Автор: Гордеев Максим Николаевич

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 21.04.2015

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Гордеев М. Н. К вопросу педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 903-905.

Статья посвящена вопросам педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров (на примере бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (далее «ГМУ»)). Автор раскрывает задачи, лозунги, формы и виды деятельности общества. Особое внимание обращается на составляющие словесно-логической модели организации самостоятельной работы бакалавров, которые определяют успешность процесса организации. На основе анализа работ направленных на создание модели организации самостоятельной работы выявлена обобщенная логическая модель.

Ключевые слова:педагогическое моделирование, организация самостоятельной работы, бакалавриат, ключевые компетенции.

 

Для организации системы недостаточно только соединить её части и установить их взаимодействие. Необходимо ещё предвидеть всё многообразие её функционирования.

У. Чёрчмен

В настоящее время происходит реорганизация практически всего учебного процесса. Связанно это не только с присоединением России к Болонскому процессу и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО) третьего поколения. Это связанно, скорее, с благим намерением повысить качество образования и наполнить рынок труда профессионалами высокого уровня, которые, отвечая вызовам общества, способны не только самостоятельно грамотно решать возникающие профессиональные задачи, но и саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Огромное внимание, которое уделяется в наши дни организации самостоятельной работы студентов не безосновательно. Нельзя сказать, что идеи организации самостоятельной работы абсолютно новы и ранее не интересовали теоретиков и практиков педагогики высшей школы. Сам норматив — не менее 27 часов в неделю за весь период обучения бакалавра, закрепленный в ФГОС ВПО, говорит о значительном потенциале, ресурсе самостоятельной работы бакалавров на пути становления общекультурных и профессиональных компетенций студента.

Для успешной реорганизации учебного процесса (организации самостоятельной работы бакалавров, в частности) на наш взгляд оптимален метод педагогического моделирования, под которым мы понимаем метод построения и исследования педагогической модели.

Согласимся с точкой зрения О. Ю. Поляничко, согласно которой «конструирование моделей значительно облегчает исследование свойств педагогических систем, способствует повышению качества анализа эффективности их функционирования» [3, с. 150]. Под самой же педагогической моделью мы понимаем обобщенный, абстрактно-логический образ процесса в педагогической системе, содержащий именно существенные структурно-функциональные связи. Следует заметить, что модель можно рассматривать также как гипотезу, выраженную в наглядной форме (схемы, таблицы, графики и диаграммы и т. п.) [2, с. 51].

Именно в данной работе мы будем придерживаться словесно-логической модели организации самостоятельной работы бакалавров «ГМУ», а решение вопроса наглядности модели и наполнение описательным содержанием каждого структурного компонента будет представлено в последующих работах проделанных нами в этом направлении. Сознательно отходим от позиционирования модели как некого идеального, универсального конструкта. В тоже время определенно при построении модели присутствует стремление сделать её более универсальной. Это выражается в том, что корректировка, модернизация и замена определенных структурных компонентов модели не меняя цели, приводит к тому же результату, следовательно, модель может быть использована для организации аналогичных или схожего типа систем.

Определяя методологическую базу моделирования, стоит разделить мнение Т. А. Солостиной [5, c. 136–137] касательно интегративного подхода в процессе моделирования организации самостоятельной работы студентов. Он рационально объединяет продуктивные аспекты различных подходов. В настоящей работе мы учитываем при моделировании положения компетентностного, системного и гуманистического подходов.

Проведенный анализ работ направленных на создание модели организации самостоятельной работы фиксирует различное количество компонентов в моделях, однако как начальный этап можно выделить формирование цели, а конечный — фиксирование результатов процесса организации самостоятельной работы студентов.

М. Федорова и Л. Якушкина [6] выделяют следующие компоненты модели организации внеаудиторной самостоятельной работы: субъективный, мотивационно-целевой, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-регулирующий, результативно-оценочный, компонент «условия организации».

Структурно-функциональная модель системы самостоятельной работы студентов в вузе (на примере подготовки студентов по специальности 030601«Журналистика») Т. Б. Исаковой [1] из целевого, структурно-содержательного, оценочного, корригирующего, предметно-рефлексивного.

Т. В. Сидоренко и О. Б. Фофанов [4] при моделировании самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку выделяют модель организации самостоятельной работы «как есть» и «как должно быть», соответственно в модели «как должно быть» подчеркиваются такие компоненты как разработка программы самостоятельной работы студентов, определение форм и видов учебной деятельности, а также дидактического инструментария, разработка учебно-методических материалов, организация взаимодействия субъектов учебного процесса, корректировка цели.

Обобщенно описанные выше позиции можно выразить следующей последовательностью: цель эффективной организации самостоятельной работы студентов >задачи > методы > средства > формы > рефлексия > результат.

Исходя из принципов целостности, динамичности и сложности подобных моделей, на наш взгляд, изначально следует учитывать современные тенденции развития высшего образования. Применительно к процессу организации самостоятельной работы бакалавров «ГМУ» это основные направления развития высшего профессионального управленческого образования. При обобщении идей новой парадигмы образования, следует отметить наиболее существенные из них: гуманизация системы образования, демократизация системы образования, опережающий характер развития системы образования, непрерывность системы образования.

Необходимо подчеркнуть, что нельзя считать успешной организацию самостоятельной работы бакалавров, если в модели данной работы не учитывать нормативно-правовую базу (федеральное законодательство, ФГОС ВПО, Учебный план, Рабочая программа дисциплины, методические пособия по планированию и организации самостоятельной работы), которая очерчивает диапазон возможных взаимодействий участников процесса организации самостоятельной работы бакалавров.

Принимая во внимание положения личностно-ориентированного обучения и реализацию возможности построения индивидуального образовательного маршрута следует учитывать индивидуальные потребности бакалавра. Выбирая задания в ходе самостоятельной работы из совокупности (базы) учебно-методических материалов по направленности, характеру, сложности бакалавр может индивидуализировать процесс обучения в образовательной организации.

Организацию самостоятельной работы бакалавров должны «пронизывать» благоприятные психолого-педагогические условия определяющие успешность процесса организации и результатов. Мы считаем, что при организации самостоятельной работы бакалавров «ГМУ», формирование и дальнейшее поддержание высокой учебной мотивации бакалавров позволит достичь более весомых результатов.

Положительная мотивация не возникает сама по себе, её необходимо «культивировать», соответственно формирование положительной мотивации самостоятельной работы — цель в большей степени воспитательная. В этой связи преподаватель при осуществлении им воспитательной деятельности в процессе организации самостоятельной работы бакалавров должен выполнять новые роли тьютора и фасилитатора, которые позволяют сформировать положительную мотивацию.

Нельзя не обращать внимания на этап контроля и фиксирования результатов. В настоящее время популярной в образовательных организациях высшего образования становиться балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов. По аналогии с единым государственным экзаменом в школе, когда последние годы в школе уходят на оттачивание успешного написания тестов ЕГЭ, становиться ценностью в высшей школе высокий балл в рейтинге, а не сами знания по себе.

В период времени, когда стремительно развиваются информационно-коммуникационные технологии, у «недобросовестных» студентов возникает желание попасть в топ рейтинга и избежать штрафных санкций и здесь считается, что «все средства хороши». Если оценивать положительно самостоятельную работу студентов (а по количеству баллов это как правило соответствует количеству баллов 100 % посещаемости занятий), крайне важно учитывать активность бакалавра на протяжении семестра, для выявления подлинной самостоятельности проделанной работы.

Учет и действие в совокупности вышеописанных позиций как результат при организации самостоятельной работы бакалавров подразумевают формирование определенного уровня профессиональной компетентности. Успешным мы считаем достигнутый уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра, отвечающий требованиям ФГОС ВПО.

 

Литература:

 

1.                  Исакова Т. Б. Моделирование системы самостоятельной работы студентов в вузе / Т. Б. Исакова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2010. — № 4. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-sistemy-samostoyatelnoy-raboty-studentov-v-vuze — (Дата обращения: 14.03.2015).

2.                  Кушнер Ю. З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) / Ю. З. Кушнер — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. — 66 с.

3.                  Поляничко О. Ю. К проблеме конструирования модели системы аудиторно-внеаудиторнои самостоятельной работы студентов педвузов / О. Ю. Поляничко // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2006. — № 6. — С. 149–154.

4.                  Сидоренко Т. В. Модель организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку / Т. В. Сидоренко, О. Б. Фофанов // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 6. — С. 59–63.

5.                  Солостина Т. А. Моделирование самостоятельной работы студентов в вузовской системе обеспечения качества образования / Т. А. Солостина // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012. — № 3. — С. 136–138.

6.                  Федорова М. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы / М. Федорова, Л. Якушкина // Высшее образование в России. — 2007. — № 10. — С. 88–90.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельной работы, организации самостоятельной работы, самостоятельной работы бакалавров, самостоятельной работы студентов, модели организации самостоятельной, моделирования организации самостоятельной, внеаудиторной самостоятельной работы, процесса организации самостоятельной, организации внеаудиторной самостоятельной, организация самостоятельной работы, самостоятельной работы педагога, ресурсе самостоятельной работы, системы самостоятельной работы, моделировании самостоятельной работы, программы самостоятельной работы, и организации самостоятельной работы, организацию самостоятельной работы, аудиторно-внеаудиторнои самостоятельной работы, в ходе самостоятельной работы, Организацию самостоятельной работы.

Ключевые слова

бакалавриат, Ключевые компетенции, педагогическое моделирование, организация самостоятельной работы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос