Традиционные народные куклы в образовательном процессе
Автор: Комаров Алексей Анатольевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 10905 раз
Библиографическое описание:
Комаров, А. А. Традиционные народные куклы в образовательном процессе / А. А. Комаров. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 129-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/920/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается вопрос о значении традиционной народной куклы в аспекте сохранения традиций и культуры. Указаны виды, назначение, наряд кукол. Особое место уделено образовательным задачам. Представлены примеры народных кукол с иллюстрированной технологией изготовления. Материал статьи можно использовать как учебно-методическое пособие.
Ключевые слова: национальная культура, образование, искусство и труд в школе, народная кукла.
The article discusses the importance of traditional folk dolls in the aspect of preserving the traditions and culture. Kinds, appointment, the dress of dolls are specified. Particular attention is paid to educational problems. The examples of folk dolls illustrated with production technology. The material can be used as a teaching aid.
Keywords: national culture, education, work training and fine arts at high school, traditional national dolls.
Кукла – неизменный спутник человека со времён строительства пирамид до наших дней, первая среди игрушек. Но куклы были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей народной культуры. А первые куклы связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Назначение куклы многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы заключается в том, что она обретает жизнь при помощи воли создателя и сохраняет в своём образе самобытность, черты народа. По предназначению традиционные народные куклы можно разделить на три группы: обрядовые, куклы-обереги и игровые (подробная классификация тряпичных кукол по назначению, способу изготовления, функциям представлена в пособии Шайдуровой Н.В.). Обрядовые куклы использовались при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Куклы заменяли живых людей в обрядах жертвоприношения, например, кострома, масленица, купавка. Обереговые куклы защищали от тёмных сил и болезней дом, человека, ребенка, путников, дочь перед замужеством. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх отображать мир взрослых, события жизни. А через образы животных ребёнок познавал окружающий мир. Таким образом, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю или в решении жизненных вопросов.
С давних времён народы нашей страны использовали природные материалы для домашнего творчества. Куклы изготовляли из соломы, льна, дерева, лоскутков ткани. Наиболее распространённой в быту русского народа была тряпичная кукла. Но изготовление ткани было трудоёмким делом, поэтому дети донашивали одежду взрослых, так на куклы оставалась изношенная ткань. Считалось, что ношенная одежда является обережной, так как хранит тепло души человека. Несмотря на это, для свадеб и подарков, куклы делали из новой ткани. По народному поверью у куклы не было лица, чтобы в неё не вселился нечистый дух и не смог навредить ребёнку. Наряд русской куклы отражает эстетическую и духовную значимость. В костюме закрепились древние и устойчивые формы русской одежды – это рубаха, сарафан, понева (юбка), передник, платок, повязки-ленты, пояс. А простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой, отделкой и вышивкой. На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы (в зависимости от технологии изготовления, используемых материалов, назначения): кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, кукла масленичная, покосница, кукла от бессонницы для грудных детей, травяные куклы, шерстяные, а также множество других. В ответ на подарки дети также дарили взрослым куклы. Ребёнок, скручивая куклу, думал о том, для кого её делает, от всего сердца желал добра. Так простая тряпичная кукла превращалась в оберег. Куклы бережно передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до семидесяти штук, что указывает на их важность.
Цель занятий:
- знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия;
- стимулирование интереса к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве;
- выявление талантливых детей, их индивидуальных творческих способностей, содействие их участию в творческой жизни, как будущих мастеров;
- изучение видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов, развитие мелкой моторики рук, формирование эстетического вкуса.
Народные куклы «Мартинички»
«Мартинички» - славянские народные куклы, изготавливаемые в марте из красных и белых ниток с целью закликания весны. Куклы вяжут парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и солнца, и развешивают на ветвях деревьев. Второе значение кукол связано с семьёй – мужская и женская половинки, но так как дети носили длинные рубахи, то куклы делались без обозначения пола.
Материалы
№ |
Наименование материалов |
Назначение |
Размер в м. |
Количество
|
1 |
Пряжа белая |
Основа, тело |
Не менее 14 |
1 клубок |
2 |
Пряжа красная |
Основа, тело |
Не менее 14 |
1 клубок |
3 |
Обрезки пряжи, вата |
Голова |
- |
2 |
Технология изготовления
Рисунок 1. Изготовление тела. На картонный квадрат (15*15 см.) намотать 25 витков пряжи.
Рисунок 2. Полученным концом пряжи завязать моток с одной стороны.
Рисунок 3. Сплести косичку из пряжи (30 см.). Концы косичек завязать и распустить.
Рисунок 4. Привязать один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).
Рисунок 5. Изготовление головы. Из пряжи или ваты скатать клубочек (2-3 см.). Клубочек подложить под узелок косички и мотка.
Рисунок 6. Расправить витки мотка. Под полученной головой обмотать пряжу и завязать узелок.
Рисунок 7. Изготовление рук. На картонный квадрат (15*15 см.) намотать 15 витков пряжи. С обоих концов мотка завязать узелки.
Рисунок 8. Моток снять с картонного квадрата. На расстоянии 2 см. от краёв мотка (узелков) обвить и завязать концы пряжей.
Рисунок 9. Разрезать пряжу по краям мотка.
Рисунок 10. Изготовление тела. Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.
Рисунок 11. Ручки придвинуть к голове и плотно перевязать пряжей в области пояса.
Рисунок 12. Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.
Рисунок 13. Из пряжи белого цвета сделать 2 куклу. «Мартинички» готовы.
Народные куклы «День-Ночь»
Куклы «День» и «Ночь» - обереги дома. Куклы были обязательны в любом доме. Кто последним ложился спать, тот поворачивал куклу ночной стороной, а первый проснувшийся устанавливал куклу «День». Куклы были распространены в южных регионах (Пенза, Тамбов, Поволжье). Технология изготовления традиционна – по типу «Берегини-столбушки». Традиционно куклы не имеют прорисованного лица.
Материалы
№ |
Наименование материалов |
Назначение |
Размер в см. |
Количество в шт. |
1 |
Белая (светлая) ткань |
Сторона «День» |
45*45 |
1 |
2 |
Синяя (тёмная) ткань |
Сторона «Ночь» |
45*45 |
1 |
3 |
Нитки мулине или пряжа |
Завязки, косичка |
Не менее 8 м. |
1 |
4 |
Цветная ткань |
Юбка |
20*40 |
1 |
5 |
Шитьё, кружево |
Фартук |
10*15 |
2 |
Технология изготовления
Рисунок 1. Изготовление рубашки. Светлый и тёмный квадраты разрезать по диагонали. Срезы диагоналей двух разноцветных треугольников сложить и прошить ручным швом (назад иглу, вперёд иглу).
Рисунок 2. Развернуть квадрат, приутюжить.
Рисунок 3. Изготовление тела. Из полотенца или ткани сделать скрутку, связать в двух местах.
Рисунок 4. Скрутку одним концом положить к середине сшитой диагонали, вторым концом в сторону угла. Накрыть скрутку второй частью квадрата, перевернув по сшитому срезу диагонали (шов должен остаться внутри).
Рисунок 5. Оформление рубашки. Голову оформить в виде платочка, туго перевязать пряжей по шее. Концы рукавов (боковые углы) подвернуть внутрь, сделать складки и перевязать пряжей. Нижние углы завернуть внутрь и перевязать на поясе.
Рисунок 6. Оформление головы и одежды. Из цветной пряжи сделать косичку, завязать её края, пришить к голове. К поясу с изнаночной стороны подвязать юбку, развернуть на лицевую сторону. С обеих сторон куклы под пояс вложить тёмный и светлый фартуки. Кукла готова.
Выводы. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине. Кроме того, обучения декоративно-прикладному искусству развивает творческую деятельность, формирует практические навыки, художественное мышление. Создание новых предметов искусства невозможно без знания истоков народного творчества, поэтому важнейшей задачей является изучение национальной культуры.
-
- Литература:
1. Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город, 2011
2. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009
3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010
4. Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс]. URL: http://www.rukukla.ru (дата обращения: 05.06.2011)
5. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.: Детство-пресс, 2011