Факторинг в России — сравнительно молодой финансовый инструмент и в настоящее время находится на начальных этапах своего развития, о чем свидетельствует ряд проблем, связанных с предоставлением его услуг.
Факторинг — это комплекс услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Термин «факторинг» произошел от английского слова «factor» — посредник, агент.
Одна из проблем развития рынка факторинга в РФ — низкий уровень правового регулирования. Имеется ряд противоречий и в отношении лицензирования деятельности факторинговых компаний. В статье 825 Гражданского Кодекса РФ сказано, что в качестве финансового агента для заключения договора финансирования под уступку денежного требования могут выступать коммерческие организации и банки в том числе [1].Однако, статья 13 Федерального закона № 395–1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которой лицензирование должно производиться для осуществления лишь банковских операций, освобождает от необходимости в получении лицензии для осуществления факторингового обслуживания, которое относится к банковским сделкам рынка [2].
Таким образом, неточности в законодательстве относительно приобретения прав денежного требования приравнивают факторинговые компании и банки в вопросе лицензирования, и, как следствие, негласно наделяют их правом на осуществление факторинговой деятельности после их государственной регистрации.
Рост интереса к международному факторингу обусловил необходимость приведения законодательства РФ в соответствии с международными стандартами предоставления факторинговых услуг, поскольку в настоящее время факторинговая деятельность в РФ регулируется лишь косвенно, общими нормами обязательственного права (гл. 43 ГК РФ).
Ограничения валютного законодательства РФ, согласно которым совершение факторинговых сделок между финансовыми агентами и их клиентами резидентами-экспортерами не относятся к числу разрешенных валютных операций, препятствует предоставлению международного факторинга российским потребителям.
Все вышеперечисленные факторы выявили необходимость присоединения России к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям и 5 мая 2014 года Президент РФ Путин В. В. подписал Федеральный закон № 86-ФЗ «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям» [3].
Конвенция УНИДРУА от 28 мая 1988 года четко определяет понятие факторинга, регулирует соблюдение интересов трех сторон факторинговой сделки и их права и обязанности по договору. Планируется внести ряд изменений в ГК РФ, в Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [5, с.33].
Присоединение России к указанной УНИДРУА Конвенции и последующее совершенствование российского законодательства в отношении предоставления факторинговых услуг увеличит долю факторинга в ВВП страны за счет увеличения спроса на использование международного факторинга, поддержки малого и среднего бизнеса и повышения конкурентоспособности российских банков на рынке.
Главная проблема банковского факторинга в РФ заключается в отличной от кредитных подразделений системе принятий решений. Так, наличие скоринговой системы оценки факторинговых рисков во многих банках отсутствует, вместо нее используются системы оценивания рисков, близкие к кредитным, что по определенным параметрам не соответствует особенностям предоставления факторингового обслуживания.
Еще одной проблемой предоставления факторинговых услуг в банке является нарастающая конкуренция внутри банка. Так, факторинговые отделы зачастую являются прямыми конкурентами кредитного подразделения банка, соответственно, развитие факторинга внутри банка весьма проблематично.
Благодаря объективным неблагоприятным условиям предоставления банковского факторинга, дальнейшее его развитие должно происходить в рамках небанковского факторинга — в специализированных компаниях, неаффилированных с банками. Однако это приводит к следующей проблеме предоставления факторинговых услуг в России: необходимость постоянного фондирования и управления ликвидностью факторинговой компании.
Прогнозирование оборачиваемости финансирования в факторинговой компании затруднительно, что влияет на увеличение риска потери ликвидности. При этом собственного капитала недостаточно для предоставления финансирования клиентам — лишь около 10 % оборота финансируются фактор-фирмами за счет собственных средств, оставшаяся часть может быть получена или у материнских банков, или в качестве займа. Для самостоятельного функционирования факторинговой компании необходима значительная доля высоколиквидных, зачастую низкодоходных, активов, что, однако, будет способствовать увеличению себестоимости факторинговых услуг.
Таким образом, предоставление факторинговых услуг в банке, для которого факторинг не является основным направлением, минимизирует появление риска потери ликвидности, покрывая его высоколиквидными активами банка.
Однако в настоящее время факторинг используется преимущественно небольшими банками, которым затруднительно конкурировать с крупными игроками на рынке. Тенденция к укрупнению банковской системы способствует вытеснению малых банков с рынка, чтобы этого избежать, необходимо осваивать новые и развивать уже существующие направления предоставления услуг.
Кроме того, большинство сторонников как банковского, так и небанковского факторинга сходятся во мнении относительно следующей проблемы российского рынка факторинга: необходимости наличия единого органа, регулирующего факторинговую деятельность.
Создание единого органа регулирования факторинговой деятельности, как показывает европейский опыт развития рынка, целесообразно в случае наступления кризиса или же полного отсутствия регулирования.
У российского рынка факторинга на сегодняшний момент есть два пути в отношении данной проблемы:
1) жесткие меры;
2) либеральные меры [6, с.342].
Первый путь предполагает создание общегосударственного регулятора в сфере предоставления факторинговых услуг с правом законодательной инициативы для осуществления контроля факторинговой маржи, минимальных требований к уставному капиталу факторинговой компании.
Второй путь заключается в создании саморегулируемой организации и поддержании права фактор-компаний на свободу деятельности. В данном случае развитие рынка пойдет по европейскому сценарию и регулятором станет саморегулируемая организация. В России уже функционирует организация, объединяющая участников российского рынка факторинга (Ассоциация факторинговых компаний — АФК), однако она направлена не столько на регулирование факторинговой деятельности, сколько на ее развитие. Членство в данной организации способствует повышению конкурентоспособности фактор-фирмы, однако не исключает возможности нарушению рыночных условий предоставления услуг [7, с.122].
Ассоциация факторинговых компаний сообщила результаты развития бизнеса своих участников по итогам 9 месяцев 2016 года: совокупный оборот девятнадцати фактор-фирм составил 1 трлн. 124 млрд. рублей, совокупный портфель — 208 млрд. рублей.
По сравнению с аналогичным периодом 2015 года совокупный оборот участников АФК увеличился на 155 млрд. рублей (+16 %), совокупный портфель вырос на 7 млрд. рублей (+4 п.п.).
В 3-м квартале 2016 года совокупный оборот участников АФК составил 374 млрд. рублей, однако совокупный портфель на 01.10.2016 по сравнению с 01.07.2016 снизился на 3 п.п.
В сборе предварительных данных о рынке приняли участие одиннадцать фактор-фирм, не входящих в АФК. Их совокупный оборот за январь-сентябрь 2016 года составил 162 млрд. рублей, совокупный портфель на 01.10.2016–28 млрд. рублей [8].
АФК продолжает сбор статистической информации о развитии рынка факторинга в России по итогам 9 месяцев 2016 года в целом. По предварительным оценкам и расчетам АФК, совокупный оборот российского рынка факторинга по итогам января-сентября 2016 года составит около 1,33 трлн. рублей.
В заключение отметим, что рынок факторинга в России находится в процессе переформатирования и имеет перспективы роста в процессе дальнейшего развития финансовой системы и всей экономики страны. В свою очередь перспективы развития факторинга в Россиив большей степени связаны со стабилизацией валютного курса, а также повышением ресурсной обеспеченности финансовых институтов, включая банки.
Литература:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действующая редакция от 05.05.2014).
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1 «Обанкахи банковской деятельности»(действующая редакция от 05.04.2016).
- Федеральный закон от 05.05.2014 № 86-ФЗ «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям» (действующая редакция от 05.04.2016).
- Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
- Факторинг: Джесси Рассел — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 146 с.
- Баклаева, Н. М. Финансовый анализ (продвинутый уровень): Учебное пособие для студентов экономических вузов. — Пятигорск, РИА-КМВ, 2014. — 400 с.
- Баклаева, Н. М. Финансовый менеджмент: Учебное пособие — Пятигорск, РИА-КМВ, 2016. — 260 с.
- http://www.factorings.ru/news/805/