Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дремлюга, В. Н. Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды / В. Н. Дремлюга. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 30-42. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35331/ (дата обращения: 16.11.2024).



Как известно, дети, посещающие дошкольные учреждения, проводят в них большую часть своего времени. Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании условий для их разностороннего и полноценного развития. Выбирая дошкольное учреждение для ребёнка, многие родители обращают внимание не только на обустройство групповых комнат, но и на оформление территории детского сада – своеобразной визитной карточки ДОУ. В предлагаемой статье отмечается факт того, что территория дошкольного учреждения и созданные на ней объекты, являются для педагогов, воспитанников и их семей своего рода «жизненным пространством», качество которого во многом зависит от характера благоустройства и озеленения. Здесь каждый ребёнок имеет возможность почувствовать себя первооткрывателем, увидеть распустившийся цветок, обратить внимание на «настроение» растений после дождя, наслаждаться красивым пейзажем, пряным запахом цветущих трав, красотой клумб, восхищаться необыкновенными оттенками разноцветных крыльев бабочки, послушать стрекотание кузнечика. В статье говорится о создании на территории дошкольного образовательного учреждения развивающей среды, наполненной экологически полноценными и эстетически выразительными объектами. В содержании статьи прописаны этапы работы по созданию мини-ботанического сада на территории образовательного учреждения коллективом взрослых (педагогов, родителей) и детей дошкольного возраста.

В своей книге «Школа жизни» Ш. А. Амонашвили подчёркивает, что «носителем изначального импульса жизни является вся Природа, вся Вселенная, каждое их конкретное проявление, разумеется, и сам человек. Жив тот, кто хочет жить. Человек есть носитель сознательного, осознанного им импульса жизни».

В начале третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой. При рассмотрении психологических аспектов взаимодействия человека с природой возникает острая проблема, лежащая не столько в области новых открытий и разработке современных технологий, сколько в изменении поведения человека. Вся предшествующая история развития человеческого знания была связана с потребностью общества в познании и преобразовании окружающей действительности. Это накладывало на науку и практику ярко выраженный антропоцентрический характер. В период усиления воздействия человеческой практики на природную среду этот подход оказался несостоятельным. На смену прежней установке возникла необходимость принципиально нового подхода – осознание природы и общества как функционально равных частей единого целого. Он требует постоянного соотнесения действий окружающей среды, учета законов природы и ее естественных процессов. Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого. Естественное следствие нового подхода – это понимание того, что целью образования, обучения, воспитания и развития подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением, мировоззрением, новой экологической культурой. Спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля. Поскольку ответственное отношение – это сложное комплексное образование, сформировать его невозможно без обновления всей учебно-воспитательной работы во всех типах учебных заведений. Таким образом, экологическая ситуация, сложившаяся в стране и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе, несущие угрозу жизни человеческой цивилизации вызвали необходимость экологического образования как обязательной составной части общеобразовательной подготовки подрастающего поколения.

Теоретические основы экологического образования подрастающего поколения разрабатывались в работах таких ученых как И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, А. П. Сидельновский, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, Г. Д. Гачев, Д. Н. Кавтарадзе, Л. П. Симонова, Э. В. Гирусов, Н. С. Дежникова, Н. К. Шеляховская и др.

С методологической точки зрения экологическое образование занимает лидирующее положение среди других образовательных областей в плане её соответствия целям и ценностям человечества и может быть названо наиболее современным. В экологическом образовании путем раскрытия положения о взаимосвязи и взаимообусловленности истории природы и истории общества должна реализовываться идея гуманизации. Структурообразующим элементом этой взаимосвязи является человек [7, c. 4].

Российские и зарубежные ученые подчеркивают, что в экологическом образовании должны прослеживаться изменения человека к природе по мере развития человеческого общества и связанного с этим изменением состояния природной среды; должно оцениваться состояние окружающей среды в настоящем и высказываться предположение о его развитии в будущем. Дошкольники должны понимать, что сохранение и преумножение культурных ценностей является обязательным условием выживания человечества. Воспитанники дошкольных образовательных учреждений олицетворяют ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому их надо заинтересовать в благополучности и благоприятности этого будущего.

Ведь именно от любви к окружающему нас миру произошли и наша духовность, и наш психологический и физиологический опыт. И именно оттуда мы должны черпать силы, чтобы выжить. В биографиях великих естествоиспытателей, учёных мы находим факты, показывающие огромное влияние детских впечатлений от общения с природой на весь жизненный путь человека.

Достаточно вспомнить великих учёных Ч. Дарвина, Т. Эдисона, Ж. Кусто, К. Тимирязева, И. Мичурина, с детства любивших природу, а в зрелые годы открывших её сокровенные тайны всему человечеству. Говоря о первых проявлениях патриотического чувства, Н. Добролюбов утверждает, что «…в первом своём проявлении патриотизм даже не имеет другой формы, кроме пристрастия к полям, холмам родным, златым играм первых лет…» Это чувство в основном возникает на основе ярких эмоциональных переживаний, что так тонко выразил А. Герцен словами: «Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нём желание отдать свои силы «служению» Родине». Эту же мысль великий русский педагог К. Ушинский выразил так: «А воля, а простор, а природа, прекрасные окрестности города, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень – разве они не были нашими воспитателями!»В воспитании чувств патриотизма он придавал большое значение общению с родной природой, изучению её.

Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является педагогической задачей, ведь ребёнок не рождается злым или добрым, с нравственным или безнравственным отношением к природе. То, какие нравственные качества у ребёнка разовьются, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых; от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Смогут ли создать вместе с ним такую эколого-развивающую среду, которая поможет малышу понять законы природы (законы экологии). Использование природных ресурсов ближайшего окружения в рамках экологического образования способствует расширению образовательного пространства ДОУ, а, следовательно, позволяет педагогам дошкольных учреждений включать в воспитательно-образовательный процесс разные формы работы с детьми.

Эффективность экологического образования – это не только успешность освоения того или иного курса. Она включает в себя и изменение поведения по отношению к окружающим объектам, и мотивацию поступков, и самостоятельную реализацию элементарных навыков экологически безопасного поведения в быту и окружающей среде. Наряду с этим это и владение, и самостоятельная реализация элементарных навыков и рационального природопользования, и желание участвовать в посильной практической деятельности, и умение сопереживать, сочувствовать и сострадать, гуманно относиться к окружающим людям и природному окружению. Это и потребность участия в природосберегающей деятельности, и воспитание ответственности за свои поступки, и понимание их последствий для окружающего мира, и умение, и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков, и соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде [7, c. 5].

Различные аспекты формирования экологической культуры в дошкольном возрасте и создание эколого-развивающей среды ДОУ получили освещение в работах таких ученых, как Н. А. Рыжова, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Ж. Л. Васякина-Новикова, В. И. и С. Г. Ашиковы.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья и поведения. Культура здоровья предполагает не «накопительство» полезных, важных знаний, не «собирательство» руководств и рекомендаций для расширения общего кругозора. Она предполагает активное использование почерпнутых знаний, умение применить их в каждодневной практике. Для этого воспитателю необходимо:

- понять условия, в которых мы живем;

- знать характеристики окружающей и развивающей среды;

- разумно соотнести себя с объективным миром вокруг, чтобы наилучшим образом войти в него без ненужных и болезненных потерь;

- не забывать, что здоровье во многом зависит от здорового образа жизни, от правильного отношения к труду, общественной деятельности, отдыху, быту.

Исходя из этого, эколого-развивающая среда – это среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Стратегическая линия развития современной системы образования и воспитания и воспитания молодого поколения – это образование в интересах устойчивого развития, программа которого направлена на опережающее образование, где экологическая составляющая занимает приоритетное место [7, c. 4].

Существующие комплексные и парциальные экологические программы для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром и идеи формирования целостного взгляда на природу и место человека в ней, содержание которых направлено на осуществление познания дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у дошкольников экологического сознания, культуры природопользования. Эти противоречия позволяют сформулировать проблему исследования следующим образом: какова модель и педагогические условия создания эколого-развивающей среды в современном ДОУ?

Близкий контакт с природой – основа экологического образования. Впрочем, общение с природой важно не только для воспитания и обучения, оно благотворно сказывается на здоровье детей и взрослых. В нашей стране большое количество дошкольников растет в городах, в том числе и крупных, где резко ограничены условия для общения. Экологическая ситуация во многих регионах не способствует крепкому здоровью малышей. Дети крайне редко слушают птиц, трогают листья, нюхают цветы, гладят кору деревьев и просто дышат свежим воздухом. Иногда рядом с детскими садами есть парк, но дети настолько перегружены занятиями, что воспитатели не успевают водить их на прогулки и экскурсии. Бывает и так, что территория красива и ухожена, но при этом педагоги не используют малой доли тех образовательных и оздоровительных возможностей, которые дает природа [11, c. 4, 5].

Для того, чтобы решить эти проблемы, многие дошкольные учреждения создают экологические тропы (либо мини-ботанические сады) на территории детского сада. Путешествие по экологической тропе как форма работы с детьми очень эффективно, прежде всего, потому, что поддерживает познавательный интерес к природе, позволяет ему самостоятельно искать ответы на многие вопросы.

Само понятие тропы природы («заповедника для пешеходов») появилось в США в начале прошлого века. Предложенный одним из лесничих маршрут пролегал по Аппалачскому хребту. Со временем такую форму просвещения населения стали использовать во многих странах. В нашей стране первые такие тропы (они назывались учебными, учебно-познавательными) стали активно организовывать на охраняемых территориях, в природных, природно-исторических парках в 60-70-е годы прошлого века. Были они предназначены в первую очередь для взрослых посетителей, студентов и школьников [11, с. 8].

Большой вклад в развитие этого направления внесла группа сотрудников географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова во главе с В. П. Чижовой. Самыми последними экологические тропы как форму работы с детьми стали использовать дошкольные учреждения. Несмотря на это, за довольно короткий период в детских садах России создано большое количество разнообразных троп.

Работа с воспитанниками по созданию эколого-развивающей среды на территории дошкольного образовательного учреждения (при формировании экологических троп или мини-ботанических садов) располагает большими воспитательными возможностями. В детях воспитывается любовь ко всему живому, к природе. У дошкольников развивается привычка к труду, они приобретают определенные трудовые навыки и умения.

Хотя экологические тропинки в детских садах сложно назвать учебными. Ведь главная их функция – приобщение детей к природе, формирование эмоционального и бережного отношения к ней, умения образно воспринимать и любить окружающий мир, оздоровление дошкольников [11, c. 9].

Данная проблема достаточно актуальна на сегодняшний день, что и побудило нас провести целенаправленную работу по изучению организации эколого-развивающей среды в ДОУ. В настоящей работе будут рассмотрены теоретические основы экологического образования подрастающего поколения и проанализированы этапы создания эколого-развивающей среды МБДОУ ЦРР детского сада № 66 г. Волжского Волгоградской области.

В ходе работы была выдвинута гипотеза: эффективность процесса создания в современном ДОУ эколого-развивающей среды может быть достигнута, если будут соблюдены следующие условия:

- педагоги будут опираться на ряд принципов;

- каждый компонент эколого-развивающей среды будет использоваться в соответствии со своим функциональным назначением;

- четкое выделение в эколого-развивающей среде центров (видовых точек), которые бы способствовали всестороннему развитию ребенка;

- будут использоваться экологически чистые материалы, безопасные для здоровья дошкольников;

- будут введены экологические пространства нового типа, такие как «Тропа здоровья», «Пряный огород», «Японский садик камней», «Уголок природной флоры», «Сирень Победы», «Дубовая аллея», «Уголок Дружбы», «Альпинарий», «Тенистый сад», «Уголок дружбы» т.д., способствующие не только экологическому развитию, но и оздоровлению детей дошкольного возраста;

- будет созданмикроклимат.

В контексте цели и гипотезы исследования будут решаться такие задачи, как:

1) рассмотрение теоретических основ построения эколого-развивающей среды в современном ДОУ;

2) разработка идеальной модели эколого-развивающей среды;

3) анализ построения эколого-развивающей среды в современном ДОУ.

Для успешного достижения цели работы и решения поставленных задач будут использоваться следующие методы исследования: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования, методических пособий, анкетирование, беседы, наблюдение, труд, разработка эскизов.

Теоретическая основа исследования: теория развивающего обучения Л. С. Выготского, концепции и методологические подходы к экологическому образованию Н. М. Мамедова.

Методологическую основу исследования составили работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, А. М. Федотовой, Н. Н. Вересова, Н. Н. Кондратьевой, Ж. Л. Васякиной-Новиковой, В. И. и С. Г. Ашиковых.

В процессе работы по созданию эколого-развивающей среды детского сада становится очевидной связь биологической науки с практикой (в нашем случае связь с ВСПИ, факультет ландшафтного дизайна), реализуется интегрированный подход, а кроме того, необходимо отметить, что многие растения могут служить живыми наглядными пособиями.

Но одним из главных компонентов данной работы – это реализация такой важной цели, как организация совместной деятельности детей и взрослых (родителей, педагогов, представителей общественных организаций, администрации городского округа) по изменению к лучшему нашей окружающей среды и созданию на экологической тропинке дошкольного учреждения мини-ботанического сада, и задач:

  1. Знакомство детей в процессе реализации экологического проекта с растениями различных видовых точек, их взаимосвязями с окружающей средой; формирование понимания ценности природы в жизни человека, умения видеть, слышать природу, любоваться ею и беречь.
  2. Развитие творческой личности детей в процессе создания ландшафтного дизайна территории дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня культуры детей путём приобщения к созидательному творчеству.
  3. Реализация идей устойчивого развития на основе расширения взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями и представителями различных организаций, интересующихся проблемами экологического воспитания дошкольников.

Концепция разрабатываемой идеи («мечты») по созданию мини-ботанического сада на экологической тропинке строилась на создании среды, наиболее удовлетворяющей потребности в биоразнообразии видовых точек, дающей возможность наибольших впечатлений и «открытий» для дошкольников. Очень хочется создать качественную внешнюю среду, наполненную экологически полноценными и эстетически выразительными объектами, ведь её значение для ДОУ и города сложно переоценить, поскольку территория дошкольного учреждения является частью городской экосистемы и должна соответствовать художественно – эстетическим принципам современного экологического дизайна. О решении преобразовать внешний вид участка, сделать его современным, ярким, интересным для детей педагогам необходимо привлечь родителей, т. е. рассказать об этом на родительском собрании. Кроме того, в рамках работы по экологическому воспитанию необходимо реализовать одну из важных задач в рамках ФГОС ДО: создать условия, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, эколого-эстетическое развитие, оздоровление детей, формирование у них нравственных качеств и экологически грамотного поведения.

Работая над созданием мини-ботанического сада необходимо четко придерживаться рекомендаций Н. А. Рыжовой, автора программы «Наш дом – природа», по созданию экологической тропинки в ДОУ. Поэтому и последовательность (алгоритм) действий по созданию тропинки будет следующая:

- Обсуждение проблемы на специальном педагогическом совете (лучше всего проводить в форме деловой игры);

- Распределение обязанностей между педагогами, создание творческой группы воспитателей, детей и родителей;

- Информирование родителей о задачах экологической тропинки, проведение семейного конкурса макетов, эскизов эмблемы, сказочного героя экологической тропинки;

- Поиск возможных партнеров в социуме;

- Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех объектов;

- Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа ( в нашем случае – кукла Флора), фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформление в виде альбома, папки с файлами – «Паспорта экологической тропинки»;

- Изготовление табличек видовых точек, природоохранных знаков и размещение их на территории;

- Подбор оборудования, необходимого для исследований;

- Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми;

- Создание визит-центра.

Реализация оформления ландшафтного дизайна, как правило, начинается с первого этапа – создание эскизов видовых точек, или, говоря профессиональным языком, дизайн-проектов, где используется минимум оформительских приёмов, но постоянно помнят о цветовой гамме.

Для этого совсем не надо быть художником, необходимо гореть, радоваться поставленной задаче и результату. Разделённая с ребёнком радость индивидуального творчества, радость от его находок в рисовании, создании образа, поддерживает ребёнка в процессе работы, даёт ему уверенность в себе.

Создавая эскизы разных видовых точек, таких как «Зелёный водопад», «Альпийские горки», «Садик камней в японском стиле», «Чудо – очиток», «Разноцветная радужка», «Уголок природной флоры», клумбы «Цветы Победы», «Дубовую аллею» к юбилею города Волжского и «Сиреневую аллею», посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне детьми воплощаются идеи на бумаге, ткани. Дети используют различный бросовый и природный материал в совместной деятельности со взрослыми (родителями и воспитателями).

C:\Users\Лебёдушка\Desktop\Эскиз - проект экологической тропы\эскиз 1.JPGC:\Users\Лебёдушка\Desktop\баннер\Баннер\0 -Название стенда, эмблема\эмблема.jpg

C:\Users\Лебёдушка\Desktop\Эскиз - проект экологической тропы\эскиз 3.JPGC:\Users\Лебёдушка\Desktop\баннер\СИРЕНЬ ПОБЕДЫ\IMG_0911.jpg

Рис.1. Эскизы и фото созданных видовых точек «ЦВЕТЫ ПОБЕДЫ», «СИРЕНЬ ПОБЕДЫ»

Особенность работы: необходимо, чтобы дизайн – проект ботанического сада разрабатывался и воплощался в жизнь при активном участии детей, родителей и студентов факультета ландшафтного дизайна Волгоградского государственного педагогического института, которые осуществляли эскизный проект видовых точек экологической тропинки с учётом принципа «УВАЖЕНИЯ ПРАВ РЕБЁНКА», исходя из пожеланий, предпочтений детей дошкольного образовательного учреждения. А, главное, общий проектный эскиз должен быть разработан студентами на основе эскизов, сделанных дошколятами и их родителями.Работая с детьми по созданию эскизов, педагоги должны понимать, что основой продуктивного озеленения территории любого детского сада становится продуманное планирование. При разработке проекта вся территория должна выглядеть как единое целое и выполнять своё основное функциональное значение:

- Средорегулирующее и средозащитное (положительно влиять на климатический режим территории и развитие фито- и зооценоза);

- Санитарно-оздоровительное (улучшение микроклимата и подавление патогенных микроорганизмов);

- Эстетическое (оказывать благоприятное психо-эмоциональное воздействие).

Необходимо помнить о правилах размещения растений:

  1. Живой изгородью огораживают территорию со стороны проезжей части улицы. Это способствует защите от попадания пыли и грязи, снижению шума, защите от ветра и снежных заносов. Основным требованием является неиспользование растений с шипами, колючками и ядовитыми плодами.
  2. Деревья и кустарники размещают группами разной величины и единично. Высокая плотность посадок и чрезмерная затененность могут стать причиной неправильного роста и развития растений, а также нарушения инсоляции игровых территорий и зон релаксации. Количество деревьев и кустарников на территории учреждения рассчитывается из норм 150 – 180 деревьев и 2000 – 2500 кустарников на 1 га.
  3. Цветочное оформление устраивают в виде клумб, рабаток, миксбордера, рокария. Хорошо смотрятся цветы в контейнерах и вазонах. Цветочное оформление должно быть соразмерно формируемому пространству, подходить по сочетанию цветовых гамм и соответствовать природно-климатическим условиям местности.
  4. Для вертикального озеленения рекомендуется использовать ампельные и вьющиеся растения.
  5. Хорошее эстетическое и психотерапевтическое воздействие оказывают участки с небольшими водоёмами и присутствием водных и околоводных растений.
  6. При подборе ассортимента зелёных насаждений необходимо учитывать природно-климатические условия конкретного региона и уже исходя из этого, формировать группы растений, которые устойчивы к природным и техногенным факторам и при этом долгое время сохраняют свои целебные и декоративные свойства [7, c. 18].

Когда проект мини-ботанического сада готов (правила размещения растений на территории детского сада учтены), необходимо обратиться к взрослым участникам проекта, как в нашем случае, в Волгоградский региональный ботанический сад, который подберет для проекта разнообразные растения.Кроме того, используя принцип «МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ ПРИ МЕНЬШИХ ЗАТРАТАХ» (экономия ресурсов), детям совместно с воспитателями необходимо вырастить в группах детского сада рассаду цветов и овощей. Часть рассады, возможно, принесут бабушки и дедушки.

Наверняка масса совместных творческих идей, индивидуальных задумок и решений детей найдут своё воплощение в последующей работе (в практической деятельности по реализации проекта «МИНИ - БОТАНИЧЕСКИЙ САД НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»).

Так как природная флора необычайно разнообразна, воспитанники разных возрастных групп и педагоги дошкольного образовательного учреждения смогут остановить свой выбор на следующих видовых точках: степь, водоем, лес, луг, уголок редких растений и т. д. Учитывая, что детский разум – это кладезь всего нового, неожиданного, оригинального, необходимо большое внимание уделить мнению и высказываниям воспитанников на тему: «Как они себе представляют уголок природной флоры? Что бы они хотели там видеть?»

C:\Users\Лебёдушка\Desktop\Методические рекомендации\ФОТО ПРИЛОЖЕНИЕ №1\эскиз уголка природной флоры.JPGD:\111Мои документы\Мои рисунки\Ботанический сад\ландшафт 2010\IMG_0966.JPG

Рис. 2. Эскиз видовой точки «УГОЛОК ПРИРОДНОЙ ФЛОРЫ»

Сколько необычных способов оформления видовой точки «Уголок природной флоры», сколько оригинальных идей вы получите в ответ! Когда же дети и их родители будут рассказывать вам о своих эскизах, задумках и «изюминках» ландшафтного оформления, то, скорее всего, невольно обратятся к воспоминаниям из своей жизни. У них, конечно же, появится желание словами выплеснуть те эмоции, те знания, те мысли, которые сопровождали их творческие изыскания. Так творческая деятельность плавно перейдет на следующий этап работы – словотворчество детей и взрослых: чтение рассказов, стихов, сказок, созданных талантами родителей, педагогов и дошкольников. Учитывая все пожелания детей и родителей, студенты факультета ландшафтного дизайна педагогического института разработают конечный вариант дизайн-проекта видовых точек.

Второй этап работы над проектом начнется с приходом весны. Неоценимую помощь на данном этапе должны оказать администрация городского округа, родители, обеспечивающие доставку грунта, природного камня, щебня. Дети, набирая и поднося камешки, расскажут о своих ощущениях, охарактеризуют их: тёплые или холодные, гладкие или шероховатые, острые или округлой формы, мокрые или сухие. Помогая взрослым, дети будут наблюдать за совместным процессом создания маленького природного парка в ДОУ. На этом этапе необходимо организовать основные виды деятельности, направленные на решение поставленных задач.

Так, каков же он, уголок природной флоры, созданный в процессе реализации экологического проекта?

Перед входом в «Уголок природной флоры» гостей будет встречать «постовая служба», состоящая из охранников, которые в недалеком прошлом были просто пеньками старых деревьев. Далее вдоль «дорожки здоровья» гостей поприветствует группа кустарников разных сортов дерена, дейции, пузыреплодника и хипомелиса. которые сопровождают гостей прямо до «Леса». В лесу надо посадить следующие растения: ежевика лесная, земляника, водосбор гибридный, вероника длиннолистная, колокольчик персиколистный, герань лесная и др., которые являются его первым этажом. Далее следует этаж, образованный кустарниками. Выше всех поднимутся деревья. Их кроны как бы образуют крышу. Есть в лесном доме и подвал со своими жильцами: личинками насекомых, дождевыми червями и т.д.

Всегда привлекают своим запахом растения «Пряного огорода»: лаванда, мята перечная и лимонная чабрец Лоринса, душица обыкновенная, шлемник, зверобой продырявленный, тысячелистник благородный, эхинацея пурпурная, солидага, мать-и-мачеха и др. На пряном (аптекарском) огороде мы выращиваем как дикорастущие лекарственные растения, так и их культурные формы. Н. А. Рыжова в книге «Экологическая тропинка в детском саду» советует: «…Однако не стоит ограничиваться только уходом за растениями и изучением разных культур. Для того, чтобы огород стал полноправной видовой точкой, необходимо рассматривать его как своеобразную экосистему: что нужно семенам для произрастания, какая почва на вашем огороде, для чего вы её рыхлите, есть ли в почве воздух и влага, какие насекомые опыляют цветки…» [11, c. 59].

D:\111Мои документы\Мои рисунки\фото устойч разв\УР 5 группа\SDC12210.JPGD:\111Мои документы\Мои рисунки\фото устойч разв\IMG_3039.JPG

D:\111Мои документы\Мои рисунки\фото устойч разв\IMG_3106.JPGD:\111Мои документы\Мои рисунки\фото устойч разв\IMG_3103.JPG

Рис 3. Видовые точки уголка «ПРИРОДНОЙ ФЛОРЫ» (лес, пряный уголок, степь, луг)

Необычно в городских условиях выглядит видовая точка «Степь» с такими растениями, как татарник, подмаренник русский, щавель конский, вероника дубравная, шалфей эфиопский, полынь Маршалла, анемоны, чабрец меловой, лапчатка песчаная и др. Многие из них красиво цветут весной и относятся к охраняемым видам. Летом степь необыкновенно пахнет. Но самое лучшее время для наблюдений в «степи» – весна, когда достаточно влаги и нет сильной жары. В это время наша «степь» цветет, здесь можно увидеть ящериц, пауков и разных насекомых (кузнечиков, бабочек, шмелей) [11, c. 92]. «Луг» можно расположить вблизи искусственного водоема, где комфортно будет произрастать таким растениям, как клевер, ястребинка волосистая, черноголовник обыкновенный, живучка, дендрантелла заводская, нивяник большой, коровяк фиолетовый и др. Луг – царство трав и насекомых. Здесь интересно наблюдать за бабочками, пчелами, кузнечиками, стрекозами. Интересно наблюдать за цветом луга в разное время, потому что на нем периодически расцветают разные растения. Н. А. Рыжова в книге «Экологическая тропинка в детском саду» пишет: «Перед проведением наблюдения за насекомыми (особенно за бабочками) необходимо детям напомнить, что ловить этих насекомых нельзя. Обязательно объяснить дошкольникам, что от прикосновения рук повреждается тоненький слой чешуек на крыльях. После этого бабочка уже не может летать. На лугу можно увидеть перламутровок с желтовато-рыжими с черными крапинками крыльями. Обычно на лугу бабочки голубянки. Очень красивы бабочки апполон, павлиний глаз. В апреле-мае и с середины июля по август можно поискать махаона. Несложно обнаружить и гусеницу этой бабочки. На примере насекомых луга хорошо изучать покровительственную окраску. Зеленые кобылки, кузнечики, некоторые гусеницы прекрасно прячутся среди травы…» [11, c. 93].

Вода для детей – это всегда радость, поэтому в «Уголок природной флоры» невозможно представить без водоема. Водоем – это небольшой искусственный прудик, который позволяет разнообразные исследования. Возле пруда можно отдохнуть, поиграть, организовать представление. Его создание важно и для развития у детей познавательной деятельности, их эстетического развития, оздоровления. Водоем может быть временным, так как создается в специальной емкости для теплого времени года. Около водоема вам удастся вырастить настоящие водные растения: в прибрежной зоне хорошо растет лилейник гибридный, вокруг мостика будут зеленеть бадан, вербенник монетчатый, ситничек малый и мискаптус.

D:\111Мои документы\Мои рисунки\ЖЕНЯ !\DSC_6499.JPGD:\111Мои документы\Мои рисунки\ЖЕНЯ !\DSC_6447.JPG

Рис. 4. Водоемы экологической тропы детского сада

В настоящее время выпускают готовые формы для водоема, сделанные из стекловолокна. Обычно они служат 10-20 лет. Для установки формы необходимо выкопать яму и утрамбовать её дно. На дно уложить песчаную подушку, на которой установить форму. Пространство между формой и стенками засыпать песком и оформить берег галькой и околоводными растениями.

D:\111Мои документы\Мои рисунки\ЖЕНЯ !\DSC_6442.JPGD:\111Мои документы\Мои рисунки\ЖЕНЯ !\DSC_6460.JPG

Рис. 5. Сюжеты сочиненных детьми сказок о водоеме использованы для оформления сказочных уголков детского сада

Третьим этапом проекта будет непосредственное использование объектов на видовых точках в работе с детьми. В ходе воспитательно-образовательной деятельности каждый ребёнок будет участвовать в исследовании:

- сочинять сказки и рассказы на предложенную педагогом тему,

- придумывать название своей видовой точки и имя растению с учётом его особенностей,

- регулярно наблюдать за тем, какие изменения происходят с растением, когда появились первые листочки, бутоны, какие насекомые живут рядом с ним?

Основной способ познания мира растений, насекомых – наблюдение, в процессе которого у воспитанников задействуются все виды чувств (зрение, обоняние, осязание, слух).

Наблюдения детей за разнообразием мира растений уголка природной флоры должны быть организованы по плану:

- название растения (интересные сведения, связанные с его названием);

- классификация растения (дикорастущее, садовое, луговое, лесное, степное, водное);

- внешний вид (части растения, условия, необходимые для роста и развития);

- среда обитания;

- распространение семян, размножение;

- растения как пища для животных (насекомых);

- как человек помогает растениям;

- правила поведения в природе.

C:\Users\Лебёдушка\Desktop\баннер\Баннер\1 - фестиваль\1- Всероссийский детсий фестиваль\DSC_7443.JPG

Рис. 6. Правила поведения в природе

Процентный показатель усвоения и принятия материала, заинтересованности на каждом из этих этапов составляет соответственно 25%, 50 % и 75%.

Продолжением станут занятия познавательного цикла, где дети познакомятся с растениями и легендами об их названии, сочинят сказки о них, придумают рассказы, инсценировки и т.д.

Кроме наблюдений за растениями мини-ботанического сада воспитанникам необходимо выполнять работу по уходу за растениями, коллекционировать семена, соцветия, измерять дождемерами количество осадков, выяснять, где больше выпало осадков и почему (например, около черепахи, которая расположилась в «Японском садике камней» под туей или на пригорке). Из лепестков осыпавшихся пионов, тюльпанов, роз, соцветий лаванды дети с огромным желанием выполнят разнообразные работы по аппликации. Сухие листья, цветы и травы будут использованы для создания декоративных композиций.

Для формирования нравственно-оценочного поведения в природе, обогащения экологических представлений, развития эстетического восприятия природы, закрепления и обогащения знаний, полученных воспитанниками в процессе общения с растениями, можно использовать следующие игры:

- «Что сначала, что потом?»,

- «Где мы растём?»,

- «Отгадай загадку – найди отгадку»,

- «Как устроено растение?»,

- «На какой цветок села бабочка?»,

- «Найди растения – барометры, часы, компасы, лекари и расскажи о них»,

- «Выбери правило вежливости»,

- «Чей домик?» и т.д.

Для закрепления знаний детей о правилах поведения на природе может быть использована серия знаков, которую воспитанники создадут вместе с родителями и педагогами.

Результат. За время проекта на экологической тропинке детского сада появились новые видовые точки, превратившие территорию в мини-ботанический сад:

- «Зелёный водопад» – коллекция разнообразных по форме и цвету клематисов;

- «Альпийская рапсодия» – по соседству расположились 3 альпийские горки, на которых произрастает более 60-ти видов разнообразных растений;

- «Чудо очиток» – новая альпийская горка, на которой произрастает очиток (6 видов данного растения);

- «Разноцветная радужка» – коллекция разнообразных по цветовой гамме растений петуньи;

- «Садик камней в японском стиле» – привлекает детей разнообразием хвойных растений, диковинными животными из камней (крокодил, черепаха), необычным деревянным мостиком, проложенным через «сухой» ручей; вход в «садик» оформлен декоративной аркой с вьющимися розами.

- «Уголок природной Флоры» (с видовыми точками: степь, луг, водоем, пряный огород из лекарственных растений, лес, краснокнижные растения).

- «Лебедушка» – к 60-летию г. Волжского на этой видовой точке высажено 60 роз;

- «Дубовая аллея – высажены к юбилею города саженцы молодых дубков, выращенные детьми детского сада совместно с учащимися СЮН.

- «Сирень ПОБЕДЫ» – к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне высажены 20 саженцев сирени с названиями героев войны, например, «Валентина Грирзодубова», «Алексей Маресьев», «Гастелло» и т.д. Сирень высажена в рамках проведения открытого театрализованного представления «Виртуальная экскурсия по видовым точкам экологической тропинки» совместно с представителями ботанических садов Казахстана, Белоруссии, Крыма, Москвы, Тольятти и США (штат Миссури).

- «Уголок дружбы» – в День Земли высажено дерево Дружбы (липа, с сертификатом) и хвойники.

D:\111Мои документы\Мои рисунки\ЖЕНЯ !\DSC_6488.JPGD:\111Мои документы\Мои рисунки\ЖЕНЯ !\DSC_6540.JPG

Рис. 7. Лебедушка Рис. 8. Сиреневая аллея

D:\111Мои документы\Мои рисунки\ДЕНЬ ЗЕМЛИ\DSC_7541.JPGD:\111Мои документы\Мои рисунки\ландшафт 2010\IMG_1075.JPG

Рис. 9. Уголок ДРУЖБЫ Рис. 10. Японский сад камней

D:\111Мои документы\Мои рисунки\ЖЕНЯ !\DSC_6366.JPGD:\111Мои документы\Мои рисунки\детский сад\IMG_0454.JPG

Рис. 11. Зеленый водопад Рис. 12. Альпийская горка

Путешествие по мини-ботаническому саду – это и обучение, и воспитание, и развитие малыша. Здесь ребенок воспринимает природу всеми органами чувств, учится видеть ее красоту, у него появляется желание заботиться о природе и сохранять ее. А использование педагогом каждого компонента эколого-развивающей среды в соответствии со своим функциональным назначением и четкое выделение на экологической тропе центров (видовых точек) способствует всестороннему развитию ребенка.

Мини-ботанический сад радует и привлекает воспитанников, развивает у них фантазию. В результате проведённой работы дети узнали о красоте растений, произрастающих в разных экосистемах, поняли, что в условиях (искусственных) городской среды, о них необходимо заботиться. Работа по устройству ландшафтного дизайна территории дошкольного учреждения способствует формированию и повышению уровня знаний и умений педагогов в области проектирования и создания ландшафтных композиций, привлекает детей и их семей к труду. Реализация проекта содействует формированию благоприятного микроклимата и эстетическому оформлению внешнего пространства ДОУ.

D:\111Мои документы\Мои рисунки\осеь на улице 7-6\IMG_7634.jpgD:\111Мои документы\Мои рисунки\осеь на улице 7-6\IMG_7714.jpg

D:\111Мои документы\Мои рисунки\осеь на улице 7-6\IMG_7623.jpgD:\111Мои документы\Мои рисунки\в.н. синич\DCIM\102CANON\IMG_0208.JPG

Рис. 13. Встреча с героями осеннего праздника на экологической тропе

Таким образом, благодаря созданию мини-ботанического сада на экологической тропинке воспитанники узнают о разнообразии растений, способах их размножения, о том, что растения для насекомых, птиц – столовая и дом.

D:\111Мои документы\Мои рисунки\зимующие птицы 2010\IMG_0178.JPGD:\111Мои документы\Мои рисунки\зимующие птицы 2010\IMG_0173.JPG

Рис. 14. Птичья столовая на экологической тропинке

Игры и труд среди растений улучшают психологическое состояние детей, приближая их к природе. Естественные ароматы растений восстанавливают защитные силы организма, создают хорошее настроение, положительно воздействуют на центральную нервную систему и на организм в целом.

Выводы. Прежде всего, проект научит взрослых и детей работать над решением общей проблемы в одной команде:

- поможет реализовать идеи устойчивого развития, и в частности экологического образования, на основе деятельностного подхода, через разные виды деятельности, вовлечение дошкольников в различные исследования;

- на экологической тропинке детского сада созданы условия для оздоровления детей, их физического развития, психологической разгрузки и снятия агрессии у детей;

- будет способствовать формированию у детей и взрослых (педагогов и родителей) основ экологически грамотного и безопасного поведения, экономного использования ресурсов:

Рис. 15.

В 2014 году этот уровень составлял 47%, в 2015 году – 71%, в 2016 году – 89%, что соответствует высокому рейтингу работы с родителями.

- Благодаря работе над реализацией проекта, расширены связи детского сада с социумом.

- по диагностическим данным налицо будет повышение активности родителей, их желания овладеть необходимыми знаниями по созданию эколого-развивающей среды не только в ДОУ, но и на собственных дачных участках.

Литература:

  1. Байгалина Н. В., Жарикова Г. И. Биоархитектурные композиции на территории детского сада.//Справочник воспитателя. – 2013.– № 8.– С. 40-45.
  2. Белая К. Ю. Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста. //Справочник воспитателя. – 2013.– № 6.– С. 6-8.
  3. Белая К. Ю. Методические рекомендации по проведению тематических прогулок-развлечений. //Справочник воспитателя. – 2014.– № 1.– С. 8-21.
  4. Гидревич Е. В. Социальное партнерство ДОО как фактор повышения качества дошкольного образования.//Справочник воспитателя. – 2014.– № 7.– С. 20-26.
  5. Каралишвили Е. А., Малахова Н. Е., Фирсова Г. Н. Организация экскурсий для детей дошкольного возраста. //Справочник воспитателя. – 2007.– № 5.– С. 34-36.
  6. Кротова Т. В., Шестопалова Н. Р.Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей. //Справочник воспитателя. – 2013.– № 12.– С. 28-39.
  7. Миронова Ю. В., Сорокопудова В. Н. Рекомендации по наружному и внутреннему озеленению детских образовательных учреждений.– М.: Изд. УЦ «Перспектива», 2011.
  8. Пенькова Л. А., Безгина Е. Н., Евфратова Т. Г. Ландшафтный дизайн детского сада. – М.: Сфера, 2008.
  9. Риекстиня В. Э., Риекстиньш И. Р., Клематисы.– Л.: «Агропромиздат», 1990.
  10. Рыжова Н. А. Деревья: от Акации до Ясеня.– М.:ТЦ «СФЕРА», 2006.
  11. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2009.
  12. Сагидуллина Л. М. Ландшафтная мастерская.//Справочник воспитателя. – 2011.– № 7.– С. 38-42.
  13. Сологуб Н. Н. Экологическая тропинка «Цветы – прекрасные друзья, их любят все – и ты, и я». //Справочник воспитателя. – 2013.– № 6.– С. 8-12.
  14. Черезова Л. Б. Теория и методика экологического образования детей. – Волгоград: Издательство «Перемена», 2010.
  15. Чуб В. В. Секреты альпийских горок.– М.: ЭКСМО, 2007.
  16. Фокина В. Г. Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении. //Справочник воспитателя. – 2013.– № 3.– С. 31-40.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, экологическая тропинка, эколого-развивающая среда, растение, экологическое образование, природная Флора, ребенок, мини-ботанический сад, природа, окружающая среда.


Похожие статьи

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО

Сохранение природных комплексов Природного парка «Самаровский чугас» в условиях повышенной рекреационной нагрузки

Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной деятельности

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через краеведческо-туристическую деятельность

Похожие статьи

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО

Сохранение природных комплексов Природного парка «Самаровский чугас» в условиях повышенной рекреационной нагрузки

Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной деятельности

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через краеведческо-туристическую деятельность

Задать вопрос