В статье описывается мастер-класс с пошаговыми фотографиями.
Куклы интересны людям практически в любом возрасте. Согласны? Думаю, что все согласны, рано или поздно на определенных жизненных этапах каждый человек знакомится и прикасается к этому волшебству, кукле. Моей первой куклой был пупсик, такая маленькая куколка, которую можно купать, переодевать. У нее ручки и ножки двигаются. Она хранится у меня до сих пор. Потом было много «магазинных» кукол: говорящих, больших, маленьких, разных. И вот однажды, когда мне было 6 лет, мне подарили необычную куклу, она была сделана руками, мягкая, теплая, приятная на ощупь. Эта кукла стала любимой игрушкой.
При написании данной работы были использованы следующие методы: анализ, сравнение, обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в проведении мастер-класса по изготовлению куклы в своем классе.
Ключевые слова: кукла, куклы-обереги.
Куклы – обереги.
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений: первое – это детская игрушка в виде фигурки; второе – в театральном представлении – это фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье – фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова).
Первоначальное назначение куклы – вовсе не игра, а ритуальные и обереговые цели. Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с развитием общества.
Изучив данную тему, мне захотелось рассказать об этом моим одноклассникам на классном часе. А узнав, о том, что кукла, сделанная своими руками может служить оберегом, нам захотелось сделать такой оберег на уроке технологии. Мы попробовали и у нас получилось.
- Берем пряжу бежевого цвета. Это будет голова и лицо куклы. Наматываем на прямоугольный предмет (книга, дневник). Длина 15-18 см. Делаем 30 витков вокруг ширины книги. Разрезаем с одной стороны намотки. Аккуратно снимаем. Складываем нити пополам. Разрезаем нити с другой стороны.
- Берем пряжу рыжего цвета. Это будут волосы куклы. Наматываем на прямоугольный предмет. Длина 20-22 см. Делаем 50 витков вокруг длины книги. Разрезаем вначале одну часть намотки, сложим вдвое, проверяем, чтобы была одинаковая длина. Разрезаем другую часть намотки.
- Берем разрезанную пряжу рыжего цвета. Вокруг этой пряжи обложим равномерно разрезанные части бежевой пряжи. Отступая примерно 2 см, обвяжем ниткой в 2оборота бежевого цвета весь пучок ниток. Туго завяжем. Переворачиваем бежевую пряжу.
- В середину пучка кладем немного синтепона. Нити равномерно расправляем вокруг синтепона, делаем форму головы куклы. Завязываем вокруг ниткой бежевого цвета.
- Пряжу рыжего цвета делим пополам. Заплетем 2 косы.
Разделим пополам бежевую пряжу. В середину вставим ручки-кофточку. Завяжем бежевой ниткой талию куклы. Кукла-оберег готова.
Эта работа знакомит с историей происхождения кукол, с технологией изготовления. Ведь куклы – наши близкие друзья, благодаря им мы становимся чуткими, бережливыми, добрыми, у нас развивается вкус, фантазия, закладываются первые навыки шитья. Если очень захотеть, то каждый ребенок может сделать куклу, у нее будет свой характер, своя индивидуальность.
Результат мастер - класса по изготовление куклы оберега в 1-3 классе, 26 декабря 2017 г.
Думаю продолжить изучение данной темы дальше и узнать о куклах в разных странах.
Литература:
- Агапова И.С. Куклы на Руси. - Издательство «Лада», 2006.
- Голдовский Б.П. / Ред. Журавлёв А.Ю. Большая иллюстрированная энциклопедия «Художественные куклы». – М.: Дизайн Хаус, 2009.
- Семенова В. Народная кукла. Коллекция кукол мордовского края. Саранск. 2014.