Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки (для детей старшего дошкольного возраста) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 05.10.2017

Статья просмотрена: 1606 раз

Библиографическое описание:

Демина, Г. Д. Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки (для детей старшего дошкольного возраста) / Г. Д. Демина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2735/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель: Вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона.

Задачи:

‒ Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области;

‒ Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области — изготовлением оберег «тряпичной куклы — закрутки»;

‒ Расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни;

‒ Научить мастерить тряпичную куклу — оберег, проявляя фантазию и творчество;

‒ Научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как оберегом, как предметом культуры своего края;

‒ Заинтересовать детей и их родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия;

‒ Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Назначение: Игровая кукла для ребёнка, оберег, подарок своими руками, украшение любимого уголка в доме.

Работа для детей возможна после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Музыкальный руководитель: Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые, окружаем его любовью, вниманием и красотой.

Неиссякаемым источником такой красоты является искусство — живопись, театр, музыка, декоративно — прикладное искусство, прикладное искусство.

Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию.

В старину когда-то

Время не теряли,

Вечерами зимними

Много пряли, ткали.

А еще когда-то

Куколок крутили

Под рукой что было -

Из того лепили.

Глиняное солнышко

Лыком украшали,

Лыковые коники

Избу охраняли,

Козы веселушки

Беды выметали

Куклы берегиньки

Деточек спасали.

Так из века в век

Род свой сохраняли

И культуру русскую

Нам передавали!

Представьте себе быт наших предков ни телевизоров с сериалами, ни интернета, ни телефонов, ни офисов, ни аэропортов — вся жизнь строилась на цикле природы, связанных с сельскохозяйственной деятельностью. К различным событиям, например, как новый урожай, уход зимы, другим жизненно важным этапам года делались обрядовые куколки. Эти куклы наполнялись особым смыслом, и имела свое личное предназначение. Какая — то куколка сжигалась как символ очищения, а какая — то наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в доме достаток привлекать. Изготовление кукол доставляло огромную радость, тем более, если мама с дочкой или с бабушкой делали вместе. Это занятие увлекательно в любом возрасте, стоит только начать.

История тряпичной куклы закрутки.

‒ Первые человекообразные куклы появились вместе с человеком и олицетворяли они богов;

‒ Самые ранние куклы, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до нашей эры;

‒ С давних времен в быту русской деревни тряпичная кукла была традиционной игрушкой;

‒ Недостатком тряпичной куклы было лишь то, что ее нельзя было мыть;

‒ Как и у других народов в русскую игрушку вкладывали особый смысл;

‒ В каждой семье хранилось много кукол — талисманов, они передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления;

‒ Выбросить, а тем более испортить, сломать, сжечь было грехом.

В крестьянском быту Белгородского края особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Мы — жители Белгородской области, и мы должны быть продолжателями наших традиций.

В крестьянском быту Белгородского края особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Мы — жители Белгородской области, и мы должны быть продолжателями наших традиций.

Волшебные свойства куклы.

‒ Она была участницей многих праздников и обрядов;

‒ Являлась символом счастья, добра, благополучия, символом продолжения рода, символом плодородия;

‒ Была оберегом. Куклы — обереги, оберегали людей, жилье, защищали от злых духов, смерти. Также эти куклы принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…

‒ В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;

‒ Самодельная кукла давала большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.

Все куклы делались вручную. Делились на куклы-обереги, обрядовые, и игровые. Куклы обереги передавались от матери к дочери, они были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье. Были безликими. По народным поверьям, кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить. Ее никогда не оставляли на улице, не бросали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

Тряпичные куклы были в каждой семье, а в некоторых семьях их было около ста штук. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики и даже цари. Обрядовые куклы пользовались особым почитанием. Их ставили в избе в красный угол. Они имели религиозное значение. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая сестра. Девочки, с пяти лет начинали сами изготавливать первых кукол. Изготовление кукол в крестьянской семье поощрялось. Считалось, что девочка, таким образом, училась шить, прясть, вышивать, вязать, а также постигала традиционное искусство одевания. Когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука куколок, разноцветные лоскутки, маточки ниток, и начинала обучать внучку старинному искусству.

С куклами играли в дочки-матери и «в свадьбу», тем самым «проживая» этот обряд, приобщаясь к традиции. Так куклы передавались из поколения в поколение и хранились в специальных коробках.

Кукол берегли, когда девочка вырастала, она передавала их своим детям. Куколки — закрутки делались из лоскутков очень быстро и дарились близким родственникам.

Постоянно в подготовительной к школе группе делаем с детьми куклу-закрутку.

Для изготовления куклы закрутки потребуется:

Белая ткань 20х20 см, сукно — 20х20см, платочек, повязка на голову, фартучек с пояском, юбка солнце клёш или вырезанная полу солнцем юбка, нитки, ножницы.

. C:\Users\Галина\Desktop\IMG_4321.JPG

Последовательность изготовления куклы-закрутки:

Вначале берем сукно и сворачиваем валик;

‒ Затем завязываем нитками, желательно толстыми в области головы, туловища и ног;

‒ Затем берем белую ткань, сворачиваем косынкой,

‒ Далее делаем рукава подвернув уголочки ткани, чтобы было аккуратно;

‒ Теперь одеваем сарафан или юбку;

‒ Украшаем ее фартучком;

‒ Надеваем на голову повязку и покрываем платочком или шалью.

Получились вот такие красавицы!

C:\Users\Галина\Desktop\IMG_4354.JPG

Вместе с детьми сделали вот таких кукол. Дети с удовольствие играют в такие куклы. Через игру в куклы передаются духовно — нравственные ценности, наработанные веками. Через куклу можно увидеть сам народ, прививается любовь к русскому народному творчеству, приобщаемся к национальной культуре. Очень хорошо развивается мелкая моторика.

Родителям тоже было поручено сделать кукол дома, вот что получилось.

Как маленькие солнышки

Куколки стоят

И глазками невинными

На вас сейчас глядят.

И говорят: Нас вы не бросайте,

Нас не обижайте,

В доме вашем будем жить.

Тепло, добро и счастье ваше сторожить.

Итог:

— Что для каждого из вас было самым интересным увлекательным?

— Если вы узнали для себя что-то новое и интересное, то возьмите смайликов по настроению.

Литература:

  1. Ботова С. И., Приставкина Т. А. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород 2000. -246с.
  2. Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Издательство «Детство-Пресс» 1999.-379с
  3. Семенова М. Мы — славяне!: Популярная энциклопедия. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. — 560 с.
  4. Интернет-ресурсы.
Основные термины (генерируются автоматически): кукла, тряпичная кукла, Белгородская область, ребенок, оберег, белая ткань, Белгородский край, крестьянская семья, крестьянский быт, особый смысл.
Задать вопрос