Проблема учебной мотивации у младших школьников, болеющих туберкулезом, на сегодняшний день является малоизученной.Различные зарубежные и отечественные авторы проводят множество исследовательских работ в данной области, но несмотря на это, вопрос о формировании учебной мотивации у младших школьников, болеющих туберкулезом, является актуальным. Данная работа является обобщением теоретических и практических знаний, полученных в результате наблюдений и исследований в области учебной мотивации в России.
Ключевые слова: мотивация, младшие школьники, болезнь туберкулез
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний. То, какая именно мотивация сформируется у учащегося, зависит от ряда факторов, среди которых можно назвать следующие: грамотное построение образовательной системы, функционирование данного образовательного учреждения, благоприятная психологическая атмосфера для учителей и учащихся, субъективные особенности учащегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, самооценка, способности, индивидуальные особенности, наличие каких-либо заболеваний), субъектные особенности педагога (прежде всего отношение к ученику и к преподаванию),специфика учебного предмета (отражаемые им области знаний, субъективная трудность для ученика, особенности методов преподавания).[5].
Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности. Один из наименее изученных возрастных периодов, с точки зрения личностного развития, — младший школьный возраст в котором и начинается складываться учебная мотивация.[1]. В ее основе лежит побуждение к новым знаниям, интереса к учебным предметам. Важнейшими предпосылками формирования у младшего школьника интереса к учению является: понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя, возможность проявления в учении умственной самостоятельности и инициативы, новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания, эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.
Если педагог старается демонстрировать собственный интерес к предмету, находит яркие, убедительные примеры, умело использует интонационную окраску материала, субъективная трудность усвоения даже самого сложного учебного предмета снижается, а интерес к нему повышается.
Специфика мотивационной сферы младших школьников отражена в работах 40–80-ых годов XX века: Л. И. Божович и ее сотрудников, М. В. Матюхиной и др. Поскольку с изменением социально-экономических условий и ценностей, принятых в обществе, изменяется и мотивация на разных возрастных этапах, представляется значимым изучение мотивов современных детей. Мотивация к обучению — одна из главных условий реализации учебно-воспитательного процесса. Она не только способствует развитию интеллекта, но и является движущей силой совершенствования личности в целом. Формирование у учащихся мотивации к учебно-познавательной деятельности является одной из главных проблем. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, жизненных компетенций, активной жизненной позиции. Социальный заказ общества требует от образовательного учреждения повышение качества обучения и воспитания.
Главной проблемой в решении задачи повышения качества и эффективности учебного процесса является мотивация к обучению у школьников болеющих туберкулезом легких. Туберкулез — одна из древнейших болезней человечества. Подтверждением этого являются археологические находки: туберкулезное поражение позвонков было найдено у египетских мумий. Греки называли это заболевание phtisis, что переводится как «истощение», «чахотка». От этого слова происходит и современное название науки, изучающей туберкулез — фтизиатрия, а специалисты, изучающие туберкулез, называются фтизиатрами.Туберкулез является широко распространённым в мире инфекционным заболеванием человека и животных, вызываемое различными видами микобактерий из группы Mycobacterium tuberculosis complex или иначе палочками Коха [2].
На сегодняшний день формирование учебной мотивация, у детей, болеющих туберкулезом, является актуальной и недостаточно изученной. Мотивация учебной деятельности у школьников может снижаться из-за ряда причин: регулярный прием лекарственных средств, редкие встречи с родителями и близкими людьми, адаптация к учреждению и другим детям, соблюдение определенного режима – все это влияет на состояние ребенка, а также учебную деятельность, мотивацию. К сожалению, в настоящее время все большее число школьников оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, наркотизация общества, нарастание миграционных процессов, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность — эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями естественного процесса развития ребенка.
По мнению ученых-педагогов, у детей болеющих туберкулезом есть индивидуальные особенности:характерны эмоциональная напряженность и нестабильность, неустойчивость настроения, преобладание негативных эмоций, раздражительность, тревожность, склонность избегать нового опыта. Указанные особенности обусловливают снижение адаптационных возможностей ребенка в новых условиях. [3].
Подводя итоги, множества литературных источников, можно сделать вывод о том, младшие школьники болеющие туберкулезом нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении направленного на адаптацию детей к условия больницы, включение учащихся в социальную деятельность, формирование у детей, больных туберкулезом, отношения к знаниям, умениям, навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного гармоничного развития, эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.
Важно уделить внимание, формированию адекватной самооценки, снижении уровня тревожности и конфликтности детей, воспитании у них толерантности. Научить свободно владеть собой, быть уверенными в себе, правильно себя мотивировать и достигать успеха,формировать у учащихся различные виды мотивов (познавательные, саморазвитие и мотивация достижения, развивать познавательный интерес.
Эффективными мероприятиями по формированию учебной мотивации, повышения ее уровня, развития мотивов учения служат психолого-педагогические тренинги. Включающие в себя коллективные творческие мероприятия, игры, конкурсы различных уровней, сценки.Ведущей особенностью психолого-педагогического тренинга является организация взаимодействия детей с миром, участия в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессах. Фактически данная особенность позволяет соединить воспитание школьников, больных туберкулезом, с жизнью общества и способствует гармоничному развитию сущностных сил младшего школьника.
Литература:
- Алфеева Е. В. Изучение мотивов учения и отношения младших школьников к учебной деятельности // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, психология и медицина. — 2014. — № 1 (32). — С. 59–62.
- Архарова О. В., Зайченко Т. П., Шубина Е. Н. Мотивационно-волевая сфера младших школьников как фактор успешности обучения по новым образовательным стандартам // Научный альманах. — 2015. — № 8 (10). — С. 1491–1497.
- Баева Н. А. Социально-психологические условия развития мотивации к успешной учебной деятельности на примере младших школьников // В сборнике: Проблемы социальной зрелости современной молодежи. 2013. С. 252–257.
- Беляева Г. В., Гринина Е. А., Щелина Т. Т. Особенности учебной мотивации младших школьников в условиях реформирования системы школьного образования // В сборнике: Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе. — 2015. — С. 217–221.
- Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. — М.: Просвещение, 1991. — 88 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2012. — 468 с.