Очень грустный и вместе с тем тревожный факт настоящего времени это нарушения зрения среди детей. А ведь именно восприятие яркого мира красок, звуков, запахов, движений, тактильных ощущений, которые малыш получает, только родившись, становятся фундаментом для его полноценного, гармоничного развития. И, конечно же, основную информацию об окружающем мире малыши воспринимают с помощью зрения.
Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что даже небольшое снижение остроты зрения в раннем дошкольном возрасте сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего мира: дети затрудняются в распознавании овощей, цветов, предметов одежды, обуви и многого другого, плохо ориентируются в пространстве, не могут правильно оценить и запомнить форму, величину и цвета окружающих предметов и т. п. Малыш имеет крайне мало информационного опыта, полученного зрительным путем, и это мешает его дальнейшему познанию окружающего. Ребенок, получающий нечеткое зрительное представление об окружающем мире, не уверен в своих движениях, снижается его двигательная активность, нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, возможны нарушения осанки. А ведь взрослый человек, даже сняв очки, все равно сможет сориентироваться, поскольку у него есть достаточный опыт восприятия и некоторые представления об окружающем мире.
Поэтому сегодня очень важно говорить о целенаправленном развитии восприятия и формировании представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. п. Важно говорить о сенсорном развитии ребенка с нарушением зрения.
Современная методическая база располагает достаточно большим количеством игровых технологий, методических разработок по развитию сенсорных представлений у детей дошкольного возраста.
Мною была выбрана уникальная игровая технология Логические блоки Дьенеша, разработанная венгерским математиком и психологом Золтаном Дьенешем. Это набор из 48 геометрических фигур, который предназначен для детей от трех до восьми лет.
Основная проблема, с которой сталкиваются тифлопедагоги, это трудности восприятия предлагаемого материала детьми, имеющими нарушения зрения. Поэтому игровой и демонстрационный материал необходимо было адаптировать.
Следуя поэтапной системе работы, необходимые схемы, символы, таблицы дополнялись силуэтными, контурными, цветными изображениями. В соответствии с рекомендациями врача офтальмолога по допустимым зрительным нагрузкам подбирался размер представляемого для рассматривания материала. Принимая во внимание характер зрительного нарушения, рабочие карты-схемы можно использовать как на вертикальных подставках, так и на горизонтальной плоскости.
На этапе развития у детей умения оперировать одним свойством, использовались такие игровые задания как: «Покажи такой же ….. (по цвету, по форме, по величине)», «Найди и назови (блок определенного цвета, формы, величины)», «Чудесный мешочек» (нахождение блока на ощупь по форме), «Собери бусы» (соблюдение последовательности) и т. п. Предлагаемые схемы выполнены в силуэтном и контурном изображении.
На этапе развития навыков оперирования двумя признаками, использовались следующие игровые задания: «Найди и назови» (подбор по двум признакам, например: синий квадрат, красный круг), «Собери бусы» (соблюдение последовательности, например чередование маленького и большого блока), «Почтовый ящик» (подбор блока по двум признакам) и т. п.
На этапе развития навыков оперирования тремя признаками, можно рекомендовать следующие задания: «Угадай фигуру» (подбор формы по трем признакам: цвету, форме, величине), «Хоровод» (соблюдение последовательности при выкладывании блоков), «Дорожки» и т. п.
Как самостоятельное игровое упражнение и как упражнение в комплексе образовательной деятельности, широко используются схемы для конструирования. Они выполнены в цветном изображении, силуэтном и контурном. Кроме того, на последующих этапах работы можно использовать цветные силуэты и цветные контуры.
Детям со сходящимся косоглазием весь рассматриваемый материал должен быть представлен на вертикальной подставке.
Детям с миопией необходимо соблюдение «фонового режима», использование темных контрастных тонов.
Игровые упражнения, задания, комплексные занятия с дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша» использовались в рамках проекта «Страна необычных фигур». Он реализовался в период с сентября 2015 по май 2016 учебного года.
Результаты диагностики выявили видимые улучшения в развитии мелкой моторики пальцев рук и развитии зрительно-двигательной координации, в развитии глазодвигательных функций, фиксации взора. Отмечалось повышение уровня восприятия сенсорных эталонов, выделения объемных предметов в макропространстве, соотнесения их формы с заданным эталоном формы. Значительно увеличился уровень сформированности навыков ориентировки, определения местоположения и взаимоотношения между объектами. Повысился уровень анализирующего наблюдения, обучения способам анализа, сравнения, группировки, классификации, развития мыслительных операций.
Проследить динамику проведенной работы можно с помощью следующих диаграмм.
Рассматриваемая игровая технология, несомненно, поможет педагогам, дефектологам, психологам разнообразить, индивидуализировать работу с детьми, повысить уровень интеллектуальной нагрузки на занятии, развивать зрительное восприятие, внимание, интерес ребенка.
Ценность этой методики еще и в том, что ее можно рекомендовать для работы с любой категорией детей. Она будет актуальна для детей, имеющих проблемы в психическом развитии, интеллектуальном развитии, а также как форма – закрепление у детей, не имеющих отклонения в развитии. Главное условие – это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала.
Работа в данном направлении может и не будет легкой, потребует затраты времени, усилий педагогов по адаптации материала, но она очень увлекательна и имеет положительные результаты. Это мастерская для творческих, неравнодушных, целеустремленных педагогов.