Библиографическое описание:

Горбатова Т. Н., Кудряшова А. В., Рыбушкина С. В. Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1141-1143.

В статье рассматривается самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины иностранный язык. Определяется роль самостоятельной работы при обучении иностранному языку и условия ее эффективной реализации.

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс.

 

В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений. В частности речь идет об увеличении доли самостоятельной работы. Данный подход обусловлен необходимостью развития способности к самообразованию и непрерывному обучению. Современное общество предъявляет новые требования к специалисту. Сегодня это должен быть специалист, характеризующийся не только набором знаний, умений и навыков в определенной области, но и критически мыслящий, способный самостоятельно и творчески решать возникающие проблемы, имеющий навыки самообучения.

Однако достичь этого невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо вовлечь студента в процесс добычи знаний. В этом плане самостоятельная работа является важным компонентом образовательного процесса.

Самостоятельная работа студентов — это работа, выполняемая в рамках образовательного процесса под руководством и контролем со стороны преподавателя. Самостоятельная работа является высшей формой учебной деятельности, которая граничит с понятием самообразование [1].

В неязыковых вузах самостоятельная работа студентов является одним из наиболее приоритетных направлений. Связано это с тем, что количество аудиторных часов, отводимых на изучении иностранного языка, значительно меньше, чем в языковых вузах. Предполагается, что организация самостоятельной деятельности студентов в рамках неязыкового вуза должна быть нацелена, во-первых, на повышение качества обучения иностранному языку, во-вторых, на развитие профессионально значимых качеств личности, творческих способностей, самостоятельности и активности [2].

Организация самостоятельной работы студентов — это процесс нелегкий, который складывается из многих компонентов.

Во-первых, важным фактором успеха осуществления самостоятельной работы должна стать ее непрерывность и постепенное возрастание сложности. Условно можно выделить три уровня сложности самостоятельной работы в обучении иностранным языкам:

1)                 Репродуктивный уровень или тренировочный — так называемый, базисный уровень, на котором закладываются основы для работы на всех последующих уровнях, а именно, знакомство, усвоение и отработка нового материала. В результате чего формируется устойчивая лексико-грамматическая база, создается алгоритм действий.

2)                 Реконструктивный уровень (полутворческий) — предполагает перенос приобретенных знаний, умений и навыков на ситуации аналогичные тем, с которыми студенты уже сталкивались. (Например, акт коммуникации в условиях ситуации, которую студенты прорабатывали ранее, а именно на известном лексическом и грамматическом материале, с известными моделями речевого поведения). Однако данный уровень не подразумевает лишь механического воспроизведения, он требует от студентов мыслительной деятельности и проявления творческих способностей так же приветствуется.

3)                 Творческий уровень — это уровень формирования и развития творческих способностей студентов и их самостоятельности. Студенты поставлены в условия, когда им необходимо работать самостоятельно, использовать учебный материал для выражения своих мыслей, а также применять нестандартные подходы для решения поставленных перед ними задач [1].

Во-вторых, самостоятельная деятельность студента в процессе обучения в вузе требует определенных условий, которые будут способствовать ее эффективности, а именно:

-          повышение мотивации студентов (осуществляется путем развития преподавателем интереса к предмету и ориентирование студента на результат его деятельности)

-          осознание студентами сущности самостоятельной работы (предполагает наличие цели и конкретного задания; четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы; определение формы проверки ее результата; обязательность выполнения самостоятельной работы)

-          наличие творческой составляющей самостоятельной работы (путем выбора определенных форм работы, способствующих этому) [3].

В-третьих, успешный результат применения самостоятельной работы в рамках дисциплины иностранный язык во многом зависит от выбора правильных форм организации самостоятельной работы. Ошибочно, на наш взгляд, считать, что самостоятельная работа — это лишь внеаудиторная работа. В условиях дисциплины иностранный язык, самостоятельная работа должна представлять собой единство следующих форм: аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа и творческая самостоятельная работа.

Популярными методиками в обучении иностранному языку, предполагающими большой процент самостоятельной работы, являются личностно-ориентированные методики. Их целью является овладение навыками иностранного языка, наряду с формированием навыков правильного речевого поведения в различных жизненных, бытовых и профессиональных ситуациях.

К данным методикам относят:

-          игровые методики — разыгрывание ролевых ситуаций, деловые игры;

-          методика моделирования проблемных ситуаций — создание речевых ситуаций, в том числе в сфере профессиональных интересов студентов, содержащих проблему и требующих ее решения посредством использование иностранного языка. Цель методики — освоение и использование иностранного языка;

-          методика проектной деятельности или метод проектов — самостоятельная работа студентов, направленная на решение практических задач с целью приобретения знаний. Данный процесс сопряжен с поиском необходимой информации и работой с ней. Каждый проект имеет наглядный конечный продукт деятельности — презентация, доклад, статья, эссе, сочинение и т. п., который имеет реальную практическую значимость для студента в бытовой, социальной, либо профессиональной сфере. Выбор темы должен быть ориентирован на студентов и вызывать у них интерес. Ценность метода проектов заключается в возможности использования языка в условиях, максимально приближенных к реальным;

-          методика ситуативного анализа или метод кейсов — обучение путем решения конкретных задач. Методика предполагает анализ конкретной ситуации, имеющей профессиональную направленность и содержащей проблематику. Цель анализ ситуации, вычленение и изучение проблематичных сторон, поиск возможных вариантов решения проблемы и выбор наиболее приемлемого варианта. Использование данной методики на уроках иностранного языка способствует развитию коммуникативных навыков на иностранном языке, а также способствует общему и профессиональному развитию.

Эффективность использования самостоятельной работы во многом зависит от осуществляемого контроля. Контроль является основополагающим условием использования самостоятельной работы и должен систематически осуществляться как на итоговой стадии, так и на промежуточных. Предназначение контроля велико — во-первых, осуществление контролирующих мероприятий позволяет отслеживать качество овладения студентами знаний и умений, во-вторых, это обратная связь, которая поможет в нужный момент предвосхитить возможные ошибки со стороны студентов, в-третьих, это способ выявить возможные недостатки в использовании той или иной методики и вовремя скорректировать их. Существует множество форм контроля, — какие выбрать решает сам преподаватель.

Другим залогом эффективности предлагаемых для самостоятельной работы заданий должна стать посильность, с одной стороны, и момент новизны, проблематичности, неизвестности, с другой стороны. Студентам скучно и неинтересно долго выполнять типичные упражнения, а задания, содержащие творческую подоплеку, требующие нестандартного подхода, привлечения дополнительных навыков, особенно в сфере интересов учащихся всегда вызывают обоснованный интерес. Однако максимальной мотивация будет в том случае, когда материал не будет состоять только из абсолютно новой для студентов информации, большая ее часть должна быть в рамках кругозора, знаний и умений студентов. Только в таком случае будет мотивация, а значит, велик шанс продуктивной самостоятельной работы.

Получаемые на практике навыки самостоятельной работы при обучении иностранному языку в условиях неязыкового вуза позволяют повысить эффективность обучения иностранному языку, способствуют формированию ключевых профессиональных навыков, а также дополнительных навыков, способствующих формированию самодостаточного, активного, способного к самообразованию и саморазвитию специалиста.

 

Литература:

 

1.                  Пичкова Л. С. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации. Материалы конференции. МГИМО (У) МИД РФ. — М.: МГИМО-Университет, 2008.

2.                  Алтайцев, А. М., Наумов В. В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1–3 марта 2001 г.) // Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2002. — С. 229–241.

3.                  Кудряшова А. В., Горбатова Т. Н. Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 641–643.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельной работы, иностранному языку, самостоятельная работа, обучения иностранному языку, самостоятельная работа студентов, неязыкового вуза, вуза иностранному языку, обучении иностранному языку, неязыкового вуза иностранному, иностранного языка, процессе обучения иностранному, студентов неязыкового вуза, Самостоятельная работа, дисциплины иностранный язык, использования самостоятельной работы, иностранному языку и условия, условиях неязыкового вуза, обучения студентов неязыкового, обучение иностранному языку, самостоятельной работы студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос