Авторы: Хамдамов Усмон Эргашевич, Хидирбаев Шерали Ералиевич

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 18.07.2014

Статья просмотрена: 386 раз

Библиографическое описание:

Хамдамов У. Э., Хидирбаев Ш. Е. Место самостоятельной работы студентов в учебном процессе // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 426-427.

Одним из проверенных путей повышения эффективности образования, усиления активности студентов на занятиях является организация самостоятельной учебной работы студентов на занятиях. В современном учебном процессе самостоятельная работа студентов занимает особое место, так как студенты хорошо осваивают необходимые знания и навыки в процессе индивидуальной самостоятельной деятельности.

Ведущие педагоги всегда считали, что обучающиеся на занятиях по всем предметам по мере возможности должны трудиться самостоятельно, а преподаватель или учитель должен лишь руководить этой самостоятельной работой и предоставлять необходимые материалы. Для того, чтобы организовать овладение студентами знаний и навыков, начто до предоставить им направляющую, путеводящую “нить”. То есть необходимо вооружить их умениями и навыками правильной организации умственного труда. Это значит, что нужно научить их ставить перед собой определенную цель, правильно выбрать необходимые средства для её достижения, правильно планировать работу и распределять время. Для того, чтобы формировать всесторонне развитую личность, нужно систематически привлекать эту личность к самостоятельной деятельности, которая примет характер проблемно-поисковой деятельности в процессе самостоятельной работы.

Проблема самостоятельной работы студентов изучалась и изучается ученым-педагогами уже два века. Ими дано определение самостоятельной работе. К примеру, понимает под самостоятельной работой выполнение заданий без чьей-либо помощи, но пд наблюдением учителя [1]. При этом он считает, что при возникновении трудностей можно перейти к коллективным упражнениям. Обычно метод самостоятельной работы студентов и учащихся применяется, когда даются задания на дом. Однако Р. М. Микельсон ничего не говорит о внутренней стороне самостоятельной работы студентов и учащихся, то есть не оценивает их самостоятельные мнения и выводы.

Такие западные ученые, как Н. Г. Дайри и Р. Г. Лемберг, сделали попытку раскрыть внутренние признаки самостоятельной работы, связанные со структурой познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Прежде всего, это наблюдается при выполнении различных упражнений и заданий. При выполнении таких заданий формируется самстоятельность учащихся, требующая от них активности, творческого подхода, инициативности. Конечно, работа по выполнению различных упражнений и заданий начинается тогда, когда учащиеся начинают проявлять активность. А её основное условие — это осознание учащимися цели и значения заданных упражнений и заданий.

Г. М. Муртазин характеризуя самостоятельную работу учащихся на уроках, пишет, что активная познавательная деятельность всех учащихся в классе выполняется без непосредственного участия учителя, но учитель должен выделить время для самостоятельной работы на уроке,, чтобы давать задания и контролировать их выполнение. Г. М. Муртазин показывает 5 признаков самостоятельной работы:

-          выполнение по заданию учителя;

-          выполнение в специально отведенной время;

-          привлечение к самостоятельной работе всех учащихся класса без исключения;

-          выполнение самостоятельной работы без непосредственного участия учителя;

-          включение в познавательную деятельность и мыслительных, и моторных действий.

Следовательно, самостоятельная работа — это такой вид учебной деятельности, в котором учащиеся и студенты выполняют задания самостоятельно, или под частичным руководством учителя (преподавателя). Для этого они тратят свои умственные способности и проявляют навыки самоконтроля.

По вопросу классификации самостоятельной работы студентов ученые высказывают различные мнения. Особенно распространена среди дидактов и методистов классификация самостоятельных работ по видам на основе источников познания. К ним входят учебник (учебное пособие), газета, дополнительная литература, изображения, картинки, карты, атласы, гербарии, коллекция минералов и другие источники, с которыми работают в процессе выполнения самостоятельной работы. Такая классификация, например, была разработана В. П. Стрезикозиным в 1968 году. Он делит самостоятельную учебную работу на следующие виды [2]:

1.      Работа с учебником и учебной книгой.

2.      Работа со справочной литературой (статистическими сборниками, справочниками по отдельным отраслям знаний, словарями, энциклопедиями и пр.).

3.      Решение и составление задач.

4.      Учебные упражнения — обычные и в тетрадях с печатной основой.

5.      Сочинения и описания.

6.      Наблюдения и лабораторные работы.

7.      Работы — задания, связанные с использованием иллюстраций, карт, схем, графиков и раздаточного материала.

8.      Графические работы.

Б. П. Есипов [3] выделяет самостоятельные работы, применяемые с целью:

-          получения новых знаний;

-          использования на практике приобретенных знаний;

-          повторения и проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Задания для самостоятельной работы с источниками знания могут разнообразными, исходя из этих целей:

-          простые вопросы;

-          логически связанные вопросы;

-          различные тексты (альтернативные, с заданием найти правильный ответ и пр.);

-          рекомендации или планы;

-          краткие требования (нарисовать схиз учебника и др.);

-          задания на количество, качество, познавательные, подготовительные задания (закрепление знаний).

В заключение следует сказать, что есть еще ряд классификаций самостоятельных работ, а классификация видов самостоятельных работ по источникам знаний считается вспомогательной. Так как книга, карта, таблица и работа с ними требуют постаовки содержательных целей. Если же усвоение содержания учебного материала проводится вместе с овладением необходимыми умениями и навыками, то такая классификация имеет важное значение в педагогической работе. Поэтому от преподавателей требуется составлять задания для самостоятельных работ исходя из содержания источников знания и из их видов. А самым главным критерием отбора заданий считается своеобразие учебного материала и его сложность или легкоусвояемость.

Литература:

1.                    Микельсон Р. М. О самостоятельной работе учащихся. -М.: Учпедгиз, 1993. — 176 с.

2.                    Стрезикозин В. П. Организация процесса обучения в школе. — М., 1968.

3.                    Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. –М.,1961. 239 с.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельной работы, самостоятельной работы студентов, самостоятельной работой, самостоятельной учебной работы, Место самостоятельной работы, Проблема самостоятельной работы, в процессе самостоятельной работы, метод самостоятельной работы, признаков самостоятельной работы, стороне самостоятельной работы, признаки самостоятельной работы, самостоятельных работ, классификации самостоятельной работы, асинхронной самостоятельной работы, выполнения самостоятельной работы, результативной самостоятельной работы, Организация самостоятельной работы, в процессе индивидуальной самостоятельной, учебном процессе, самостоятельной работой выполнение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос