Дидактика применения информационной образовательной среды в образовательной системе основывается на том, что в процессе обучения основная функция преподавателя должна состоять не в передаче информации, а в управлении процессом обучения. Однако в настоящее время информационная образовательная среда в образовательной системе связывается чаще всего с процедурой контроля, а не собственно обучения. Остается актуальным и требующим разработки вопрос создания технологии обучения средствами данной среды [Черкашина 2011].
Современную ситуацию в информационной сфере можно описать следующим образом: назрела необходимость изменения способов подачи информации. Информация недостаточно структурирована, сюжетные линии не всегда четко прописаны. Возникает необходимость организовать информационный контекст и четко сформулировать требования к информационно-образовательной среде [Беляева 2006].
Поскольку технической базой современной образовательной среды стал компьютер, преподаватель получил новое средство обучения — мультимедиа технологию, которая дала возможность передавать знания более выразительными и эффективными средствами — методом мультимедиа визуализации [Подкопаев 2009].
Экранизированное пространство ставит новые задачи перед специалистами в области визуальных коммуникаций. Визуализация становится главным способом предъявления и закрепления знаний в экранной культуре. В ней имеются свои способы организации визуального материала, которые формируют новые механизмы воздействия и управления аудиторией [Ищенко 2006].
Изучив свойства информационного пространства, мы предположили, что они могут служить основой моделирования процесса предъявления иноязычной информации (ее представление на экране таким образом, чтобы она стала доступной для восприятия, быстрого усвоения и запоминания) при решении определенной смысловой задачи.
Опыт создания и работы с электронными пособиями позволяет нам утверждать, что информационное поле, заложенное в него, становится управляющим объектом. Динамичность и интерактивность информационного поля дает возможность сценировать и управлять восприятием субъекта.
В данной статье рассматривается использование электронных пособий при чтении и понимании учебного текста в военном вузе. В статье описаны приемы моделирования объекта изучения (текста) и приемы моделирования действий курсанта по преобразованию объекта. Данные приемы стимулируют активную мыслительную деятельность курсанта при решении им смысловых задач.
Опыт создания электронных пособий показал, что она может влиять на смысловую переработку зрительно воспринимаемой информации: маркирование элементов текста, уменьшение или увеличение текстового поля, структурирование текста в схемах и таблицах, упорядочение текста за счет разделения его на поля (окна), контекстную замену элементов текста.
Одним из приемов манипулирования текстовой информацией является структурирование текста в схемах и таблицах.
В процессе работы над вычленением смысла текста обучаемый в сознании переводит его в другую форму презентации — в форму пространственной модели. Исследователями замечено, что если проводить обучение студентов смысловому анализу научных текстов путем использования специального комплекса заданий с включением графического материала, то это будет способствовать повышению эффективности чтения литературы по специальности, активизировать познавательную деятельность студентов при чтении и способствовать развитию мотивации чтения. Мы считаем, что понимание текста обязательно предполагает презентацию содержания в виде некоторого схематического изображения, являющегося результатом свертывания предметного содержания.
Изучение возможностей компьютерной техники показало, что организация схем и таблиц на экране возможна, и что графическую информацию можно с успехом использовать в качестве инструмента абстрагирования, обобщения, объединения.
Важной особенностью компьютера на этом уровне является реализация постепенно открывающейся схемы в процессе выявления разно-порядковых предикаций. На схеме возможно образовывать различного рода сцепления, развертывать ее от общего к частному и наоборот, т. е. формировать синтез информации на базе частных разделов с выходом в последующее задание.
Применение компьютера для построения таких схем текста позволяет реализовать принцип соответствия, выдвинутый ученым-физиком Н.Бором, заключающиеся в том, что каждая последующая часть схемы включает предыдущую как предельный случай и более глубоко описывает ситуацию. Такое усложнение суждений, подъем на все более высокие ступени частности в их раскрытии, а затем синтез всего предыдущего уже раскрытого с выходом в новую ситуацию возможен только с применением технико-дидактических возможностей компьютера, которые позволяют временно скрыть некоторые звенья схемы, а затем раскрыть их постепенно.
Конструирование схемы обучающимся в процессе решения смысловых задач способствует, по нашему мнению, развитию навыков прогнозирования, связности и структурированности мышления. Поэтапность заполнения схемы реализует принцип последовательности и систематичности в обучении. Одновременно действует и принцип прочности знаний, т. к. схемы, не перегруженные излишними подробностями и наглядно демонстрирующие взаимосвязь частей текста, легко укладываются в памяти обучающегося и при необходимости легко извлекаются нее.
С использованием компьютера стало возможно одновременное предъявление вербальной и изобразительной информации.
Рисунок является невербальным контекстом и, точно так же, как и схематическое изображение, способствует распознаванию значений языковых явлений в тексте. Такой прием, как дополнение рисунка на экране дополнительными, не описанными в тексте, элементами объекта способствует формированию у обучающегося целостного образа этого объекта. Представление некоторых описываемых в тексте явлений движением в рисунке способствует развитию образности мышления. Прием движения является способом эмоционального воздействия на обучающегося. Задание приобретает большую привлекательность и занимательность. То, что обучаемый может сам выполнять действия с изображенными на экране объектами: перемещать их сам или давать инструкцию компьютеру, на основании чего тот производит соответствующие изменения в изображении, — материализует действия обучающегося при смысловой обработке текста и способствует развитию моторной памяти.
Упрощение текста может быть произведено путем некоторой перегруппировки суждений одного и того же порядка, за счет изменения системы абзацирования для достижения большей четкости и понятности изложения.
Прием разделения текста на «окна» проявляется в перемещении информации на экране таким образом, что она становится удобочитаема, что в свою очередь способствует ускорению ориентации в ней обучающегося. Этот прием облегчает развитие таких умений, как восприятие смысловой группы целиком, выделение в тексте основной и второстепенной информации.
Прием замены некоторых элементов текста на эквивалентные единицы развивает языковую догадку, способствует установлению значений этих элементов через вербальный контекст. В качестве контекста используется не только вербальный материал, но и его закодированный в символах вариант.
Большим достоинством компьютера на этом участке работы является оперативность замены текстовых элементов в самом тексте тем или иным способом, а иногда и комбинированным способом, т. е. переборкой всех вариантов и выбором того, который подходит конкретному обучающемуся в данный конкретный момент.
При самостоятельном чтении текста обучаемые, обнаружив «провалы» в специальных знаниях, не имеют возможности получить соответствующую помощь. В условиях же общения с компьютерной техникой такой блокировки процесса понимания не происходит, ибо существенной особенностью компьютерной техники является то, что она может вывести обучающегося за пределы наличной в тексте ситуации и предоставить обучающемуся необходимые справочно-информационные данные или внетекстовый контекст, на который и «ляжет» новая информация.
Способами создания такого внетекстового контекста являются:
– вопросы, активизирующие работу памяти обучающегося и направленные на использование фоновой информации;
– схема, которую обучаемый должен дополнить информацией из текста.
Таким образом, знания по предмету не сообщаются обучающемуся в готовом виде, а как бы «восстанавливаются» им в ходе определенных познавательных действий.
Компьютерная техника также располагает информационной базой данных, из которой предоставляет по запросу обучающегося необходимые сведения по предмету, включающие выкладки из словарей.
Часто обучаемые воспринимают перечисленные в словаре значения слов суммарно, не могут различить их. Вследствие этого нами используется в качестве способа семантизации слов их толкование на иностранном языке (краткое или полное). Это позволяет обучающимся сознательно понять значения иноязычных слов и их связи с другими словами.
Все перечисленные приемы манипулирования текстовой информацией электронного пособия в комплексе представляют собой своего рода помощь, которая оказывается обучающемуся при решении смысловой задачи и которая стимулирует это решение. Использование того или иного приема стимулируемой помощи определяется конкретными познавательными потребностями обучающегося и позволяет индивидуализировать решение.
Нужно отметить, что данная помощь в электронном пособии не упрощает решение, а стимулирует его. Она оказывается только тем обучающимся, которые уже напряженно думают над решением смысловой задачи, т. е. когда для нее уже подготовлены условия.
Вышеупомянутые приемы, использованные в электронном пособии, создают условия для действия механизма мотивации за счет:
- дифференцированного «приспособления» текстового материала к обучающемуся для создания определенной внутренней «комфортности» протекания мыслительных процессов;
- создания эмоционального фона работы, связанного с новизной и разнообразием приемов получения информации;
- удовлетворения потребностей обучающегося в дополнительных сведениях по изучаемому материалу;
- предоставления возможности обучающемуся использовать при понимании различные формы визуализации текста: в виде вербального текста, в виде схемы, в виде рисунка.
Все описанные приемы манипулирования текстовой информацией электронного пособия производятся только за счет реализации технико-дидактических возможностей компьютерной техники. Они позволяют вызвать интерес у обучающегося, а, следовательно, и познавательную активность не только через само содержание учебного материала, а через особенности структурирования и развертывания информационного поля.
Создание положительного фона работы с текстом электронного пособия улучшает непроизвольное запоминание содержащейся в нем информации, а это рассматривается как резерв, снижающий нагрузку на произвольное запоминание, которое является органическим компонентом чтения как процесса.
Происходит комплексное мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятияобучаемого.
Итак, указанные приемы манипулирования текстовой информацией, или приемы моделирования текста, создают, по нашему мнению, условия для нейтрализации действия факторов, отрицательно влияющих на процесс понимания, и факторов, ускоряющих понимание текста.
Приемы моделирования или «управляемого контроля и управляемой наглядности» можно характеризовать как приемы чувственно-наглядной подсказки. Психологическая ценность данных приемов состоит в том, что они мобилизуют психическую активность обучающегося: вызывают интерес, стабилизируют произвольное и непроизвольное внимание, расширяют объем памяти посредством опоры на различные органы ощущений, развивают образное и логическое мышление.
Литература:
- Беляева Т. А. Интерактивная компьютерная модель информационно-познавательной среды: дисс.... к. техн. н. — М., 2006. — 140 с.
- Ищенко Е. В. Принцип окна в современной экранной культуре: дисс. … к. культурологи. — М., 2006. — 248 с.
- Подкопаев Д. А. Методика развития понятийно-образного мышления студентов с использование мультимедиа технологий: дисс. … к. пед. н. — Магнитогорск, 2009. — 195 с.
- Черкашина О. А. Создание информационной образовательной среды для формирования иноязычного компонента модели специалиста: дисc.... к. пед. н. — Ярославль, 2011. — 219 с.