Творческий потенциал и творческая инициатива как показатели успешности развития личности.
Ключевые слова: успешность, развитие личности, творческий потенциал, творческая инициатива
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен в жизни на всех ее этапах, современным запросом общества так же является успешно развитая личность. И поэтому сегодня в современном образовании наблюдается смена педагогической парадигмы, общество осознает, что планируемыми результатами образования должны быть не только полученные учеником знания, но и личностное развитие обучающегося.
Поскольку в науки до сих пор не представлено единого мнения, как и чем измерить успешность, но это понятие является определяющим в результатах государственного стандарта, то одной из задач в работе экспериментальной площадки «Мониторинг успешности личностного развития учащихся» на базе МБОУ «СОШ № 63 с углубленным изучением китайского языка г.Владивостока» стало осмысление понятия успешность ученика, выявления критериев успешного развития учащегося.
Изучив литературу по теме нашего исследования нами было сформировано рабочее понятие: успешный — достигающий желаемого.
Многие выпускники, обогатив свою память за годы обучения в школе обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами, с практическими и теоретическими задачами, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные знания, нужны догадка, умение самостоятельно думать. У школы появилась ответственная задача: развивать у всех учащихся творческое мышление, способность ставить перед собой задачи, готовить их к самостоятельному решению нестандартных теоретических и практических проблем, с которыми они часто будут встречаться в жизни.
Нам необходимо помочь ученику осознать его внутренний мир, его отношение с миром внешним, гармонизировать его личный и социальный интересы. В результате мы разработали свою модель выпускника, для того чтобы наметить путь к достижению желаемого. Наш выпускник — это человек:
‒ успешно освоивший образовательные программы;
‒ способный к профессиональному выбору своей дальнейшей деятельности;
‒ понимающий русскую историю и культуру;
‒ способный проектировать и строить свою жизнь по нормам морали;
‒ имеющий сознательную нравственную и гражданскую позицию;
‒ ориентированный на социальную адаптацию;
‒ коммуникативный и компетентный;
‒ ориентированный на успех.
Формируя образ выпускника нашей школы, понимаем, что не может быть единых требований к каждому выпускнику, так как нельзя игнорировать уникальную индивидуальность каждого человека. Однако, опираясь на базовые ценности и миссию школы, попытаемся «нарисовать» примерную модель выпускника как единую систему с единой образовательной и воспитательной средой (рис 1).
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ.
Рис. 1
Поскольку наш ученик ориентирован на успех: Я способен, Я значу, Я нравлюсь, то одним из критериев успешности развития личности учащегося мы выделяем творческий потенциал и творческую инициативу.
Основываясь на трудах М. А. Матюшкина, Н. Рождерса, А. И. Савенкова, Д. В. Ушакова, Е. И. Щеблановой, Е. Л. Яковлевой, мы определяем творческий потенциал личности как совокупность потенциальных возможностей личности и способностей человека, которые выявляются и активизируются в деятельности, проявляют творческое отношение к ней, обеспечивают получение новых креативных результатов.
Креативный компонент творческого потенциала рассматривается нами как «способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида» [7, с.165], «особый склад ума, особое качество умственных процессов» [6, с. 75], «способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; способность продуцировать разнообразные идеи; способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы» [3, с. 184].
Креативный компонент творческого потенциала с позиции концепции Я. А. Пономарева может рассматриваться как «творческое воображение; богатство, разнообразие идей, ассоциаций; способность быстро переходить от одного способа связи к другому; необычность, самостоятельность, уникальность решения, интуиция, выдумка, предвидение, фантазия» [7, с. 133].
Личностная составляющая может рассматриваться как саморегуляция, направленность на решение проблем и задач, целеустремленность, стремление к доминированию, тяготение к независимости, высокая степень активности в мыслительной деятельности [7]; «стремление быть первым, независимость и самостоятельность» [3, с. 28].
С нашей точки зрения, личностная составляющая творческого потенциала может включать: самостоятельность в выделении и формулировании цели деятельности, наличие мотивации достижения, познавательной мотивации; действия смылообразования; осознание возможности использования результатов деятельности в профессиональном самоопределении; готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению; нацеленность на открытие нового и открытость новому, инициативность.
Согласно словарю Ожегова инициатива — это «почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость» [6, с.254].
Инициатива, самостоятельность, самодеятельность определяются как опорные характеристики поведения личности, являются основанием при отнесении какого-либо человека к творчеству или нетворческому типу [1, с.97].
Исследуемая способность личности к развитию деятельности по своей инициативе является комплексной единицей творческого потенциала учащегося.
В рамках работы нашей экспериментальной площадки за основу творческого потенциала была выбрана разработанная Боровковой Т. И. таблица показателей эффективности авторской технологии, имеющей статус тьюторства [1, стр.99] (табл. 1).
Таблица 1
Критерии проявления творческости
Творческая инициатива |
Воспроизводящая инициатива |
Это всегда прорыв в сфере новизны и новое представление инструментария и идеи |
Прорыв в новую сферу с использованием старых средств реализации идей или самих идей |
Субъектные формы активности |
Несубъектные формы активности |
Задачи управления строятся и контролируются человеком (субъектом); даже если задачи навязаны ситуацией — они переформируются в удобную для субъекта форму, и в соответствии с этим выстраивается последующее управление их решением (оно является утверждающим, а не запаздывающим) |
Человек является игрушкой в руках обстоятельств, теряет «бразды правления» или же передает функции управления другому человеку — обнаруживаемая активность носит преимущественно реактивный, запаздывающий характер |
Творческий характер самостоятельной познавательной деятельности |
Воспроизводящий (репродуктивный) характер самостоятельной познавательной деятельности |
1) Результат (продукт) деятельности; 2) Способ протекания (процесс) деятельности. Создание отсутствующих в прежнем опыте качественно новых для себя продуктов деятельности (текстов, суждений) или способов действий |
При создании отсутствующих в прежнем опыте новых для себя продуктов деятельности используется имеющийся у него образец или метод, но либо не предпринимает попыток как-то изменить способ действия, либо стремится найти свой способ действия, не ориентируясь на новое качество продукта |
В представленной нами таблице видно, что признаки творческой инициативы представлены не по признаку больше или меньше, а по принципу да — нет. В связи с этим в нашей школе в рамках эксперимента запускается проект «Фестиваль творческих инициатив». В течении 2 месяцев ребята будут разрабатывать свои творческие идеи под руководством классных руководителей и родителей и воплощать в жизнь. В марте месяце планируется подведение итогов этого фестиваля. На данный момент разрабатываются показатели оценивания творческих инициатив.
Литература:
- Боровкова Т. И. Теория и практика педагогического проектирования индивидуальных образовательных программ. / Учебное пособие. — Владивосток, ДВФУ, 2015. — 159с
- Виноградова И. А. Диагностика творческого потенциала учащихся.// Актуальные вопросы психологии и педагогики. — М., МГПДУ, 2005- С.95–104
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2000. — 254с
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. — М.: ИНТОР, 1995. — 48 с.
- Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков. – М., Издательский центр «Академия»,1996. — 416 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008 г.- 944с.
- Психологиятворчества: общая, дифференциальная, прикладная / под ред. Я. А. Пономарева. — М.: Наука, 199. — 345с.
- Рождерс Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — С. 164–168.