Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к культуре Вологодской области | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.

Дата публикации: 31.03.2022

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Дубенко, Т. В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к культуре Вологодской области / Т. В. Дубенко, О. Л. Самойлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 39-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7231/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель: приобщение родителей воспитанников и детей к сохранениюценностного отношения к семейным традициям, истории родного края, как культурного наследия Вологодской области.

Задачи:

1. Углублять и систематизировать знания об истории родного края и его традициях.

2. Прививать интерес к колыбельным, как к виду устного народного творчества;

3. Познакомить детей и взрослых с устаревшими и диалектными словами (гулик, куканик, шпанки, численник, тужурка) Вологодской области;

4. Дать понятие о тряпичной кукле как обереге, хранительнице домашнего очага, символе продолжения рода.

5. Познакомить с технологией изготовления народной тряпичной куклы, на примере куклы-травницы.

6. Воспитывать осознанное отношение к продуктам человеческой деятельности, способность видеть красоту и значимость труда.

Оборудование и материалы: ноутбук , проектор, экран, музыкальный центр, видеозаписи, сборы лечебных трав (мята, мелисса, зверобой, лаванда, чабрец, душица), лоскуты ткани, ножницы, нитки. Помещение оформлено в виде русской избы (лавки, половики, стол с утварью, прялка, подвесная люлька). На стендах дополнительно размещены иллюстрации с изображением кукол-оберегов, лекарственных трав, строчки из колыбельных и интересные факты о колыбельных.

Участники: воспитанники подготовительной группы, родители детей, воспитатели.

Предварительная работа:

1) в ходе мероприятия, посвященного дню матери, мы обратились к мамам с просьбой: вспомнить (или узнать), какие колыбельные песни пели их мамы; использовали ли эти песни мамы при воспитании своих детей или пели другие.

2) Предложили родителям с детьми, собрать информацию о диалектных словах Вологодской области.

3) собрана информация по изготовлению куколки-оберега.

4) Наглядная информация по теме «Лекарственные травы».

5) Разучивание с детьми колыбельной песни.

Ход мероприятия

Звучит колыбельная песня(видеозапись).

Видео материал из сообщества «Вологодское региональное отделение РФС»

https://vk.com/video-34877081_456239144

В: Ребята, скажите, а что за песня сейчас звучала? Для чего она?

А ваши мамы поют вам колыбельные? (Ответы детей)

В: А кто из вас может вспомнить слова из колыбельных или спеть их для нас? (Ответы детей, мам и бабушек)

В: Посмотрите, сколько разных колыбельных песен вы назвали.

В: (к взрослым) А колыбельные которые вы сейчас поете вашим детям, это песни, которые вы выучили для своего ребенка сами,или они передавались в вашей семье из уст в уста? (ответы)

В: Как вы думаете, для чего поют колыбельные песни? Что они нам дают? (Ответы детей) А взрослые что думают: для чего нам нужны колыбельные? (Ответы родителей)

В: На протяжении многих веков в домах звучали колыбельные песни. У каждого народа были свои, уникальные, песни. Считалось, что воспитание ребенка начиналось именно с колыбельной песни. У наших предков даже была традиция — петь для ребенка колыбельную, которую сочинила его мать, что делало маму и малыша еще ближе. Колыбельные песни создают невидимую связь между ребенком и родителями и показывают малышу, что его любят больше всего на свете. Слушая колыбельные песни, ребенок знакомится с окружающим миром, добрым, приветливым, радужным, и он не боится того, что его окружает.

В: Ребята, а я сейчас расскажу вам несколько фактов о колыбельных песнях, которые показывают, насколько важны и нужны они.

– Говорят, что если перед операцией больному человеку дать послушать колыбельную, то необходимая доза лекарства для наркоза (лечебного сна) снизится в два раза. (Это изучали немецкие доктора.)

– Колыбельные песни оказываются эффективнее лекарственных препаратов со снотворным эффектом. (Канадские ученые сравнивали влияние на пациентов)

– У народов Сибири для каждого младенца колыбельная была своя — её при рождении сочиняла мать. Потом эта колыбельная песня всю жизнь служила ему оберегом.

Фрагмент видео записи с вологодской речью.(Сказка «Морозко» https://youtu.be/IHJpdQl-v-U)

В: В некоторых песнях и сказках есть интересные слова, которые удивляют, которые нам с вами не совсем понятны. Например, «чаботики» (дитятко, изголовье). Как вы думаете, что это слово обозначает? (Ответы детей, родителей).

Почему слова такие непонятные?

В: Места, где мы можем жить, разные, люди тоже разные, и слова тоже иногда не похожи друг на друга. Например, у нас есть слово « веник », а в глубинке Вологодской области, « голик». (Включение презентации. На слайдах слово и изображение названного предмета.)

Вот еще несколько слов, попробуйте догадаться, что они обозначают: « обабок» — подберезовик; «шаньги» — оладьи; «численник» — календарь; «тужурка» — куртка; «оболоки тужурку» — одень куртку. «обряжаться»-уход за домашним скотом «баской»-нарядный, «полоротый»-рассеянный, «корина»-очистки от картофеля. А может быть кто-то еще знает такие вот интересные слова? Давайте попробуем отгадать их значение. (мамы или бабушки с детьми произносят слова своих местностей, а другие пытаются угадать их значение).

В: Посмотрите, сколько интересных слов мы узнали. Получается, что в разных местах один и тот же предмет могут называть по-разному, слово может звучать по-другому. А как вы думаете, слова «баюкать» и «грезы» что обозначают? (Ответы детей и мам, бабушек)

В: «Грезы»- сновидения. Баюкать- укачивать ребенка, тихо, ласково напевая. Вот и одной из «обязанностей» колыбельных песен является укладывание ребенка спать, ведь не всегда дети легко засыпают.

В: А что еще мамы делают, чтобы ребенок быстрее засыпал? (Ответы детей) -- Мамы, бабушки, что вы еще делаете, чтобы ваши дети быстрее засыпали? (ответы мам и бабушек) Если ответов не будет, подвести мам к тому, что они используют, например, травяные чаи, сборы успокаивающих трав, ванны, любимые игрушки.

В: Раньше не было магазинов, и игрушки делали сами. Помните, мы с вами говорили о народных игрушках, о куклах-оберегах? Для чего они служили? Из чего делали игрушки раньше? (Ответы)

Травы тоже нельзя было купить, поэтому собирали и сушили лечебную траву самостоятельно. Некоторые травы подвешивали у колыбели, чтобы у детей был крепкий сон. А можно совместить и Куклу, и душистую траву. Тогда у нас получится куколка-травница, которую мы вам предлагаем сейчас сделать. ( Мастер-класс с показом презентации с пошаговым изготовлением куклы-травницы.)

В: Итак, колыбельные песенки могут успокаивать и усыплять, выполнять магическую охранную функцию, их поют как доброе пожелание на будущее. Для этих же целей существуют и обрядовые куклы, одну из которых мы сегодня сделали. Давайте мы ее сейчас покачаем и споем колыбельную, чтобы она наполнилась доброй силой. (Поем разученную колыбельную песню, мамы и бабушки помогают нам.)

Приложение 1

Презентация диалектные слова

Приложение 2

Поэтапное изготовление куклы-травницы

Для изготовления куклы Травницы своими руками вам потребуются:

– отрез светлой ткани 20х20 сантиметров;

– два цветных лоскутка поменьше 10х10 сантиметров для мешочков;

– маленький треугольный лоскут, чтобы сделать платочек;

– маленькая полоска яркой материи;

– отрез цветной ткани 35х35 сантиметров;

– два квадратных разноцветных лоскутка 10x 10 сантиметров для груди;

– ткань 10х7 и 9x6 сантиметров для фартука;

– натуральные нитки красного цвета;

– небольшой кусочек синтепона;

– различные ароматные травы.

Изготавливать куклу-оберег начинаем с головы . Для этого в центр квадрата светлой ткани (20х20 сантиметров) кладём кусочек синтепона. Далее собираем ткань вокруг синтепона и перевязываем нитью так мы обозначаем будущую шею куклы . Обратите внимание : витки нити должны составлять чётное число. В области лица материю нужно разгладить очень тщательно, чтобы не было ни одной складочки.

Делаем руки.

Теперь разложите материю (которая осталась под шеей) и нитями акцентируйте запястья рук. Затем, также с помощью ниток, обозначьте талию. На груди делается обережный крест.

Грудь Травницы

Теперь вам понадобятся приготовленные квадратные цветные лоскуты (10х10 сантиметров) . Из них кукле делают груди, наполняя лоскуты синтепоном (как и голову) Грудь куклы Кубышки-Травницы имеет свое значение, она символизирует плодородие и здоровье. Постарайтесь сделать груди без дефектов, ровными и достаточно пышными.

Головной убор Травницы

Делаем «рожки» для Кубышки. На полоске ткани нужно сделать два узелка и закрепить полоску на голове будущей куклы. «Рожки» у Травницы должны быть обязательно. Славянки верили, что «рожки» дают женщине силу, помогают защитить своих детей и, кроме того, «рожки» олицетворяют плодородие. Травница всегда делается с покрытой головой. Древние славянки ходили с покрытой головой это символизировало ясный ум и мудрость в решениях. Поэтому и у Травницы головной убор должен быть обязательно. Поверх «рожек» Травнице повязывают платок (завязывают кончики платка сзади) .

Мешочки

Маленькие квадратики ткани (10х10 сантиметров) должны быть заполнены травами , для этого сделайте из них два небольших мешочка и прикрепите к рукам куколки.

Делаем основную часть куклы

Теперь пришёл черёд наряжать ваш оберег. Для этого возьмите отрез материи (40х40 сантиметров, в центр положите кусок синтепона, а вокруг него травы, затем ещё кусочек синтепона, и опять травы. То есть мешочек, который у вас получится, нужно заполнить практически полностью. К верхней части получившегося мешочка приложите (вставьте в верхнюю часть) заготовку куколки и закрепите нитью.

Повязываем передник

Фартук — элемент куклы Кубышки-Травницы, имеющий особое значение. Славянки верили, что от длины фартука куклы зависит количество детей в семье чем длиннее фартук, тем больше будет рождаться детей. Если вы хотите, чтобы фартучек вашей куклы-оберега был вышитым, то выбирайте горизонтальный узор. Такой узор символизирует удержание достатка. При вертикальном узоре достаток будет «стекать» с фартучка. Повяжите ей поясок, тогда крепление передника будет смотреться аккуратно.

Похожие статьи

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей города Прокопьевска

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре родного края

Приобщение к истокам национальной культуры народов, проживающих в Астраханской области, на уроках русского языка и литературы

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к культуре страны средствами музейной педагогики и активного сотрудничества с семьями воспитанников

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного поселка как средство патриотического воспитания

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Похожие статьи

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей города Прокопьевска

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре родного края

Приобщение к истокам национальной культуры народов, проживающих в Астраханской области, на уроках русского языка и литературы

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к культуре страны средствами музейной педагогики и активного сотрудничества с семьями воспитанников

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного поселка как средство патриотического воспитания

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Задать вопрос