Игры с песком как мотивационный компонент при первичном формировании целенаправленной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.11.2021

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Чуракова, Г. Г. Игры с песком как мотивационный компонент при первичном формировании целенаправленной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями речи / Г. Г. Чуракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85204/ (дата обращения: 16.12.2024).



Дети с тяжелыми множественными нарушениями речи требуют особой организации деятельности, в процессе которой необходимо учитывать сопутствующие проблемы с вербальной памятью, логическим мышлением, развитием моторики, нарушения в эмоционально-волевой сфере, а, следовательно, и проблемы мотивации. Для того чтобы стимулировать активность детей с ТМРН, применяют различные современные технологии. Песочная терапия зарекомендовала себя, как действенный способ, несущий коррекционные и развивающие возможности. Песочная терапия позволяет улучшить психоэмоциональное состояние детей, стабилизировать неустойчивое эмоциональное состояние, совершенствовать координацию и мелкую моторику, совершенствовать пространственную ориентацию, стимулировать сенсорное развитие и тактильную чувствительность, развивать навыки общения (дети импровизируют, повторяют за взрослым, передают интонацию, имитируют звуки), а также стимулировать познавательные интересы, расширять кругозор, вовлекая детей в разнообразные способы сотрудничества. Игры с песком способствуют формированию представлений об окружающем мире, позволяют «проигрывать» жизненные ситуации, объяснять поведение персонажей в них, что положительно сказывается на повышении адаптационного потенциала ребенка. Таким образом, песочная терапия — это уникальная возможность совершенствовать предметно-игровую деятельность и развивать творческий потенциал детей с различными нарушениями в развитии.

Чтобы осуществить формирование мотивации в определенной деятельности детей с ТМРН, необходим этап создания ритуала начала игр с песком, дети должны привыкнуть к данному типу деятельности, определенным правилам работы с песком. Кроме того, должно быть создано особое рабочее место для таких занятий. Для игр с песком нужно подготовить специальный стол, лучше с подсветкой; песок разнообразной консистенции (сухой, влажный, кинетический разных цветов); природный материал (шишки, желуди, каштаны, фасоль и т. п.); пластиковые ведерки, совки, сита, формочки; мелкие игрушки, фигурки для разыгрывания разнообразных ситуаций.

В процессе игр с песком создается естественная стимулирующая среда, в которой дети чувствуют себя комфортно, что позволяет им проявлять творческую активность. В процессе игр с песком возможно синтезировать самые распространенные и эффективные техники в рамках деятельности по развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями речи: песочную терапию, сказкотерапию и игротерапию. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка, формулируется инструкция к играм в сказочной форме, поощряется творческий подход, происходит «оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и т. д., что позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем, повышает уровень обучаемости.

Первые игровые занятия предполагают ознакомление детей с основными свойствами песка:

– сухой песок рассыпается, в него можно погружать пальцы, его можно сыпать и пересыпать;

– влажный песок не рассыпается, из него можно лепить и конструировать;

– кинетический песок дольше держит форму по сравнению с обычным влажным.

Дети погружают пальцы в песок, сжимают его, сыплют в кучки, оставляют на нем следы. При переходе на игры с влажным песком проводим сравнительный анализ свойств сухого и влажного песка. Предлагаем детям слепить куличи из сухого и влажного песка; рисуем и ставим отпечатки на сухом и влажном песке, — приходим к выводу, что частички сухого песка рассыпаются в руках, а влажного слипаются между собой. Для формирования причинно-следственных связей необходимо показать, как при добавлении воды сухой песок становится влажным. Продолжить наблюдения желательно на улице в песочнице.

Для организации игр с песком предлагаем следующие направления:

– Ливень из песка

– Песочные картинки

– Прятки

– Конструирование и лепка

– Сказки на песке

– Знакомство с окружающим миром

– Формирование первоначальных математических представлений

– Комплексные занятия на определенную тему

Игры первой группы будут полезны в первую очередь тем детям, у которых наиболее сильно выражены проблемы с координацией и мелкой моторикой. В качестве примера рассмотрим игру «Дождик». Детям предлагается взять в руки песок, приподнять руки над рабочей поверхностью и, меняя положение пальцев, показать слабый «дождик», затем сильный. Разумеется, не все дети сразу смогут изобразить дождь из песка, но само движение рук уже позволит двигаться в заданном направлении.

Игры второй группы включают в себя: рисование на песке пальцами, различными предметами; оставление отпечатков пальцев, ладоней, кулачков, а также рисование штампами. Например, игра «Летний пейзаж». Дети по показу взрослого пальчиками изображают траву, солнце, птичек, проводя вертикальные линии, изображая круг и галочки. В зависимости от умения ребенка картину можно усложнить, добавив очертания облаков, деревьев, цветов.

По третьему направлению детям предлагается найти какой-либо предмет разными способами. Также можно и прятать предметы. Во время игры возможно использование различных емкостей, сита, подручных материалов. Например, игра «Зайчик мячик потерял». Дети помогают зайчику найти мячик под кустиками, деревьями и в песочной горке. Сначала руками, потом совочком, ситом маленького размера. Особый интерес у детей вызывает игра, связанная с поисками сокровищ. После того как «сокровища» найдены, их можно сортировать по разным признакам, соотносить с изображениями на карточках, использовать как материал для украшения и т. п.

По направлению четвертой группы игр используется в основном влажный и кинетический песок. Например, игра «Ждем в гости». К девочке Маше приходят гости. Помогаем слепить пирожки, накрыть на стол (дети лепят руками, прижимая ладони одна к другой). В другом варианте игры можно использовать формочки и разноцветный кинетический песок. Во время игры вспоминаем цвета фруктов, овощей, продуктов, обсуждаем, какой цвет лучше использовать для создания того или иного блюда. Пример другого игрового занятия — «Заборчик для огорода». Делаем импровизированные грядки, «сажаем» овощи, можно поставить пугало, посадить собачку для охраны. Обсуждаем, кто может повредить урожай, и приходим к выводу, что нужно построить забор. Проводим линию, где планируем поставить забор, затем дети прижимными движениями его возводят. Другой вариант — построить заборчик, втыкая во влажный песок палочки или устанавливая блоки из мелкого конструктора.

Знакомя детей с окружающим миром, целесообразно организовать пространство, которое будет отображать тему игрового занятия. Например, тема «Пустыни». Увидев верблюда, кактусы, барханы и т. п., дети смогут наилучшим образом представить природу и жизнь в пустынях, а, поиграв с тематическими предметами в песочнице, лучше запомнят их особенности. Так, дети проводят по пескам караван верблюдов, ищут оазис, по пути кормят верблюда колючками, ухаживают за ними, помогают перевести груз, встречают на своем пути змею, прячут от них своих путников и в конце трудного пути получают символические награды за помощь.

При формировании у детей первоначальных математических представлений песочные игры можно применять на разных этапах: от самых простых до более сложных. Например, во время игры на тему «Что такое круг?» дети оставляют на песке отпечатки различными предметами округлой формы, рассматривают их. Один предмет берется другой формы. Дети сравнивают отпечатки и приходят к выводу, какой предмет лишний. Здесь же можно повторить понятие «большой — маленький»: дети определяют, какие отпечатки получились большие и, наоборот. В конце игры дети пальцами изображают круги на песке: большие и маленькие.

Одним из любимейших видов игр с песком — это разыгрывание сказок, небольших сюжетов и ролевые игры. Возьмем, например, сказку «Колобок». Вспоминая сюжет сказки и руководствуясь опорными фразами взрослого, дети сначала лепят колобка из кинетического песка, затем направляют его по дорожке, огибая различные препятствия, позволив тем самым колобку убежать от зайца, волка и медведя. Детям можно предложить пофантазировать и предложить другой вариант концовки всем известной сказки. Так, например, можно накормить всех действующих лиц слепленными пирожками или конфетами, оставив колобка живым и невредимым. Другой пример — песочная игра по стихотворению А. Усачева «Снежная книга». Детям предлагается показать действия, происходившие по стихотворению, в результате которых остались следы на снегу, описанные автором. Взрослый читает стихотворение, делая паузы для того, чтобы дети могли совершить действия согласно тексту. Дети должны быть предварительно ознакомлены с произведением, в этом случае им легче будет сориентироваться в процессе игры. Детям предлагаются фигурки лисы, саней, собаки, человека, мыши, сороки, воробья, белки, а также шишки маленького размера. Сначала взрослый и дети обсуждают, какие у них есть предметы, затем взрослый показывает, какие манипуляции можно с ними проводить, чтобы оставить следы на песке. Песок желательно подготовить белого цвета, чтобы создавалось представление заснеженной полянки. В конце игры дети ладонями выравнивают поверхность, скрывая все следы, будто бы их засыпал снег.

В процессе игр с песком полезно разыгрывать ситуации из жизни, позволяющие ребенку социализироваться, научиться себя вести с окружающими, в общественных местах, обыгрывать правила безопасного поведения в тех или иных местах. Так, например, теоретическое знание правил дорожного движения находит слабое отражение в сознании детей с ТМНР. Намного эффективнее «проиграть» определенные ситуации, увидеть их и научиться действовать правильно. Для этого организуется необходимое пространство в песочнице. Ребенок, играя, имеет возможность выбрать, как себя повести, что сделать, чтобы достигнуть определенной цели или решить поставленную перед ним задачу. Важно направлять ребенка, позволяя находить решения самостоятельно.

Песочная терапия позволяет выстроить игровые песочные занятия так, чтобы иметь возможность затронуть разные аспекты развития, проводя комплексные занятия на какую-нибудь одну тему. Подобные занятия оказывают положительный общеразвивающий эффект, что наилучшим образом сказывается на развитии умений и навыков детей с тяжелыми множественными нарушениями речи. Само действие в песочнице увлекает ребенка и при этом существенно повышается мотивация к работе в целом. Для детей с ТМНР игра с песком — это естественная и доступная форма деятельности. Таким детям очень сложно выразить свои мысли и чувства, а игра с песком является хорошим средством для реализации задуманного.

Как мы видим, игры с песком позволяют создать естественную стимулирующую среду, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, что способствует проявлению активности ребенка и тем самым развивает мотивацию детей с тяжелыми множественными нарушениями речи при первичном формировании целенаправленной деятельности.

Литература:

  1. Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. — 2006.- № 4.
  2. Большебратская, Э. Э. Песочная терапия/Э. Э. Большебратская.– Петропавловск, 2010. — 74 с
  3. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 50 с
  4. Гранина, И. В. Песочная терапия в психотерапии /И. В. Гранина. — Екатеринбург, 2012. — 65 с.
  5. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010–94 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко — СПб.: Речь, 2010. — 340 с.
  7. Епанчинцева,О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. Епанчинцева. — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 80 с.
  8. Мешавкина, Т. Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками /Т. Ф. Мешавкина. — Екатеринбург, 2003. — 78 с.
  9. Шиманская, А. Сказки на песке. Практика песочной терапии /А.Шиманская. — СПб.: Речь, 2010. — 224 с.
  10. Шиманович, Ю. Разгадай тайну Песочной страны. Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке / Ю. Шиманович // Школьный психолог. — 2016. — № 22. — С. 18–24
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песок, влажный песок, игра, песочная терапия, множественное нарушение речи, время игры, кинетический песок, процесс игр, сухой песок.


Похожие статьи

Глобальное чтение как средство формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Использование песочной терапии как здоровьесберегающей технологии в коррекции речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Игра как источник усвоения жизненного опыта у ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения

Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Глобальное чтение как средство формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Использование песочной терапии как здоровьесберегающей технологии в коррекции речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Игра как источник усвоения жизненного опыта у ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения

Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задать вопрос