Интеллектуальная игра как способ развития базовых компетенций учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

I международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 2697 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Ю. А. Интеллектуальная игра как способ развития базовых компетенций учащихся / Ю. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11534/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетенций учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в области педагогики.

Ключевые слова: информация, универсальные действия, интеллектуальная игра

Приоритетным направлением деятельности нашей гимназии является реализация общеобразовательных проектов различной предметной направленности и содержания. И одним из этапов реализации данных проектов традиционно является проведение общегимназических интеллектуальных игр, кроме того два проекта имеет статус городских, поэтому после общегимназического этапа наша гимназия выступает в роли организатора городских интеллектуальных игр.

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра — это средство развития интеллекта и эрудиции учащихся, причем, в отличие от предметных олимпиад, научных конференций и других конкурсов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, увлекательное состязание и просто праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и подростки, и старшеклассники.

Интеллектуальная игра — это вид игры, который основан на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. В интеллектуальных играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни и разделов науки, что способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов, положительной мотивации к обучению школьников и поддерживает эмоциональный настрой. Кроме того, интеллектуальные игры — это способ выявления одаренных детей и один из методов работы с ними.

Что же касается непосредственно меня, то в рамках реализации курса внеурочной деятельности на протяжении нескольких лет я являюсь руководителем ученического объединения «вИКТория». Целью программы деятельности объединения является развитие базовых компетентностей учащихся, их личностных качеств, творческих способностей и лидерского потенциала личности через включение в коллективно-творческую и ценностно-ориентированную деятельность посредством разработки, проведения и участия в интеллектуальных играх различного уровня.

Тематика проектов на будущий год утверждается в начале мая предыдущего учебного года. Поэтому ежегодный старт деятельности нашего объединения дается во время летней кампании. В течении профильной смены учащиеся занимаются поиском и отбором информации для интеллектуальных игр, соорганизаторами и ведущими которых являются сами.

Результатом деятельности учащихся во время профильной смены стала интеллектуальная игра в рамках общегимназической организационно-деятельностной игры «Старт», на которой собственно и дается «Старт» всем общегимназическим проектам. Разработанная нами игра обзорно затрагивают темы всех проектов нового учебного года.

В течении учебного года работа в объединении делится на несколько этапов, каждый из которых специфичен и направлен на приобретение и развитие основных универсальных учебных действий: личностных, метапредметных ипредметных.

  1. Работа систочниками информации. На этом этапе учащиеся совершенствуют свои познавательные универсальные действия, то есть навыки в поиске, отборе, анализе, преобразования, интерпретации и оценки информации, которые были получены ими на различных предметных дисциплинах.

На занятиях первоначально для разбора и преобразования берутся небольшие тексты на свободную тему, постепенно объем и сложность текстов увеличивается. Далее рассматривается тема, изложенная в нескольких источниках информации, источники сравниваются и систематизируются, информация отбирается, анализируется, структурируется и преобразовывается.

Умение быстро осуществлять поиск информации является важным условием продуктивности и качества самостоятельной работы учащихся.

  1. Разработка исоставление вопросов. На этом этапе учащиеся также совершенствуют свои познавательные универсальные действия, изучая:

основные требования к вопросу и ответу;

роль ключевых слов в вопросе;

специфические способы составления вопросов;

способы смыслового и стилистического оформление вопросов;

приемы шифрования информации;

различие лаконичных и развернутых вопросов;

нюансы составления различных типов вопросов.

Затем мы переходим непосредственно к составлению вопросов, а так как главные задачи любой интеллектуальной игры — это повышение уровня знаний и познавательного интереса учащихся-участников игр. Поэтому вопросы и ответы для игры должны быть составлены в соответствии с конкретными критериями:

– вопрос должен содержать интересную и новую для учащихся информацию, достаточно большой (но не чрезмерно) объем информации по данной теме;

– сложность вопроса должна находиться на пределе возможностей участников игры;

– вопрос должен нести смысловую нагрузку, достаточную для полного рассмотрения данного аспекта темы;

– вопросы должны содержать информацию разного типа и в разной форме, поскольку среди участников игры могут быть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти;

– вопросы должны соответствовать по сложности возрасту принимающих участие в игре учащихся;

– вопрос должен иметь только один (конкретный) ответ;

– вопрос должен быть сформулирован так, чтобы ответ не требовал сложных фонетических конструкций (особенно это важно, когда команды отвечают письменно);

– в вопросах с выбором варианта ответа необходимо предложить помимо правильно ответа еще три варианта, которые не должны быть абсурдны, чтобы дать возможность задуматься при выборе правильного варианта.

  1. Написание сценариев иопределение критериев оценки интеллектуальных игр. В результате реализации этого этапа учащиеся совершенствуют свои регулятивные универсальные учебные действия. Учащиеся приобретают навык смыслового объединения вопросов по подтемам, а значит разбиения интеллектуальной игры на логические блоки. Блоки должны быть выстроены в определенной логической последовательности, определен уровень сложности вопросов в каждом блоке и способ оценивания ответов. Учащиеся должны прописать вступление для каждого блока. При этом они должны правильно оформить сценарий. Подготовить раздаточный материал, разработать и составить экспертные листы.

В будущем эти навыки учащиеся смогут использовать их при составлении докладов и других работ различного вида.

  1. Разработка исоздание мультимедиа презентаций. Что же касается четвертого этапа, то, так как я являюсь учителем информатики, учащиеся совершенствуют свои предметные универсальные учебные действия. Они создают мультимедиа презентацию в программе MSPowerPoint, изучая более полно различные дополнительные функции программы и правила форматирования и оформления презентаций, что может пригодиться учащимся в будущем при создании мультимедиа сопровождения своих докладов, научно-практических работ и другого рода публичных выступлений.

Использование мультимедийных презентаций при проведении интеллектуальных игр обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию вопроса. Кроме того, иллюстративный ряд к вопросам является своего рода подсказкой (но не явным указанием на правильный ответ), и учащиеся-участники команд, зная о своеобразных подсказках, во время игры совершенствуют свои логические умения: сравнение, обобщение, сопоставление, анализ.

Также игра помимо текстовых вопросов содержит вопросы с аудио и видеорядом, что способствует еще большему развитию слуха и зрения учащихся. А, как известно, уровень развития органов чувств влияет на самочувствие, работоспособность, восприимчивость к получаемой информации, протекание мыслительных процессов, память и многое другое.

Однако, создавая мультимедиа презентацию необходимо соблюдать ряд требований:

Требования к дизайну слайдов:

– единый стиль оформления, соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

– использовать для фона слайда психологически комфортный тон (лучше светлые цвета);

– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

– для фона и текста использовать контрастные цвета;

– использовать не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

– во всей презентации разные уровни заголовков, гиперссылки. управляющие кнопки, списки должны выглядеть одинаково.

Требования к текстовой информации в презентациях:

– текст на фоне слайда презентации должен быть читаемым (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

– для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;

– нельзя использовать разные типы шрифтов в одной презентации;

– размер текста не должен быть меньше 18;

Требования к визуальному и звуковому ряду:

– соответствие изображений содержанию и возрастным особенностям аудитории;

– использовать только качественные изображения (высокое разрешение, контраст изображения по отношению к фону, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);

– использовать только качественные аудио файлы;

– рисунки и видео должны быть четкими и достаточно крупными;

– видео-ролики должны занимать не менее трети презентационного окна;

– рисунки должны носить иллюстративное (нести информацию), а не декоративное значение.

Требования к анимации:

– использовать анимацию объектов и перехода слайдов только при необходимости (минимум анимации) в целях экономии времени и чтобы не отвлекать от содержания;

– в информационных слайдах допускается использование анимации объектов только в случае, если это необходимо для отражения изменений, происходящих во временном интервале, и если очередность анимирования объектов соответствует структуре доклада, в остальных случаях использование анимации не допускается;

– в титульном и завершающем слайдах использовать анимацию объектов не допускается;

– для смены слайдов используется режим «вручную»;

– для всех слайдов применяется однотипный эффект перехода;

– звуковое сопровождение анимации объектов и перехода слайдов не используется.

  1. Организация ипроведение интеллектуальных игр. На пятом этапе учащиеся совершенствуют свои личностные и коммуникативные универсальные учебные действия. Первоначально учащиеся знакомятся с правилами организации и ведения игр, функциями всех участников игры. Далее учащимся необходимо распределить между собой роли: ведущий, секундант, помощник, ответственный за техническое сопровождение, жюри. Для того чтобы учащиеся смогли примерить на себя все роли, от проекта к проекту роли меняются. В соответствии с выбранными ролями проходит инструктаж, содержащий рекомендации по выполнению их функций. Также проходит совместная репетиция ведущего и технического специалиста (мульмедиа сопровождение).

По окончании всех игр подводятся общие итоги, разрабатываются и печатаются грамоты для классов, которые вручаются на ученических собраниях.

  1. Подготовка кучастию винтеллектуальных играх различного уровня. Работа на шестом этапе помогает совершенствовать все универсальные учебные действия. Подготовительная работа заключается в проведении тренингов на развитие памяти и различных форм мышления, а также в решении задач на развитие логических умений. Далее проходит разбор вопросов на выявление ключевых слов с объяснением различных способов поиска ответов. Затем объясняется принцип игры в команде, функции командных игроков и капитана. После чего учащиеся разбиваются на команды и проходят игры-тренинги, в процессе которых проходит работа с текстами вопросов на «слух» и «под запись», рассматриваются правила высказывание мыслей во время игры и основные требования к обсуждению. Основная работа — проведение игр внутри объединения, в ходе которых появляется командная синергия. По окончании каждая игра обсуждается и анализируется.

Участники моего объединения являются представителями гимназии на конкурс эрудитов-знатоков «Что? Где? Когда?» в рамках программы «Шаг в будущее».

  1. Выпуск сборников. В конце учебного года нашим объединением выпускается сборник с материалами интеллектуальных игр.

Таким образом, реализация программы объединения «вИКТория» в основном происходит в процессе практической интеллектуально-творческой деятельности.

Специфика деятельности учащихся в ходе реализации программы обусловлена необходимостью самостоятельного интеллектуального развития посредством изучения внеучебной литературы, знакомством с сокровищами мировой художественной культуры, достижениями человечества в различных сферах жизни, умением извлекать разумное, рациональное из информационного поля Интернета и СМИ.

Кроме того, в процессе реализации программы учащиеся обретают навык публичного выступления и презентации продуктов своей интеллектуальной деятельности. Также учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах (ставит в ситуацию успеха) и вызывает желание дальше совершенствовать свои знания и умения, а также развивать личностные качества. А в этом и состоит основная миссия педагога!

Литература:

  1. Зайцева Н. А., Королева Е. А., Петрова Ю. А., Дрейлинг М. Ю. «Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии» (http://festival.1september.ru/articles/661150/)
Основные термины (генерируются автоматически): игра, учащийся, интеллектуальная игра, действие, информация, время игры, использование анимации, профильная смена, различная сфера жизни, различный уровень.

Похожие статьи

Интеллектуальные игры как форма развития умственных...

игра, учащийся, интеллектуальная игра, действие, информация, различный уровень, различная сфера жизни, профильная смена, использование анимации, время игры.

Применение различных технологий работы с информацией на...

игра, учащийся, интеллектуальная игра, действие, время игры, различная сфера жизни, базовая компетентность учащихся, различный уровень, профильная смена, использование анимации.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции [3]. Участники отвечают на вопросы из разных сфер жизни.

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

Играя в компьютерные игры, люди расслабляются, уходят с головой в виртуальный мир.

А благодаря своему яркому изображению, неожиданности и постоянной смене действий и

Петрова Н. П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация.

О возможностях использования в обучении имитационных игр

Сложность использования игры в обучении связана с её особенностями (двуплановое поведение, отсутствие персональной ответственности каждого учащегося за результаты тех или иных действий, упрощённое представление о реальности, изменение масштаба времени)...

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов)

 Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными)

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Игра — главная сфера общения детей; в ней

Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Временное действиеигра начинается и заканчивается в определенный момент.

В случае, если игра продолжается длительное время, прервать ее бывает очень трудно.

Рассмотрим характеристики 4 года жизни ребенка по сферам развития (таблица 1).

Игровые методы как средство активизации познавательной...

У воспитанников во время игры развиваются творческие способности, мышление

Функция игры — ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.

Желательно отражать в сказках различные характеры героев, показывая разнообразие социального мира.

Похожие статьи

Интеллектуальные игры как форма развития умственных...

игра, учащийся, интеллектуальная игра, действие, информация, различный уровень, различная сфера жизни, профильная смена, использование анимации, время игры.

Применение различных технологий работы с информацией на...

игра, учащийся, интеллектуальная игра, действие, время игры, различная сфера жизни, базовая компетентность учащихся, различный уровень, профильная смена, использование анимации.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции [3]. Участники отвечают на вопросы из разных сфер жизни.

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

Играя в компьютерные игры, люди расслабляются, уходят с головой в виртуальный мир.

А благодаря своему яркому изображению, неожиданности и постоянной смене действий и

Петрова Н. П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация.

О возможностях использования в обучении имитационных игр

Сложность использования игры в обучении связана с её особенностями (двуплановое поведение, отсутствие персональной ответственности каждого учащегося за результаты тех или иных действий, упрощённое представление о реальности, изменение масштаба времени)...

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов)

 Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными)

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Игра — главная сфера общения детей; в ней

Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Временное действиеигра начинается и заканчивается в определенный момент.

В случае, если игра продолжается длительное время, прервать ее бывает очень трудно.

Рассмотрим характеристики 4 года жизни ребенка по сферам развития (таблица 1).

Игровые методы как средство активизации познавательной...

У воспитанников во время игры развиваются творческие способности, мышление

Функция игры — ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.

Желательно отражать в сказках различные характеры героев, показывая разнообразие социального мира.