Расширение представления об обрядах (на примере кукол) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 24.11.2016

Статья просмотрена: 1315 раз

Библиографическое описание:

Чобанян, Л. А. Расширение представления об обрядах (на примере кукол) / Л. А. Чобанян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 605-607. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35643/ (дата обращения: 16.11.2024).



Расширениепредставленияобобрядах (напримерекукол)

В системе дошкольного образования Армении важное место занимает эстетическое воспитание, в частности, изобразительная деятельность детей. В армянских ДОУ в вопросах изобразительной деятельности фигурирует проблема расширения представлений детей как об армянских, так и о всемирных произведениях искусства. Особое место занимает приобщение дошкольников к собственным народным понятиям добра, красоты.

История обрядов уармян.

Армяне создавали куклы для особых обрядов. Такие, использовавшиеся в обрядах, куклы были особенно важны для армян. Их готовили из поставленных крест-накрест деревянных палок, из отрезков карпета, кожи или из соломы, иногда наряжались ложка или половник.

Одна из подобных кукол была связана с дождем и засухой. У этой куклы были разные названия в разных провинциях, но самый популярный вариант названия — Нури или невеста дождя.

Нури была единственным спасением крестьян во время засухи. Она появлялась в Вербное воскресенье и во время засухи. В народных представлениях Нури была милая, красивая, пестрая, цветистая. Из глаз Нури рождались роса и капли дождя. Она была добра и милосердна. Когда люди и животные страдали от нехватки воды, Нури плакала и слезы ее смачивали землю и поля, вся природа оживала и покрывалась ростками и цветами.

Группы мальчиков и девочек во всех областях Армении делали Нури из деревянных палочек или метелок. Нури была женственной, лицо ее делалось из белой ткани с подчеркнуто выразительными глазами и бровями, носом и ртом. Для одеяния куклы был характерен цветной пояс и вуаль. На голову Нури возлагался венок из цветов, и в целом кукла полностью украшалась цветами. Маленькие девочки пели и танцевали с куклой Нури в руках, заходя в дома, собирая для кукол муку, яйца и другие продукты: Люди из окон и дверей наливали воду на куклу Нури. Дети веселились, организовали застолье из собранного добра, или же продавали продукты и на собранные деньги заказывали кузнецу металлическую куклу Нури, которую оставляли в местном святилище.

Обряд, сопровождающий куклу Нури, имел важное значение для армянских крестьян.

Даже в настоящее время эта кукла не забыта и используется в быту в некоторых деревнях.

Ниже представляем план-конспект данного занятия.

Изготовление куклы «Нури».

Образовательные цели: Интеграция образовательных областей. Развитие общения и взаимодействия ребёнка с окружающими. Формирование и развитие познавательной сферы. Развитие творческого воображения. Обогащение словаря. Реализация самостоятельной творческой деятельности. Развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.

Ознакомительный этап.

Предоставление информации о народной кукле, приобщение к эстетическим и моральным ценностям и традициям армянского народа.

Учебные задачи:

  1. Пробуждение интереса к армянским традициям и ценностям армянского народа. Формирование у детей чувства эмпатии, радости от создания кукол.
  2. Развитие словарного запаса детей (безликая, оберег, обряд), формирование четкой связной речи. Развитие навыков использования описательных сравнений, активизация навыков красивой речи.
  3. Представление куклы Нури.
  4. Развитие мелкой моторики рук (завязывание узлов), координация речи с движениями, ловкости.
  5. Формирование и продолжительное развитие эстетического, художественного вкуса, творческой активности детей, развитие понимания пропорции, ощущения композиции, понимания цвета. Развитие восприятия чистой народной музыки, расширение музыкального кругозора. Развитие умения чувствовать музыку, воспитание эмоционально-положительного отношения к исполнению образных движений под музыку.

Формы исредства работы.

Рассказ «Кукла Нури», просмотр куклы, пригодные материалы для изготовления кукол, загадки, песня про Нури, вопросы, ответы, изготовление куклы.

Материалы.

Армянские орнаменты, кусочки карпета, ковер, видеопроектор, ноутбук, разные куклы ручной работы, армянская музыка.

Материалы для дошкольников.

Длинные прямоугольные отрезки красочной ткани с армянским орнаментом или карпета, отрезок белой ткани, по кусочку ваты, нитки цветов радуги, деревянные медицинские палочки.

Предварительная работа с детьми:

а. Беседа «Какими бывают игрушки?»;

б. Чтение сказки «Нури».

Ход организации образовательной деятельности по этапам:

  1. Организационный этап.

Звучит армянская музыка, воспитатель входит в комнату старшей группы детского сада.

Доброе утро, ребята!

Давайте знакомиться. Меня зовут Лиана Ашотовна

Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.

«Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно… (Кукла)» [1]

(Показывает куклу)

Подобную куклу невозможно купить в магазине, раньше, во времена ваших прабабушек, куклы создавали руками, мамы для своих детей, бабушки для внуков, а дети сами для себя мастерили простые куклы из палок и лоскутов. Такие куклы были очень дороги для того кто их создавал. А для детей куклы хранили в себе теплоту рук мамы и бабушки. Такие куклы невозможно создать дважды, вторую такую не найти.

Я познакомлю вас с армянской куклой Нури.

Идите ко мне, я покажу вам мою соломенную шкатулку.

В моей шкатулке много разных материалов: карпеты, ткани, ниточки. Это все для изготовления новых кукол.

Хочу рассказать вам, что куклы бывают разные, из разных материалов: из глины, дерева, пластмассы, ткани.

Куклы бывают не только для игр, они иногда имеют другое назначение. Раньше армянские девушки до замужества создавали куклы по своему подобию, а когда выходили замуж, куклу брали собой. Кукла оберегала девушку всегда и везде, а когда девушке было трудно в семье мужа, она беседовала о сокровенном с куклой и кукла помогала ее. Для каждого случая была особенная кукла.

  1. Рассказывает воспитательница «Нури» (о кукле Нури).

Вам понравилась «Нури»?

Если да, то мы попробуем создать свои куклы «Нури».

Приглядитесь, какая она?

− Глазки красивые? Волосы длинные? Одежда яркая? Какой пояс? Из радуги?

− Ответы детей.

А почему её называют Нури, как вы думаете?

В древние времена у армян была богиня Нане, которая была дочерью Арамазда. Во многих регионах Армении мать до сих пор называют Нан, Нани, Нане. Нана на санскрите означает мать.

  1. Игра— песня.

Приводится один из сохранившихся отрывков песни «Нури»:

«Нури, Нури пришла

Красавица пришла

Оделась в шаль

Радугу как пояс надела

Дайте масло в волосы нанесите

Дайте яйцо в руку кладите”. [2]

C:\Users\User\Desktop\Нури\Նուրի\Новая папка\100.jpg

Рис. 1. Последовательность работы

  1. Формирование продуктивной деятельности.

Теперь проходите и садитесь за стол.

Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем. Представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.

  1. Сначала сделаем нашей куколке основу. Для этого берем две палочки от мороженого, ставим крест-накрест и завязываем ниткой.
  2. Потом сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белый ситец. Какой формы лоскуток? (Квадрат).
  3. Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.
  4. Далее складываем квадрат углом, зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Получилась головка у куколки!
  5. Берем отрезок карпета, из него мы будем делать одежду! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник).

Ставим на стол треугольник обрезанной ткани, в центре с помощью ножниц делаем дырочки, нанизываем ткань на верхнюю палочку, а потом укрепляем на эту палочку голову нашей куклы

  1. У вас цветочки разного цвета. Какие цвета цветочки? (Один фиолетовый, другой желтый). Возьмите цветочек. Давайте украшать голову куколки.
  2. Осталось повязать нитки цвета радуги на поясе куклы Нури. Какие цвета в радуге?

(Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый).

И вот куколки готовы! Ой, какие красочные куколки у вас получились.

Ну вот, они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок.

  1. Последний этап.

Вы прекрасно потрудились, с легкостью справились с работой.

Вам понравилось делать кукол?

Спасибо за ваши улыбки. (Звучит армянская музыка, дети проходят в группу).

Литература:

  1. http://mirdetstva5.ru/zagadka-pro-kuklu
  2. http://www.syuniacyerkir.am/news_view.php?post_id=14005
Основные термины (генерируются автоматически): кукла, армянская музыка, кукла были, армянский народ, белая ткань, время засухи, изготовление куклы, какая форма, куколка, материал.


Похожие статьи

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях явл...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы)

Эта статья о развитии познавательных интересов дошкольников. Специальное внимание в статье уделено экспериментальной деятельности. Хорошо известно, что экспериментальная деятельность очень важна для личностного развития детей. Эксперименты — это не т...

Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей....

«Услышать живопись, увидеть музыку…» О проблемах организации изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО

В статье рассматриваются принципы организации изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования, предполагающими как ее главную задачу общее и эстетическое ...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Рисование имеет огромное значение в система дошкольного образования. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нет...

Сопровождение одарённых детей

В настоящее время работа с одарёнными детьми всё более актуальна. В статье рассмотрены понятия одарённости, деятельности педагога, образовательной среды, условия сопровождения одарённого ребёнка. Судить об одарённости ребёнка нужно не только по его ш...

«Тайны старинной вазы» (конспект игрового занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе)

В соответствии с ФГОС ДО основной целью образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к...

Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание дошкольников...

Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Одно из современных средств организации познавательной деятельности дошкольников — тематическая папка (лэпбук). Развивающее пособие — лепбук — отвечает требованиям ФГОС ДО. В статье рассмотрена структура такого пособия, приведены примеры использовани...

Похожие статьи

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях явл...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы)

Эта статья о развитии познавательных интересов дошкольников. Специальное внимание в статье уделено экспериментальной деятельности. Хорошо известно, что экспериментальная деятельность очень важна для личностного развития детей. Эксперименты — это не т...

Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей....

«Услышать живопись, увидеть музыку…» О проблемах организации изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО

В статье рассматриваются принципы организации изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования, предполагающими как ее главную задачу общее и эстетическое ...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Рисование имеет огромное значение в система дошкольного образования. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нет...

Сопровождение одарённых детей

В настоящее время работа с одарёнными детьми всё более актуальна. В статье рассмотрены понятия одарённости, деятельности педагога, образовательной среды, условия сопровождения одарённого ребёнка. Судить об одарённости ребёнка нужно не только по его ш...

«Тайны старинной вазы» (конспект игрового занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе)

В соответствии с ФГОС ДО основной целью образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к...

Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание дошкольников...

Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Одно из современных средств организации познавательной деятельности дошкольников — тематическая папка (лэпбук). Развивающее пособие — лепбук — отвечает требованиям ФГОС ДО. В статье рассмотрена структура такого пособия, приведены примеры использовани...

Задать вопрос