Автор: Мясникова Татьяна Вячеславовна

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (5) июль 2016 г.

Дата публикации: 02.07.2016

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Мясникова Т. В. Научная самостоятельная работа студентов электротехнического профиля как средство повышения уровня подготовки бакалавров // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2.



В современных условиях обучение по электротехническим профилям является актуальной задачей в области подготовки кадров для Чувашской Республики (ЧР). Как известно, ЧР обладает высоким потенциалом электротехнической промышленности [1]: наличие крупных и малых электротехнических предприятий на территории ЧР; географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающая возможность для эффективного взаимодействия; стратегическое партнерство с ведущими российскими компаниями.

Бесспорно, данная задача обусловлена динамичным и непредсказуемым современным рынком труда, требующим от молодого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям [2].

Базой подготовки кадров и осуществления научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР) для предприятий электротехнического кластера ЧР является ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (ЧГУ) [1]. Активно участвуют в подготовке специалистов электротехнического профиля научно-педагогические работники кафедры «Автоматизированные электротехнологические установки и системы» (АЭТУС) ЧГУ.

Однако в последнее время эксперты определяют одну из важнейших проблем — это излишняя теоретическая направленность образовательной системы. Воспитывая ученого-теоретика, мы создаём огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике, а ведь практика играет важнейшую роль в образовательной программе. Получив образование и устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью [3, с.16]. Поэтому на данном этапе важную роль играет самостоятельная работа студента, то есть умение изучать материал в больших объемах без практических занятий вместе с преподавателем [4].

Научная самостоятельная работа является важнейшим средством повышения уровня подготовки бакалавров в процессе обучения и самообразования, выполнения учебно-исследовательских работ (УИР), коллективной и индивидуальной творческой деятельности.

По степени повышения уровня самостоятельности виды учебной деятельности можно расположить так: 1) репродуктивные и алгоритмизированные задания; 2) самостоятельная работа под контролем преподавателя; 3) рефераты; 4) типовые исследовательские задания; 5) индивидуальная учебно-исследовательская работа (УИР); 6) научно-исследовательская работа (НИР) [5, с. 326].

Научные студенческие конференции являются формой самостоятельной работы студентов на кафедре АЭТУС. В процессе ее подготовки студенты на основе широкого круга источников, готовят доклады по той или иной проблематике [6, с. 104].

Кафедра АЭТУС подготовила и провела работу секции «Автоматизированные электротехнологические установки и системы» 50-ой научной студенческой конференции по гуманитарным, естественным и техническим наукам, посвящённая Году человека труда в Чувашии. В работе секции приняли участие студенты кафедры первых, вторых, четвертых курсов 11 профиля «Электротехнологические установки и системы» и 16 профиля «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений», а также магистранты, обучающиеся по магистерской программе «Управление энергосберегающими режимами электрооборудования технологических установок электротехнических комплексов и систем». Всего в работе секции было заслушано 13 докладов.

Конференция проводится с целью обмена информацией о новых подходах и методах решения актуальных проблем, обсуждения результатов исследований и выработки рекомендаций [7].

При подготовке к участию в конференции студенты и магистранты кафедры АЭТУС оформляют исследовательскую работу. Выступления докладчиков посвящены исследованиям в профессиональной сфере и сопровождаются презентацией. По каждому докладу выступающему задаются вопросы членами жюри и присутствующими слушателями. Т. о., обсуждается каждый доклад. В состав жюри вошли преподаватели кафедры АЭТУС.

Конференция была проведена плодотворно и успешно. Докладчики тщательно подготовились к выступлениям. Были созданы креативные мультимедийные презентации к докладам; выступления интересны и разнообразны. Все студенты активно участвовали в обсуждении проблем, затронутых докладчиками.

Доклады и дискуссии продемонстрировали высокую заинтересованность студентов в исследованиях по выбранным научным направлениям, выявили высокую степень ориентированности в научной литературе, знание законодательной базы, и показали существование у них независимого мнения по многим актуальным и важным вопросам.

Несмотря на вышесказанное, отметим и ряд недостатков:

‒ Участие в конференции предлагается всем желающим, даже тем студентам, которые только начали обучение в университете. Бесспорно, это служит мотив для обучающихся, но участие студентов с разной степенью владения исследовательскими навыками и умениями не позволяет объективно оценивать исследовательскую составляющую работы.

‒ В составе жюри секции были только преподаватели кафедры АЭТУС. Не вошли в состав представители электротехнического кластера ЧР.

‒ В работе секции было представлено 13 работ. Ввиду их немалого количества сокращается время на индивидуальное выступление, что не позволяет полностью раскрыть суть рассматриваемого вопроса.

‒ Название секции носит одно общее название «Автоматизированные электротехнологические установки и системы». В ее работе приняли участие обучающиеся двух профилей. Наблюдалось, что тема исследования не соответствовала названию секцию, но входила в рамки образовательной программы профиля.

‒ Порой у докладчика не наблюдалась логическая последовательность изложения мысли: вступление — основная часть — выводы, а также отмечалась нечёткая, невыразительная манера речи.

‒ Многие обучающиеся не грамотно оформляют и используют презентации к своему докладу. Надо отметить, что даже при хорошо выполненной исследовательской работе, студенты не могут качественно подготовить презентацию.

Хотелось бы представить новые разработанные рекомендации к проведению секции конференции с учетом вышеназванных недостатков, которые помогут в их устранении.

Для устранения первого недостатка предлагается ввести в секции два отделения: для студентов, первых, вторых курсов и школьников и для обучающихся, которые уже обладают достаточными исследовательскими навыками. Приветствуется бригадная работа (по два-три человека). Т. о., студенты учатся работать в команде.

Кроме того, бригадное выполнение исследовательских работ позволит выделить не менее 7…10 минут на прослушивание каждого доклада. А это уже позволит разрешить третий недостаток. При организации исследования в бригадной форме каждый студент выполняет часть задания самостоятельно. Возможно использование внутрибригадного графика по видам выполняемых работ.

Необходимо расширить состав жюри и приглашать представителей предприятий электротехнического кластера. Это позволит реализовать целый ряд задач, необходимых производству. Интересным представляется следующий момент: руководитель исследовательской работы студента тесно сотрудничает с производством и знает проблемы, которые необходимо решить на том или ином предприятии в настоящее время. Причём, сложный вопрос или проблема может решаться не одним студентом, а целой группой под началом руководителя.

Ввиду того, что кафедра осуществляет подготовку бакалавров по двум профилям, логичным, кажется, формирование на кафедре двух секций или необходимо переименовать наименование секции, которое объединяло бы в себе оба профиля.

Что касается логической последовательности изложения мыслей на докладе, то для подготовки к выступлению студентам и магистрантам рекомендуется процедура самоанализа, которая позволяет соотнести все элемента исследовательской работы.

Надо отметить, что и сама исследовательская работа оформляется в научном стиле [8]. Научный стиль отличатся формально-логическим способом изложения материала: нейтральностью, чёткостью и однозначностью, отсутствием сленговых и диалектических слов и выражений, преобладанием научных терминов. Такой подход обеспечивает убедительность рассуждений.

При подготовке презентации рекомендуется придерживаться следующих правил [9]: главное требование к презентации — наглядность; не стоит перегружать слайд текстом; при введении текста, дополняющего или поясняющего положения, необходимо позаботиться о лёгкости его восприятия; для правильного использования и компоновки цветов используйте дизайнерское понятие цветовой гаммы.

Как показывает опыт проведения конференции положительный эффект мероприятия может выражаться различным образом. Среди типовых результатов могут быть следующие: создание условий для реализации творческой компетентности студентов; интеграция молодёжи в научно-образовательное пространство; содействие повышению качества подготовки квалифицированных специалистов; привлечение студентов к научно-инновационной деятельности, направленной на создание наукоёмкой технической продукции, ориентированной на рынок высоких технологий; овладение студентами навыками научно-технического предпринимательства и инновационного бизнеса; популяризация научных знаний и достижений науки и техники среди студентов и школьников; формирование и развитие у участников конференции навыков владения современными информационными технологиями, методологии научных исследований и проектирования при выполнении научно-исследовательских работ; содействие осуществлению сотрудничества по направлениям деятельности университета в области науки и образования на межвузовском, региональном, всероссийском уровнях.

Литература:

  1. Инновационный территориальный электротехнический кластер Чувашской Республики // URL: http://www.electroclaster.ru/ (дата обращения: 25.06.2016).
  2. Рынок труда // URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=31&id=1969657 (дата обращения 25.06.2016).
  3. Шкурпит М. Н., Айдинова К. Х., Бобрышева О. Р. Актуальные проблемы современного образования // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 апреля, 2016 г.) — Махачкала: ООО «Апробация», 2016. — С. 15–17.
  4. Москвина Ю. А., Григорьева А. В. Подготовка и проведение научно-практических конференций на иностранном языке в неязыковом вузе // Концепт. 2013. № 8 (24). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-i-provedenie-nauchno-prakticheskih-konferentsiy-na-inostrannom-yazyke-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 25.06.2016).
  5. Горбунов В. И., Ефремов Л. Г. Методологические аспекты реализации стандартов высшего технического образования // Региональная энергетика и электротехника: проблемы и решения: сб. науч. тр. Вып. 11. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. С. 322–331.
  6. Мясникова Т. В. Развитие творческого потенциала студентов ссузов в студенческом научном обществе / Т. В. Мясникова, М. В. Емельянова. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. — 163 с.
  7. Положение о Всероссийской 50-ой научной студенческой конференции по техническим, гуманитарным и естественным наукам, посвящённой Году человека труда в Чувашии // URL: http://snochgu.ru/category/documents/ (дата обращения: 25.06.2016).
  8. Сабитов Р. А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. — 138 с.
  9. Как подготовить доклад и презентацию для выступления на конференции // URL: http://neobionika.ru/conferenciafirststep/90.html (дата обращения: 25.06.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, «Автоматизированные электротехнологические установки, электротехнического кластера ЧР, Научная самостоятельная работа, работе секции, кафедры АЭТУС, предприятий электротехнического кластера, преподаватели кафедры АЭТУС, уровня подготовки бакалавров, научной студенческой конференции, повышения уровня подготовки, Году человека труда, 50-ой научной студенческой, самостоятельная работа студентов, электротехнического профиля, дата обращения, самостоятельная работа студента, секции «Автоматизированные электротехнологические, исследовательскими навыками, проведению секции конференции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос