Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки (для детей старшего дошкольного возраста)
Автор: Демина Галина Дмитриевна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 05.10.2017
Статья просмотрена: 1606 раз
Библиографическое описание:
Демина, Г. Д. Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки (для детей старшего дошкольного возраста) / Г. Д. Демина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2735/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: Вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона.
Задачи:
‒ Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области;
‒ Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области — изготовлением оберег «тряпичной куклы — закрутки»;
‒ Расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни;
‒ Научить мастерить тряпичную куклу — оберег, проявляя фантазию и творчество;
‒ Научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как оберегом, как предметом культуры своего края;
‒ Заинтересовать детей и их родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия;
‒ Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
Назначение: Игровая кукла для ребёнка, оберег, подарок своими руками, украшение любимого уголка в доме.
Работа для детей возможна после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
Музыкальный руководитель: Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые, окружаем его любовью, вниманием и красотой.
Неиссякаемым источником такой красоты является искусство — живопись, театр, музыка, декоративно — прикладное искусство, прикладное искусство.
Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию.
В старину когда-то
Время не теряли,
Вечерами зимними
Много пряли, ткали.
А еще когда-то
Куколок крутили
Под рукой что было -
Из того лепили.
Глиняное солнышко
Лыком украшали,
Лыковые коники
Избу охраняли,
Козы веселушки
Беды выметали
Куклы берегиньки
Деточек спасали.
Так из века в век
Род свой сохраняли
И культуру русскую
Нам передавали!
Представьте себе быт наших предков ни телевизоров с сериалами, ни интернета, ни телефонов, ни офисов, ни аэропортов — вся жизнь строилась на цикле природы, связанных с сельскохозяйственной деятельностью. К различным событиям, например, как новый урожай, уход зимы, другим жизненно важным этапам года делались обрядовые куколки. Эти куклы наполнялись особым смыслом, и имела свое личное предназначение. Какая — то куколка сжигалась как символ очищения, а какая — то наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в доме достаток привлекать. Изготовление кукол доставляло огромную радость, тем более, если мама с дочкой или с бабушкой делали вместе. Это занятие увлекательно в любом возрасте, стоит только начать.
История тряпичной куклы закрутки.
‒ Первые человекообразные куклы появились вместе с человеком и олицетворяли они богов;
‒ Самые ранние куклы, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до нашей эры;
‒ С давних времен в быту русской деревни тряпичная кукла была традиционной игрушкой;
‒ Недостатком тряпичной куклы было лишь то, что ее нельзя было мыть;
‒ Как и у других народов в русскую игрушку вкладывали особый смысл;
‒ В каждой семье хранилось много кукол — талисманов, они передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления;
‒ Выбросить, а тем более испортить, сломать, сжечь было грехом.
В крестьянском быту Белгородского края особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Мы — жители Белгородской области, и мы должны быть продолжателями наших традиций.
В крестьянском быту Белгородского края особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Мы — жители Белгородской области, и мы должны быть продолжателями наших традиций.
Волшебные свойства куклы.
‒ Она была участницей многих праздников и обрядов;
‒ Являлась символом счастья, добра, благополучия, символом продолжения рода, символом плодородия;
‒ Была оберегом. Куклы — обереги, оберегали людей, жилье, защищали от злых духов, смерти. Также эти куклы принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…
‒ В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
‒ Самодельная кукла давала большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
Все куклы делались вручную. Делились на куклы-обереги, обрядовые, и игровые. Куклы обереги передавались от матери к дочери, они были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье. Были безликими. По народным поверьям, кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить. Ее никогда не оставляли на улице, не бросали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.
Тряпичные куклы были в каждой семье, а в некоторых семьях их было около ста штук. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики и даже цари. Обрядовые куклы пользовались особым почитанием. Их ставили в избе в красный угол. Они имели религиозное значение. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая сестра. Девочки, с пяти лет начинали сами изготавливать первых кукол. Изготовление кукол в крестьянской семье поощрялось. Считалось, что девочка, таким образом, училась шить, прясть, вышивать, вязать, а также постигала традиционное искусство одевания. Когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука куколок, разноцветные лоскутки, маточки ниток, и начинала обучать внучку старинному искусству.
С куклами играли в дочки-матери и «в свадьбу», тем самым «проживая» этот обряд, приобщаясь к традиции. Так куклы передавались из поколения в поколение и хранились в специальных коробках.
Кукол берегли, когда девочка вырастала, она передавала их своим детям. Куколки — закрутки делались из лоскутков очень быстро и дарились близким родственникам.
Постоянно в подготовительной к школе группе делаем с детьми куклу-закрутку.
Для изготовления куклы закрутки потребуется:
Белая ткань 20х20 см, сукно — 20х20см, платочек, повязка на голову, фартучек с пояском, юбка солнце клёш или вырезанная полу солнцем юбка, нитки, ножницы.
.
Последовательность изготовления куклы-закрутки:
Вначале берем сукно и сворачиваем валик;
‒ Затем завязываем нитками, желательно толстыми в области головы, туловища и ног;
‒ Затем берем белую ткань, сворачиваем косынкой,
‒ Далее делаем рукава подвернув уголочки ткани, чтобы было аккуратно;
‒ Теперь одеваем сарафан или юбку;
‒ Украшаем ее фартучком;
‒ Надеваем на голову повязку и покрываем платочком или шалью.
Получились вот такие красавицы!
Вместе с детьми сделали вот таких кукол. Дети с удовольствие играют в такие куклы. Через игру в куклы передаются духовно — нравственные ценности, наработанные веками. Через куклу можно увидеть сам народ, прививается любовь к русскому народному творчеству, приобщаемся к национальной культуре. Очень хорошо развивается мелкая моторика.
Родителям тоже было поручено сделать кукол дома, вот что получилось.
Как маленькие солнышки
Куколки стоят
И глазками невинными
На вас сейчас глядят.
И говорят: Нас вы не бросайте,
Нас не обижайте,
В доме вашем будем жить.
Тепло, добро и счастье ваше сторожить.
Итог:
— Что для каждого из вас было самым интересным увлекательным?
— Если вы узнали для себя что-то новое и интересное, то возьмите смайликов по настроению.
Литература:
- Ботова С. И., Приставкина Т. А. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород 2000. -246с.
- Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Издательство «Детство-Пресс» 1999.-379с
- Семенова М. Мы — славяне!: Популярная энциклопедия. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. — 560 с.
- Интернет-ресурсы.