Автор: Иванчихин Виталий Георгович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 27.11.2016

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Иванчихин В. Г. Электронные образовательные ресурсы, их классификация и использование в урочной и внеурочной деятельности школьников по биологии // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 539-542.



В последние годы в ряде документов Министерства образования и науки РФ компьютеризация обучения рассматривается как одно из приоритетных направлений развития отечественной системы образования.

В настоящее время создан ряд электронных пособий по биологии, в той или иной степени пригодных для школьного обучения или самообразования. Наиболее широкое использование в обучении биологии получили разработки программного обеспечения таких фирм, как «1С» («биология, серия Репетитор», «Популярная энциклопедия»), «Кирилл и Мефодий» («Репетитор по биологии», «Уроки биологии для девятого класса»), а также программные продукты «Электронный атлас для школьника» (В. Р. Дольник, М. А. Козлов, И. В. Черепанов), «Открытая биология» — полный интерактивный курс биологии для учащихся (Д. И. Мамонтов) [1].

Однако анализ представленных на российском рынке электронных учебных изданий показал, что материал, пригодный для усиления наглядности преподавания биологии, использующий возможности мультимедиа и интерактивности, недостаточен, и кроме того, зачастую разбросан по различным электронным учебным ресурсам [2]. Учителю сложно производить отбор объектов этих компонентов электронных изданий для каждого урока, компоновать их в удобную форму, обеспечивающую использование подготовленного материала в условиях преподавания в массовой школе. В то же время использование таких материалов могло бы существенно повысить эффективность его труда, сделать преподавание биологии более современным, интересным и наглядным.

В рамках федерального проекта «Информатизация системы образования» реализуемого Национальным фондом подготовки кадров были разработаны цифровые учебно-методические материалы ко всем учебникам биологии (5–11 класс) под редакцией профессора Андреевой Н. Д. и профессора Трайтак Д. И.

Главными целями создания коллекции ЦОР к учебникам «Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс» Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д., и «Биология: Животные. 7 класс» Трайтак Д. И., Суматохин С. В. являются:

– повышение познавательного интереса учащихся к изучению биологии путем максимальной визуализации явлений и понятий, создания условий для самостоятельных исследований явлений и законов в виртуальной лаборатории; закладки условий для формирования навыков самостоятельного обучения, в т. ч. в дистанционной форме;

– сочетание логического и образного способов освоения информации;

– внедрение разнообразных стратегий обучения;

– усиление личностной ориентации учебного процесса за счет индивидуализации обучения учащихся;

– снижение затратна организацию и проведение учебных мероприятий за счет переноса части рутинных функций с преподавателей на средства компьютерной поддержки.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) к выше указанным учебникам содержит:

Учебные информационно-справочные источники:

– основные текстовые материалы (в соответствии с требованием Госстандарта);

– справочные материалы (дополнительный текст, связанный с вопросами и заданиями учебника);

– схемы, таблицы, микрофотографии;

– анимации, видеофрагменты, слайды, слайд-шоу, иллюстрирующие биологические процессы, явления, многообразие растительного и животного мира;

Система заданий для самостоятельной работы учащихся:

– лабораторные (практические) работы;

– упражнения (задачи) для самостоятельной поисковой деятельности;

– интерактивные тренажеры;

Система оценочных (тестовых) заданий.

Предлагаемая коллекция цифровых образовательных ресурсов представляет собой систему элементов для каждого урока изучаемой темы и взаимосвязанных между собой содержанием и интерактивными заданиями. Все элементы набора ЦОР можно использовать в соответствии с их методическим назначением.

  1. Учебные информационно-справочные источники.

а) Основные и справочные текстовые материалы разработаны в соответствии с государственным образовательным стандартом и федеральным базисным учебным планом, утвержденным Министерством образования и науки РФ. Использование текстового материала в процессе обучения направлено на формирование системы биологических знаний учащихся и способствует развитию у учащихся умений быстро находить нужный материал с помощью аппарата ориентировки, штриховых выделений, указателей и гипертекстовых связей. Овладение такими умениями дает возможность школьникам экономно использовать учебное время на уроке, повышает подготовленность к самообразованию.

б) Слайды фотографии биологических объектов. Ряд слайдов сопровождается пояснительным текстом. Данные изображения могут быть использованы:

на этапе объяснения учебного материала. Фотографии и рисунки обеспечивают возможность проведения сравнительных характеристик. Для повышения наглядности возможна подготовка презентаций в соответствии с дидактическими целями конкретного урока. Кроме того, учитель может вносить свою корректировку в выбираемые объекты: делать необходимые подписи, вырезать части фотографий или, наоборот, составлять комбинации из нескольких иллюстраций.

на этапе закрепления изученного материала. Разработанные презентации позволяют экономно и эффективно использовать учебное время. Это могут быть те же фотографии, но уже без подписей или с частично убранными подписями, что позволяет проводить сравнение нескольких изучаемых объектов.

на этапе повторения и активизации знаний учащихся возможен самостоятельный отбор школьниками иллюстративного материала. Учащиеся могут использовать презентации для более наглядного представления докладов, рефератов и отчётов по проектной деятельности.

в) Слайд-шоуподборка слайдов на заданную тему, где каждое изображение сопровождается пояснительным текстом и звуковым сопровождением. Данные изображения могут быть использованы на разных этапах обучения.

г) Анимации используются для демонстрации механизмов биологических процессов, работы различных органов, механизмов популяционных взаимодействий и др., чаще всего недоступных непосредственному наблюдению учащихся, а так же сложных для восприятия. Сюжеты анимаций достаточно ясны, они имеют дикторское сопровождение, в большинстве случаев имеются поясняющие подписи. Анимации можно использовать при изучении нового учебного материала, а также для закрепления и проверки знаний, например, вызывая ученика прокомментировать происходящее на экране. На экране имеются кнопки управления анимацией, которые позволяют остановить просмотр, вернуться к началу анимации, включить/выключить звуковое сопровождение, прокрутить анимацию в любую нужную точку (бегунок в виде красного кольца).

С целью активизации процесса обучения, к каждому информационному элементу разработаны вопросы или задания; основной и дополнительный текст.

д) Иллюстрации-схемы, интерактивные схемы, таблицыспособствуют обобщению полученных знаний. Схемы акцентируют внимание на определённом моменте изучаемого материала и могут служить опорными конспектами при изложении учебного материала учителем. А также схемы могут быть использованы при самостоятельной работе учащихся с учебниками для структурирования изучаемого материала.

  1. Система заданий для самостоятельной работы учащихся:

а) Лабораторные и практические работы, соответствующие теме учебного занятия. Ценность лабораторных занятий заключается прежде в сего в том, что при их выполнении учащиеся получают конкретные и достаточно полные представления об изучаемых объектах. У учащихся развивается самостоятельность в приобретении знаний, приобретаются практические умения [1]. В коллекции ЦОРов предлагаются подробные инструкции по организации и проведению лабораторной или практической работы. Лабораторную работу учащиеся могут проводить как индивидуально, так и небольшими группами (по 2―4 ученика). К сожалению, материальные и технические возможности издательства не позволили разработать интерактивные лабораторные работы.

б) Упражнения (задачи) для самостоятельной работы. Биологические задачи составлены с учетом знаний учащихся основного учебного материала, а также дополнительной литературы. Решение задач предполагает самостоятельный поиск способа решения, разработки собственных вариантов ответов. Для проверки результата учащимся предлагается нажать кнопку «Проверить». Если решение неверное или учащийся желает вернуться к условиям задачи, то при нажатии кнопки «Сброс» он приступает к решению задачи повторно.

в) Интерактивные тренажёры способствуют развитию у учащихся рефлексивных навыков и навыков самооценки своих знаний. При работе с данными тренажёрами необходимо переместить информационные блоки в соответствующие участки экрана. Проверка результата осуществляется по нажатию кнопки «Проверить». Используя кнопку «Сброс» у учащегося появляется возможность в повторной работе с тренажёром.

  1. Система оценочных (тестовых) заданий.

С целью быстрой и массовой проверки знаний учащихся, в предлагаемом наборе цифровых образовательных ресурсов к каждой теме учебного занятия предлагаются тестовые задания с эталонными ответами. В наборе ЦОР представлены задания с выбором единственного правильного ответа. После ввода ответа или выбора правильного ответа следует нажать кнопку «Подтвердить». Варианты ответов на экране изменят цвет, правильный ответ будет выделен зелёным цветом, неправильный — красным. После того как Вы подтвердили ответ, изменить результат уже невозможно.

Использование ЦОР предполагается несколькими способами:

– во-первых, учитель может вести урок на основе содержания цифровых образовательных ресурсов, а на экране отображаются все необходимые элементы, описанные в методических рекомендациях. При работе в компьютерном классе учитель организует работу учеников с интерактивными объектами, схемами, аудио- и видеоматериалами, виртуальными лабораториями, тренажерами и электронными тестами, осуществляя контроль с помощью своего компьютера и электронного журнала; организует работу учеников с коллекциями и электронными энциклопедиями;

– во-вторых, учитель может самостоятельно разработать урок, используя готовые блоки электронных ресурсов в разделе «Закладки»;

– в-третьих, сам ученик может организовать самостоятельную познавательную деятельность (в ситуации отсутствия его в школе), которая в данном режиме действует как программированное обучение; на этапе тренинга и контроля программа предлагает ему задания по поиску новой информации в учебнике или систему подводящих вопросов для совершения следующего шага; а так же самостоятельную работу с виртуальными лабораториями, тренажерами и электронными тестами.

Однако, многие исследователи (А. И. Никишов, Н. А. Пугал, Е. Е. Соловьева, Д. И. Трайтак, С. Г. Шаповаленко и др.) считают, что натуральная наглядность является незаменимым компонентом учебного процесса и что система традиционных средств обучения, разработанная на базе ведущих дидактических принципов и апробированная в школьной практике в течение многих десятилетий, имеет ряд особенностей и не может полностью заменена компьютерными средствами. Опыт обучения биологии свидетельствует о том, что формирование у учащихся необходимых представлений об изучаемых объектах и явлениях, успешное развитие умений и навыков работы с различными носителями учебной информации происходит при условии раздельного или комплексного применения натуральной (живой или фиксированной) и компьютерной наглядности.

Кроме того, при использовании коллекции ЦОРов не следует забывать о здоровье учащихся: компьютерная составляющая учебного процесса должна перемежаться с другими видами познавательной деятельности, в частности с работой по изучению натуральных объектов, заполнению в тетрадях обобщающих таблиц, решению проблемных задач и пр.

Литература:

  1. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии — М.: КолосС, 2007.- 304 с.: ил. ― (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).
  2. Концепция фирмы «1С» на участие в конкурсе № ELSP/С1/Gr/001_02 «Формирование наборов цифровых образовательных ресурсов к учебникам биологии под редакцией профессора И. Н. Пономаревой». — М.: «Вентана-Граф», 2005.
  3. Шестак Н. В. Модели использования мультимедиа в системе непрерывного образования // Непрерывное профессиональное образование в здравоохранении. — М.: РМАПО, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): знаний учащихся, цифровых образовательных ресурсов, учебного материала, Трайтак Д, класс» Трайтак Д, теме учебного занятия, учебникам биологии, обучения биологии, биологических знаний учащихся, активизации знаний учащихся, знаний учащихся основного, проверки знаний учащихся, учебного материала учителем, объяснения учебного материала, наглядности преподавания биологии, нового учебного материала, самостоятельной работе учащихся, познавательного интереса учащихся, учащихся рефлексивных навыков, непосредственному наблюдению учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос