Для России в настоящее время агрессивная внешняя среда и бурное развитие технологий является следствием того, что определенные операционные риски с некой периодичностью выходят на первый план. Сегодня особенно актуальными являются вопросы актуализации информационных аналитических систем управления рисками банков действительному состоянию экономико-политической обстановки в России. Важно настроить процессы управления ими при условии постоянного изменения процессов управления бизнесом, а также минимизации возможных финансовых потерь через реализацию комплекса мер с целью снижения влияния неопределенности. В действительности происходит изменение приоритетов и перестроение бизнес-процессов в соответствии с текущими геополитическими и макроэкономическими условиями.
Несмотря на вышеперечисленные выше факторы, отечественный регулятор вводит базельские нормативы. Центральный Банк Российской Федерации определяет требование к операционным рискам Положением № 716-П [2]. Начиная с 2023 года, оно ввело SMA-подход для универсальных банков, а для кредитных организаций право внедрить наступило в 2021 году. К таким организациям относится Банк ВТБ (ПАО), который одним из первых внедрил данный подход, тем самым снизив нагрузку на активы, рассчитывая величину средств для компенсации операционного риска с учетом изменения коэффициента внутренних потерь (далее — КВП). В контексте операционных рисков большинству кредитных организаций актуален вопрос перехода на расчетный КВП.
В результате внешнеэкономических событий 2022 года опубликован весомый объем нормативно-правовых актов, вносящих изменения в части, касающейся правил осуществления операций в условиях санкционного давления. Вместе с тем, существенное влияние на рынок развития информационных систем в контексте управления финансовыми рисками оказал уход западных поставщиков программного оборудования. В марте 2022 года приостановили свою деятельность на рынке России крупнейшие провайдеры софта Microsoft, Oracle, и SAP SE. Услугами вышеперечисленных компаний пользовались многие кредитные организации. Так, Банк России и АО «Россельхозбанк» пользовались услугами Oracle. ПАО Сбербанк в своей деятельности использовал лицензированное программное обеспечение от SAP.
Стоит отметить, что у многих организаций банковского сектора имеются лицензии на программное обеспечение с ограничением по сроку действия. Некоторые поставщики продлили сроки их использования, но далеко не все, следовательно, кредитные организации озадачены вопросом перехода на новые лицензионные продукты.
В настоящее время динамично развивается рынок отечественного программного обеспечения, процесс импортозамещения проходит равномерно, без существенных затрат для банков. Переходя на альтернативные продукты, кредитные организации активно тестируют отечественные решения системы принятия решений по управлению финансовыми рисками. Российские производители информационных систем управления финансовыми рисками сталкиваются со сложностями в технологии и с ограничениями по производительности. Правительство РФ форсировало переход на отечественное программное обеспечение для объектов критической информационной инфраструктуры путем переноса сроков с 2025 года на 2024 год. Данный вопрос является подконтрольным Президенту Российской Федерации. Тем не менее, в июне 2023 года издан Федеральный закон № 106-ФЗ [1], согласно которому Банк России снабжен полномочиями контроля за переходом кредитных организаций на использование преимущественно отечественное программное обеспечение.
Отечественные разработчики информационных аналитических систем в условиях ограниченного периода времени для перехода должны учитывать современные требования организаций в сопровождении и скорости развития продуктов, многофункциональности. Системы оркестрации внешних и внутренних данных, а также системы управления логикой маршрутизации широко применяются лучшими российскими разработчиками PIX BI, Форсайт, Visiology, Modus BI, Luxms BI.
На протяжении последних двадцати лет российский рынок банковских услуг прошел эволюцию от управления рисками кредитными комитетами и принятия кредитного решения сотрудником отделения банка до комплексных информационных систем принятия решений. Данные системы позволяют полностью оценить все риски по множеству параметров и мгновенно оркестрировать модель принятия решений.
Среди современных отечественных информационно-аналитических систем стоит выделить Balance Decision Flow, которая позволяет решать весь спектр вопросов по управлению финансовыми рисками в банковской сфере и усовершенствовать процессы адаптации и реагирования нововведения в быстро меняющейся и конкурентной среде.
Помимо изменений в технической составляющей управление рисками в банковской сфере претерпели изменения также в части обновления законодательной базы. Одним из главных новшеств является переход на требования Положения № 716-П, упомянутое выше. Используемые сегодня решения информационно-аналитических систем разрабатываются конкретно под выполнение требований данного Положения, поэтому не оказывают значительное влияние на текущую деятельность банков, перешедших на новое программное обеспечение.
В 2022 году требования Положения № 716-П относительно контроля операционных рисков приобрели обязательный характер, тем самым сопоставив риски информационной безопасности и ИТ-риски к видам операционных.
В январе 2022 года начали действовать Положения Банка России № 787-П [3] и № 779-П [4], затрагивающие тематику операционной надежности для кредитных и некредитных финансовых организаций. Данное нововведение позволило соотнести процесс управления операционными рисками с обеспечением операционной надежности.
В итоге рассмотрения данного вопроса можно сделать вывод, что банковская отрасль наиболее оцифрованная не только среди других отраслей российской экономики, но и в контексте мировых банковских систем. На данный момент кардинальных изменений, способных усугубить данное направление не произошло, несмотря на прекращение деятельности иностранных компаний, специализирующихся на разработке и поддержки программного обеспечения. Несомненно, опасения по поводу устойчивого положения отрасли в данном вопросе присутствовали, но, со временем, данный вопрос исчерпал себя. Безусловно, предстоит масштабная работа по разработке и модернизации отечественных аналогов до 2025 года, но уже сейчас можно отследить положительную динамику.
Литература:
- Федеральный закон от 13.06.2023 N 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
- Положение Банка России от 8 апреля 2020 № 716-П «О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе».
- Положение Банка России от 12.01.2022 N 787-П «Об обязательных для кредитных организаций требованиях к операционной надежности при осуществлении банковской деятельности в целях обеспечения непрерывности оказания банковских услуг».
- Положение Банка России от 15.11.2021 N 779-П «Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к операционной надежности при осуществлении видов деятельности, предусмотренных частью первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в целях обеспечения непрерывности оказания финансовых услуг (за исключением банковских услуг».
- Банк России утвердил временные подходы к расчету размера операционного риска // Банк России. — Москва, 2023. — URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=638112873045226490BANK_SECTOR.htm (дата обращения: 20.09.2023).
- Банкам помогут с рисками. ЦБ неожиданно ввел регуляторные послабления // Интерфакс. — Москва, 2023. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5811309 (дата обращения: 23.03.2023).
- ЦБ разрешил ВТБ досрочно перейти на новый подход к расчету оперриска // Интерфакс. — Москва, 2022. — URL: ЦБ разрешил ВТБ досрочно перейти на новый подход к расчету оперриска (interfax.ru) (дата обращения: 21.09.2023).