Использование интерактивной песочницы в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 17.11.2016

Статья просмотрена: 10657 раз

Библиографическое описание:

Одарченко, Ю. Н. Использование интерактивной песочницы в ДОУ / Ю. Н. Одарченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 491-494. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35303/ (дата обращения: 17.12.2024).



Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы заземляет негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Песочная терапия — самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Наиболее интересной для ребенка игра с песком становится, если она оснащена инновационными технологиями. Именно таким изобретением является интерактивная песочница.

Интерактивная песочница — это уникальное оборудование, позволяющее перенести песочную терапию на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые он может перекроить в одно мгновение: выкопать озеро, построить вулкан или даже целый замок.

Понимая, важность игры с песком в образовательном процессе, в детском саду «Улыбка» появилось такое чудо-изобретение, как интерактивная песочница. А я разработала программу по Использованию интерактивной песочницы в областях: валеологии, географии, математике, чтобы малыши не просто играли с песком, а на каждом занятии учились чему-то новому и интересному.

В последнее время специалисты дошкольных образовательных учреждений часто используют игровые методики, а именно игровые тренинги.

Тренинг — это одна из форм активного обучения, где каждый участник проживает свою жизнь в концентрированном виде, извлекает уроки, делает выводы, учится по-новому взаимодействовать с собой, другими людьми и с жизнью в целом. Всё это он получает в безопасном и дружелюбном тренинговом пространстве.

В ходе своей профессиональной деятельности, я всегда стараюсь научить малышей чему-то новому при этом, не обременяя их скучными занятиями. А эта песочница стала для меня просто незаменимой лабораторией, при работе с которой дети в процессе игры познают мир науки. Я объединила две прогрессивные методики: песочную терапию и игровые тренинги, и создала программу игровых тренингов.

Интерактивная песочница является помощником в образовательном процессе. Она позволяет в режиме реального времени продемонстрировать процессы эволюции земной поверхности, которая происходила в течении многих миллионов лет, увидеть ледниковый период и извержения вулкана. Также можно изучать цвета, формы, размеры предметов, группировать по нескольким сенсорным признакам. Помимо этого, есть возможность управлять различными объектами, например, кораблями или танками. Таким образом, мы можем в режиме реального времени создавать и изменять свой собственный мир, объяснять детям, чем отличаются друг от друга водоемы: озеро, море и река, что такое вулкан и почему происходят извержения.

Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям, ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим важно помогать, детям делать, самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики ходят гулять по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно описать на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием. Затем можно приступить к постановке сказок на песке: Колобок, Теремок, Курочка Ряба и др. Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно малыш учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет.

Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человек, а выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребенок неоднократно создает свой мир из песка, — разрушает его, — создает новый — снова и снова. Благодаря этому уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения — это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит.

Занятия в песочнице уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.

Использование в образовательном процессе интерактивной песочницы и моей программы игровых тренингов позволило существенно повысить мотивацию детей детского сада «Улыбка» к занятиям, а также поспособствовала более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов, закрепление пройденного материала. А главное научила ребят работать в команде и уважать труд товарищей.

http://cs4.pikabu.ru/images/previews_comm/2014-04_4/13977268302530.png

В интерактивной песочнице есть режимные моменты. В данном режиме детям предлагается, изменяя рельеф, погрузиться в красочный мир творчества. Каждая манипуляция (изменение высоты рельефа) с песком приводит к изменению его цвета.

Режим «Карта высот»

В данном режиме песок окрашивается в зависимости от высоты, в виде топологии. Цвета окрашивания песка: от синего в самом низу, до красного на вершинах. Дети наглядно изучают высоты рельефа. В зависимости от манипуляций с песком (изменение высоты рельефа), меняется его цвет.

В режиме топологии возможно углубленное изучение континентов, имитация их с учетом особенностей рельефа — горы, низины, водные объекты.

Режим «Вулкан».

Режим строительства, которые дополнен возможностью создания интерактивного объекта — вулкана. Для того чтобы создать вулкан, необходимо сделать отвесную гору из песка с округлой вершинной, выше уровня бортов песочницы. Не допускается наличие посторонних объектов над горой-вулканом. Вулкан может извергать лаву, которая ведет себя, как настоящая, а также может выпускать дым. Дети могут промоделировать поведение вулкана, и наблюдать, как он поведет себя в тот или иной момент.

В данном режиме можно изучать:

‒ Вулканы и их строение и образование;

‒ Поведение вулканов — действующие вулканы и «спящие», причины извержения вулканов;

‒ Что такое лава. Ее свойства;

‒ Воздействие вулканов на окружающую природу и человека;

Режим «Водопад».

Режим строительства, который дополнен возможностью создания интерактивного объекта — водопада. Для того чтобы создать водопад, необходимо вытянуть руку (1 метр над песочницей) и растопырить пальцы. В этом режиме на рельефе может присутствовать только один водопад.

Водопад появляется в том месте, где находится проекция руки. Ведет себя, как реальная вода: стекает по склонам и скапливается в низинах.

В данном режиме можно изучать:

‒ Водопады, самые известные водопады в России и в мире;

‒ Плотины и их виды: естественные и искусственные;

‒ Строительство плотин людьми: польза и негативное воздействие;

‒ Естественные плотины. Возведение плотин животными; Негативное воздействие и польза;

‒ Горные водоемы: реки, озера, водохранилища;

Режим «Формы ицвета».

На песочницу проецируются фигуры различного размера:

‒ Квадрат.

‒ Треугольник.

‒ Круг.

‒ Звезда.

Задача ребенка — найти фигуру того размера, которую попросил педагог, и изменить ее цвет. Цвет фигур изменяется в зависимости изменения высоты рельефа песка в том месте, где находится та или иная фигура — то есть требуется выкопать песок по контуру данной фигуры, либо наоборот построить выше общего уровня песка по контуру фигуры.

Режим «Раскраска»

Возведите из песка любимых персонажей из мультфильмов Н-р рыбок, бабочек, черепашек и т. д.

Изменяйте ландшафт, чтобы построить красочные фигуры.

Кроме обучающей программы интерактивная песочница оснащена играми: «Танчики», «Битва кощеев и драконов», «Шарики»

Игра «Танчики»

Защищайте базу основного большого танка от нападения врага. Бейте по технике и живой силе противника (бить можно по песку, где находится противник, а можно взмахом руки над противником). Изменяйте ландшафт, чтобы затруднить движение противнику, т.е стройте преграды.

Игра «Драконы икощеи»

Игра рассчитана на 2-х детей драконы против кощеев, бейте по драконам, если вы за кощеев или наоборот (бить можно по песку, где находится противник, а можно взмахом руки над противником).

Игра «Шары»

Лопайте шары нужного цвета, чтобы набрать наибольшее количество очков, необходимый цвет показывает рамка на границах (лопать шарики можно хлопком по песку, а можно взмахом руки).

Использование в образовательном процессе интерактивной песочницы и моей программы игровых тренингов позволило существенно повысить мотивацию детей детского сада «Улыбка» к занятиям, а также поспособствовала более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов, закрепление пройденного материала. А главное научила ребят работать в команде и уважать труд товарищей.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная песочница, песок, ребенок, образовательный процесс, взмах руки, детский сад, окружающий мир, песочная терапия, режим, Негативное воздействие.


Задать вопрос