дата обращения: 23.05.2018).



В последние годы в высшей школе большое значение придаётся самостоятельной работе бакалавра. На сегодняшний день в учебном плане образовательного направления подготовки бакалавров 290305 «Конструирование изделий легкой промышленности» самостоятельной работе отводится 50 и более процентов. Поэтому необходимо обращать серьёзное внимание на наиболее эффективные варианты методических разработок по организации самостоятельной работы бакалавра.

Самостоятельная работа стимулирует творчество бакалавра и способствует формированию профессиональных компетенций. Аудиторное время сокращается и изучение самостоятельно некоторых тем и выполнение лабораторных заданий дисциплины «Художественное конструирование текстильных изделий» оказывается малоэффективным. Это происходит по разным причинам: плохая организация учебного времени при значительной общей загруженности бакалавра, недостаточного методического обеспечения и т.д., и т.п.

Самостоятельное обучение бакалавра, наиболее эффективно на начальном этапе обучения. На лабораторных работах бакалавры самостоятельно рассчитывают, а затем выполняют построение модельных конструкций текстильных изделий, макеты, оформляют письменно работу, подготавливают наглядный материал с иллюстрациями, презентации и др.

По определению художественное конструирование текстильных изделий — конструирование, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты текстильных изделий (ткань, трикотаж, нетканые материалы и др.) [3]

Исходной ситуацией в художественном конструировании являются методические рекомендации по организации самостоятельной работы. Аналогично профессиональным задачам учебное задание может содержать проблему, которую бакалавр решает самостоятельно. Разнообразной сложности учебные задачи должны учитывать индивидуальные характеристики бакалавров. Решение выстроенных задач «под профессиональные», учебные задачи, можно отнести к игровым методам обучения, которые в учебном процессе находят применение. Например, роль художника-модельера, раскрывает бакалавра как не одинарную эмоционально выдержанную, креативную творческую личность.

Чтобы освоить самостоятельно темы дисциплины «Художественное конструирование текстильных изделий» бакалавру необходимо изучить дополнительную учебную литературу для написания рефератов, курсовых проектов, подготовиться к практическим и лабораторным занятиям, выполнению домашних заданий по художественному конструированию текстильных изделий. Также на протяжении времени обучения бакалавр самостоятельно выполняет расчетно-графические работы (разработка модельных конструкций текстильных изделий), работает над макетами, выполненными по чертежам.

В процессе изучения дисциплины рассматривается системный подход к художественному конструированию текстильных изделий и учитывается комплекс важнейших свойств конструкций, рациональная размерная типология населения, показатели качества и требования к качеству будущих текстильных изделий. Большое внимание на аудиторных занятиях отводится практическому изучению отечественных и зарубежных современных методик построения разверток конструкций текстильных изделий, параметров и элементов построений конструкций текстильных изделий различных видов.

На лабораторных работах бакалавры занимаются решением конструктивных задач, преподаватель объясняет, показывает мастер — классы, помогает кому-то. Но работа в аудитории бывает не до конца выполнена. Завершение и оформление чертежей, расчетов остаются за бакалаврами как самостоятельная работа.

По результатам самостоятельной работы преподаватель оценивает сформированность профессиональных компетенций и проводит тесты, опросы, проводит дискуссию по пройденному самостоятельно материалу. Также в рамках самостоятельной работы ведется и научная работа (написание научных статей, тезисов), решаются нестандартные задачи практического творческого характера.

Проблема поиска оптимальных решений учебных задач обуславливает применение методов обучения, которые помогают обучать бакалавров художественному конструированию текстильных изделий. Но не стоит забывать, что самостоятельная работа бакалавра — это не самостоятельное его образование.

Для обозначения целесообразности самостоятельной работы бакалавра, предполагается гармоничность, целостность, достижение художественно-конструкторского совершенства.

Целесообразность является важной составляющей мышления художника-модельера, организующего соответственно свою самостоятельную деятельность. Проектирование заданий для самостоятельной работы бакалавра в первую очередь предполагает уточнения требований и условий работы, уровень сложности проектированных задач, уточнение содержания заданий для самостоятельной работы. Также необходимо уточнить, сколько времени должен уделять бакалавр на самостоятельное изучение дополнительной теории по художественному конструированию текстильных изделий, вырабатывание навыков и умений практического характера, сколько времени понадобится на формирование профессиональных компетенций.

В программу дисциплины «Художественное конструирование текстильных изделий» необходимо заложить основополагающие принципы обучения позволяющие формировать профессиональные компетенции и в самостоятельной работе бакалавра.

В содержании учебной программы входят основные параметры изучения методов художественного конструирования, позволяющих получать самостоятельно объемные модельные конструкции текстильных изделий, используя расчётно-графические системы художественного конструирования.

Назначение дисциплины «Художественное конструирование текстильных изделий» состоит в том, что в процессе изучения бакалавр способен решать разнообразные сложные задачи самостоятельно.

Наиболее популярной формой самостоятельной работы является написание рефератов, где бакалавр завершает выполнение задач поставленных в аудитории преподавателем. Для написания реферата бакалавр затрачивает в среднем 1-2 часа, при этом он изучает дополнительно теоретическую и практическую сторону вопроса. Все часы, отведенные для данного предмета, используются рационально.

Задания, выделенные на самостоятельное исполнение и усложняющиеся с каждым новым пунктом, позволяют стимулировать конструкторскую деятельность бакалавра и совершенствовать его умения и навыки в аналитическом и графическом материале.

С каждым этапом выполнения заданий закрепляются практические навыки и формируются профессиональные компетенции. Главная цель самостоятельной работы эффективно ликвидировать пробелы в теории и практике.

В процессе самостоятельной работы у бакалавров накапливается со временем собственный опыт в разделах художественного конструирования текстильных изделий. На базе самостоятельной работы бакалавр с успехом справляется со всеми предложенными конструкторскими задачами.

В учебном процессе дисциплины «Художественное конструирование текстильных изделий» необходимо реализовывать научные достижения в области проектирования текстильных изделий. Использовать новейшее оборудование, САПР для решения художественных и конструкторских задач.

При организации самостоятельной работы по дисциплине «Художественное конструирование текстильных изделий» преподавателем должно учитываться творческий потенциал бакалавра. Он должен профессионально грамотно решать поставленные преподавателем задачи проектирования высокого качества текстильных изделий.

Таким образом, самостоятельная работа бакалавра по подготовки 290305 «Конструирование изделий легкой промышленности» формирует профессиональные компетенции и повышает их уровень готовности к профессиональной деятельности.

Например, организация и проведения самостоятельной лабораторной работы по теме «Разработка конструкции женской блузки пометодике ЦНИИШП», в целях закрепления пройденного материала.

Целью самостоятельной лабораторной работы является закрепление сформированных профессиональных компетенций. Готовность конструировать текстильные изделия в соответствии с эргономическими требованиями и прогрессивной технологии производства, обеспечивая текстильным изделиям высокий уровень показателей качества разработанной конструкции, потребительских свойств и эстетических качеств, подготовить презентацию по результатам выполнения заданий.

В лабораторной работе используется лекционный материал для выполнения заданий. Дополнительно выдаётся литература, образцы в макете и лекала женской блузки.

Преподаватель контролирует деятельность бакалавра с помощью карты контроля, блиц — контрольная работа. Критерии контроля знаний: особенности методики ЦНИИШП и процесс работы с ней, технология выполнения макета и проведение примерки; контроля умений: проведение анализа конструкций, выбор прибавок и припусков, выполнение расчетов; контроля навыков: разработка конструкций по методике ЦНИИШП, проведение примерок макетов.

После аудиторной работы необходимо выполнить до конца лабораторную работу самостоятельно.

План проведения лабораторной работы:

  1. Формулирование темы, цели и задач лабораторной работы, контрольная работа — блиц.
  2. Беседа- рассказ о выборе исходных данных, прибавках и припусков по методики ЦНИИШП.
  3. Мастер-класс построения базовой конструкции по методике ЦНИИШП.
  4. Самостоятельная работа бакалавров с преподавателем (СРСП).
  5. Выполнение и проведение примерки макета блузки.
  6. Подведение итогов, контроль лабораторной работы.

Литература:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. //Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2004 -176 с.
  2. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе// Под ред. Сластенина В.А.-М.: Педагогическое общество России, 2005-192 с.
  3. Карпеева С.А. Некоторые психолого-педагогические аспекты формирования умений и навыков у художника-стилиста по дисциплине «Конструирование костюма» [Текст] // С.А. Карпеева / Образование и общество. — Орел: Июль-август 2008 -№ 4 (51) — С.40
  4. Тюрикова, Г., Филатова О., Прошкина И., Семёнова Е. Организация самостоятельной работы студентов- условие реализации компетентного подхода// Высшее образование в России.-2008-№ 10-с.93-97.
  5. Хрестоматия: Психология развития. -СПб.: Издат.дом»Питер»,2001-512с.
Основные термины (генерируются автоматически): текстильных изделий, самостоятельной работы, «Художественное конструирование текстильных, конструирование текстильных изделий», конструированию текстильных изделий, художественному конструированию текстильных, дисциплины «Художественное конструирование, самостоятельной работы бакалавра, конструкций текстильных изделий, организации самостоятельной работы, лабораторной работы, самостоятельной работе бакалавра, самостоятельной лабораторной работы, модельных конструкций текстильных, самостоятельная работа бакалавра, самостоятельной работы бакалавров, профессиональных компетенций, «Конструирование изделий легкой, изделий легкой промышленности», самостоятельной работы преподаватель.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос