Пути движения промышленной политики (на примере машиностроительного комплекса) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 336 раз

Библиографическое описание:

Дорофеев, К. Н. Пути движения промышленной политики (на примере машиностроительного комплекса) / К. Н. Дорофеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 1. — С. 185-188. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1037/ (дата обращения: 27.12.2024).

Сегодня не ставится под сомнение, что промышленность в мире переживает глубокую трансформацию. Складывается совершенно новая ситуация, которая определяется укреплением новых центров экономического роста. Руководством России поставлены стратегические задачи перехода от сырьевой экономики к инновационной, её модернизации и технологическому развитию. Не вызывает сомнений, именно такой путь должен обеспечить достойное место страны в современном мире. Определено пять главных приоритетов государства, деятельность по развитию которых находится под прямым контролем Президента РФ. В частности, это вопросы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения (разработка новых видов топлива), ядерные технологии. То, что машиностроение не попало в в основные приоритеты страны, вовсе не значит, что оно не должно участвовать в общем процессе модернизации экономики. Продукция машиностроения используется для работ нулевого уровня – земляные, строительные и другие инфраструктурные работы. Так, без машиностроения невозможно построить никакое исследовательское помещение. Мировой опыт показывает, устойчивой может быть та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют порядка 70% внутреннего спроса.

Следуя стратегии лидерства, государство намерено уделять постоянное внимание развитию наиболее значимых традиционных отраслей. Согласно прогнозам ООН к 2050 году численность населения Земли увеличится в два раза. Это потребует соответствующего увеличения сельскохозяйственной продукции. Учитывая, что невозделанные или брошенные земли на сегодня остались только в Центральной Африке, а также на Украине и в России, в ближайшие годы можно ожидать бурного роста инвестиций в российское сельскохозяйственное машиностроение. Уже сейчас рынок сельхозтехники в России считается одним из самых перспективных в мире. Потенциал роста спроса, как на комбайновую технику, так и на тракторы очень высок, что привлекает в страну большое количество иностранных производителей. Несмотря на рецессию, планы по запуску производства в России в 2009 году озвучили буквально все крупные западные агротехнические компании.

Машиностроительное производство во многом зависит от технологической и технической модернизации. Машиностроительный комплекс сегодня недостаточно обеспечен основными видами техники. Отечественные предприятия машиностроения резко сократили выпуск машин, а поступаемая из-за рубежа техника не адаптирована к отечественным реалиям. Без сильного, передового машиностроения наша промышленность, экономика в целом, не будут конкурентоспособными, не станут полноценными и России не удастся уйти от чрезмерной сырьевой зависимости, провести инновационную перестройку. Инновационное и технологическое обновление предприятий являются основой повышения устойчивости машиностроительного комплекса страны в целом, что, в свою очередь, образует один из основных элементов по надёжному обеспечению национальной безопасности.

В 2009 году глобальная экономическая рецессия показала все недостатки нашей экономики, базируемой на полном игнорировании потребностей хозяйствующих субъектов. Двадцать лет преобразований так и не избавили хозяйственную систему от сырьевой зависимости. В основной массе российский бизнес не изобретает и не создаёт нужные вещи, технологии, приборы, а идёт по упрощённому сценарию: продаёт то, что сделано другими или даётся с минимальными издержками – сырьём либо привозными товарами. Готовые же изделия, произведённые в России, пока отличаются крайне невысоким качеством и конкурентоспособностью. Отсюда и большее, чем у других государств, падение производства во время кризиса, а также серьёзные колебания фондового рынка. Энергоэффективность и производительность труда большинства предприятий низки. Следствие – влияние и присутствие России на других рынках не так велико, каким могло быть. Основная часть промышленности была создана в период 1930-1980 годов в период доминирования государственного капитализма. Начавшиеся в 1990 – е годы системные реформы, осуществляемые преимущественно правовыми методами (без учёта инновационного и инвестиционного факторов), практически вывели государство их сферы управления экономикой, в том числе промышленности.

Сегодня очевидно, что государство и представители реального сектора должны действовать скоординировано. Здесь ни отдельных усилий промышленников, ни отдельно правительственных будет недостаточно. Результативность может быть достигнута только благодаря совместной скоординированной работе в одном направлении. Важнейшей базовой задачей решения проблем является развитие обрабатывающих отраслей производства и создание должного количества рабочих мест. Оценивая роль, структуру машиностроительного комплекса, состояние, объёмы затрат на его восстановление и обеспечение необходимых темпов развития, можно утверждать, что эти задачи не могут быть решены в рамках отдельных предприятий и даже более крупных производственных структур. Это означает, что проблема представляет важнейшую национальную задачу. Практика показывает, что преодоление трудных проблем лежит, прежде всего, в сфере интенсивного развития национального производства, его обрабатывающих отраслей.

В поддержку решения такой сложной совокупности проблем необходимо провести серию мероприятий, объединяющих усилия многочисленных хозяйственных агентов, в рамках которых сформулировать проблемы по восстановлению машиностроительного комплекса, обеспечив сравнение этих предложений с мероприятиями, разработанными в различных министерствах и, таким образом, оценив их комплексность. Направленность мероприятий может быть следующей:

- проведение машиностроительных выставок ориентированных на позиционирование предприятий, активно решающих задачи модернизации производства;

-  организация работы экономического издания по совершенствованию управления машиностроительными предприятиями;

- проработка вопросов, связанных с обеспечением юридической поддержки машиностроительного комплекса;

- определение потенциала научно-исследовательских организаций отрасли.

Движущей силой развития машиностроительного производства остаётся научно-технический прогресс (процесс непрекращающихся инноваций, совершенствование техники и технологий), основополагающей целью которого является поиск новых средств удовлетворения потребностей в средствах производства с минимальными издержками. Чтобы происходил рост на основе новых достижений, необходимо иметь структуру управления определённого уровня сложности, которая обусловлена количеством звеньев, их потенциалом, факторами научно-технического прогресса. Создание продуктов с высокой добавленной стоимостью диктуется потребностями внутренних и внешних рынков, задачами обеспечения национальной безопасности. Оценка качества промышленной политики применительно к отрасли в рамках всей промышленности может использовать целую систему экономических индикаторов развития. Показатели комплексной оценки промышленного развития комплекса могут быть сведены в следующую систему:

а) валовой продукт комплекса – ВПК (в реальном измерении, темп роста, темп роста относительно ВВП, доля в объёме валового продукта);

б) валовой продукт комплекса на душу населения, задействованного в       отрасли (в реальном измерении, в процентах от душевого ВВП страны);

в) комплекс в системе промышленности страны (бюджетная обеспеченность, совокупный индекс инвестиционной привлекательности);

г) инвестиции:

- доля инвестиций в ВПК (в процентах);

- инвестиции на душу населения, занятого в комплексе;

- структура инвестиций по объектам вложения (основной капитал, производство, НИОКР, ценные бумаги, инфраструктура);

- объём иностранных инвестиций в комплекс (на душу занятого населения в комплексе, доля иностранных инвестиций в отрасли в общем объёме иностранных инвестиций в промышленности);

- соотношение темпа роста отраслевых инвестиций со средним темпом роста инвестиций в промышленности;

- дополнительное количество созданных в комплексе рабочих мест на единицу инвестиций;

д) экспорт-импорт:

- объём экспорта и его доля в ВПК;

- объём импорта и его доля в ВПК;

- сальдо комплексной торговли «экспорт-импорт»;

- экспорт и импорт в процентах от экспорта и импорта на душу населения в среднем по комплексу.

При наличии высокого научного потенциала и значительных научных достижений, промышленное применение результатов НИОКР ограничено. Одна из причин – низкая технологическая восприимчивость российских предприятий машиностроения и энергетики. Решение проблемы повышения эффективности научной деятельности связано с организационным совершенствованием государственного сектора науки и выстраиванием рациональных взаимосвязей между организациями фундаментальной науки и организациями прикладной науки, технологическими, проектными и производственными организациями, реализующими результаты науки в форме технологий, техники и конкурентоспособной наукоёмкой продукции. Здесь целесообразно было бы рассмотреть вопрос создания научно-исследовательского центра по приоритетному направлению развития современных технологий в машиностроительном комплексе. При этом Научно-исследовательский центр – научный технологический комплекс, который обладает уникальным исследовательско-аналитическим, технологическим и производственным оборудованием и обеспечивает решение прорывных задач развития науки и техники. Со стороны бизнеса в качестве инициаторов должны выступать высокотехнологичные промышленные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также научно-исследовательские и образовательные организации. Государство же финансирует часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при условии, что остальные расходы (подготовка производства, расходы на рекламу, маркетинг и др.) несут компании. Главной проблемой дальнейшего движения в рамках реальной экономики является проблема рационального использования конкурентных преимуществ. В разряд таких преимуществ входят и природные ресурсы (нефть, газ, руды), и высокий технологический уровень ряда отраслей, квалифицированная рабочая сила, и научно-инженерные школы. Соответственно, идет ли речь о торговле, о промышленной кооперации или привлечении иностранных инвестиций – во всех случаях следует находить решения, которые позволят эффективно использовать конкурентные преимущества, развивать их и органично сочетать с конкурентными преимуществами партнеров по кооперации и интеграции. Так, в авиастроении именно на таких условиях развивается, например, сотрудничество с компанией «Boeing». В автомобилестроении поддерживается промышленная сборка конкурентоспособных на любом национальном рынке автомобилей с ориентацией на последовательный рост числа компонентов российского производства. Еще одна реалия современной ситуации такова, что в большинстве критически важных для страны отраслей и секторов ориентироваться только на внутренний рынок – неэффективно и бесперспективно. Фактически, разделение на внутренний и внешний рынок хотя и не исчезает вовсе, но утрачивает свою определенность, жесткость и конструктивность. С одной стороны, внутренний рынок слишком узок, и даже средние российские компании быстро перерастают его границы. С другой стороны, на внутренний рынок приходят иностранные производители. Они приносят ту самую сильную конкуренцию, без которой экономический рост невозможен.

Основным условием успешного развития отечественного машиностроения должна стать Стратегия развития комплекса, согласованная с уже существующими программами. В целях скорейшего формулирования ясных и доступных правил для бизнеса, для общего понимания дальнейшего развития крайне необходимо максимально оперативно подготовить такой документ.  Для обеспечения динамичного развития комплекса видится необходимым решить следующие задачи:

1. Развитие внутреннего рынка продукции машиностроения. В рамках решения этой задачи предпочтительна реализация мер государственной поддержки развития лизинга оборудования. Помимо того, расширение планирования инвестиционных программ  и введение практики заключения долгосрочных договоров также будет способствовать развитию.

2. Обеспечение условий для роста объёмов экспорта продукции отечественного машиностроения. В рамках решения этой задачи возможно совершенствование механизмов предоставления государственных гарантий при реализации экспортных контрактов и возмещение экспортёрам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Также предлагается более активное участие государства в продвижении продукции отечественных производителей на зарубежные рынки.

3. Повышение конкурентоспособности продукции машиностроения за счёт организации финансирования прикладных научных исследований. Одной из основных проблем комплекса является отставание технического уровня продукции от передовых зарубежных образцов. Силами самих предприятий эта проблема в настоящее время не может быть решена в приемлемые сроки.

4. Повышение конкурентоспособности следует повышать путём решения задачи стимулирования эффективного инвестиционного процесса. Недофинансирование в предыдущие периоды привело к тому, что износ основных фондов крайне высок, применяются устаревшие технологии. В этой связи задачей государства является создание условий для функционирования совместных предприятий в отрасли, характеризующихся передачей технологий и высокой степенью локализации производства.

В последние годы управление промышленным развитием происходит по инерции. Следует переходить от политики поддержания заниженного курса рубля в интересах отдельных влиятельных групп к новой, социально ориентированной экономической политике, которая предполагает повышение курса национальной валюты, увеличивая конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. России нужен крупномасштабный, долгосрочный, структурно сбалансированный, разбитый на конкретные этапы национальный проект модернизации промышленности. Крупные технологические прорывы отсутствуют как в сырьевых компаниях, так и в корпорациях новой экономики, а инициативы правительства в инновационной сфере буксуют, тогда как ускорение экономического роста на основе инноваций должно быть достигнуто, с одной стороны, инновационно-технологическим прорывом в энерго-сырьевых отраслях, с другой, повышение доли наукоёмких отраслей и производств в ВВП при использовании конкурентных преимуществ России, лежащих в сфере науки и возможностей коммерциализации научно-технических достижений {3, с. 73}. Ключевой проблемой современной экономики является отсутствие продуктивного взаимодействия бизнеса и науки и необходимость организации сотрудничества между обеими сторонами, основанного на новых принципах. Международная практика показывает, что эффективное партнёрство государства и предпринимательства, наряду с инновационными стратегиями крупных корпораций являются неотъемлемой составляющей инновационного роста национальной экономики. Важно и взаимное доверие общества, государства и бизнеса.

Отечественный бизнес в целом характеризуется низкой, по мировым стандартам, инновационной активностью. Доля инновационно-активных предприятий не превышает 10-12%. Выделенные на реализацию инноваций средства тратятся в основном на усовершенствование существующего продукта и процесса. Современные мировые рынки высокотехнологичны и иерархичны. Поэтому занять определённую нишу можно посредством продуктов-новаций и организационных нововведений, имеющих стратегическую перспективу {4, с. 48}.  Разработка инновационной продукции требует значительных инвестиций и может осуществляться в основном только на базе предельных (прорывных) технологий, включая сюда и те двойные, которые являются последним словом науки и могут составить эффективное взаимодействие в развитии машиностроения. Состояние в области отечественных предельных технологий оценивается по ряду качественных и количественных показателей (см. табл. 1).

Таблица 1. Количество лучших российских предельных технологий по приоритетным направлениям (известные в мире помечены в скобках) {4, с. 49}

Приоритетное направление

Доля лучших предельных технологий

Информационные технологии

3 (10)

Производственные технологии

3 (9)

Новые материалы и химические продукты

3 (10)

Транспорт

-

Топливо и энергетика

5 (16)

Экология и рациональное природопользование

1 (6)

Итого:

15 (51)

 

Из перечня видно, что доля лучших предельных технологий в России не достигает даже 20%, хотя по нескольким направлениям имеются прорывные научно-технические и опытно-конструкторские разработки, а также фундаментальные заделы на будущее. Для того чтобы сконцентрировать финансовые ресурсы и направить их на отобранные приоритеты, объединить ведущие научные организации по данным направлениям, производителей наукоёмкой продукции и потенциальных инвесторов, а также обеспечить государственный заказ и управление научно-техническими проектами и программами стратегического значения, необходима организация не только федерального центра власти, но и крупных научно-производственных акционерных компаний, которые бы при помощи государства смогли стать транснациональными компаниями, проводящими собственные фундаментальные и прикладные исследования.

Предельная технология может появиться при определённой эффективности и конкурентоспособности непредельных технологий. Если говорить о появлении предельной технологии, то значит иметь информацию о потенциальных последствиях её применения, из чего делается оценка о прорывном характере технологии.

Итак,  сегодня нет сомнений, что промышленность в мире затронула глубокая трансформация. В России определено пять главных приоритетов государства, деятельность по развитию которых находится под прямым контролем Президента РФ. Состояние отечественного машиностроения во многом зависит от технологической и технической модернизации. Инновационное и технологическое обновление предприятий являются основой повышения устойчивости машиностроительного комплекса страны в целом, что в свою очередь образует один из основных элементов по надёжному обеспечению национальной безопасности.

 

 

 

 

Литература

 

1.      Российская газета.

2.      Официальные материалы Министерства промышленности и торговли РФ.

3.      Зиядуллаев Н.С. К вопросу о разработке новой стратегии и тактики экономической политики//Промышленная политика в Российской Федерации, №6, 2008.

Сухарев О.С. Институциональная организация развития промышленности и рынок высоких технологий//Промышл

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, машиностроительный комплекс, внутренний рынок, инвестиция, национальная безопасность, отечественное машиностроение, отрасль, развитие, экономический рост, Научно-исследовательский центр.


Задать вопрос