В Республике Узбекистан реализуется ряд программ в сфере туризма. Принятый в 1999 году закон “О туризме” Республики Узбекистан, Указ Президента Республики Узбекистан от 27 июля 1992 года “О создании национальной туристической компании Узбектуризм”, постановления Кабинета Министров “О совершенствовании организации деятельности туристических организаций” от 8 августа 1998 года и “О мерах по совершенствованию системы подготовки кадров для туристической отрасли Узбекистана” от 2 июля 1999 года определили направление и масштаб туристической отрасли Узбекистана [1].
50-я статья Конституции Республики Узбекистан гласит: “Граждане обязаны бережно относиться к окружающей среде, вне зависимости от рода деятельности”. Исходя из этого можно утверждать, что каждый гражданин при взаимодействии с природой не должен оказывать на неё отрицательное влияние.
В сорок девятой статье Республики Узбекистан сказано: “Граждане обязаны оберегать историческое, духовное и культурное наследие Узбекского народа. Памятники культуры находятся под защитой закона”
Туристическая отрасль Республики Узбекистан регламентируется законом “О туризме”, который был принят 20 августа 1999 года. 6 апреля 2006 года в этот закон были внесены изменения [1].
Вместе с присуждением статуса официальной индустрии туризма в 1990 году, так же экотуризму были вручены права на организацию ежегодного международного симпозиума “Annual World Congress on Adventure Travel & Ecoturism” и на создание негосударственных некоммерческих организаций [3, c. 10]. Благодаря этому в нашей стране был образован ряд негосударственных некоммерческих организаций.
В международном масштабе экотуризму было уделено большое внимание в рамках Квебекской декларации и в “Кодексе этики глобального туризма” Всемирной организации туризма, были приняты законы, направленные на поощрение данной отрасли туризма, которая развивалась семимильными шагами.
Для реализации целей, стоящих перед экотуризмом, требуется выполнение нижеперечисленных задач [4, c. 8]:
‒ разработка теоретических основ экотуристического образования и практики;
‒ повышение экологического сознания и культуры народа посредством экотуризма;
‒ налаживание воспитания и образования экотуристической направленности;
‒ подготовка и переподготовка специалистов экотуристической направленности;
‒ разработка специальных законопроектов и правовых механизмов направленных на создание индустрии экотуризма;
‒ всесторонняя оценка и кадастр объектов экотуризма;
‒ налаживание мониторинга экотуризма;
‒ районирование территории Узбекистана по экотуризму;
‒ сохранение биологического многообразия;
‒ изучение требований, выдвигаемых экотуристом перед природной зоной;
‒ определение экотуристических возможностей района и т. д. и т. п.
Исходя из 6-й статьи сборника нормативно-правовых актов по архивному делу и делопроизводству, “Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан по защите и эксплуатации заключаются в следующем [5, c. 32]:
‒ реализация основных положений государственной политики в сфере защиты и эксплуатации объектов культурного наследия;
‒ утверждение государственных программ в сфере защиты, сохранения и эксплуатации объектов культурного наследия;
‒ определяет порядок государственного кадастра объектов материальной культуры и ведения учёта не материальных объектов культурного наследия;
‒ определяет порядок государственного контроля в сфере защиты, сохранения и эксплуатации объектов культурного наследия;
‒ определяет порядок использования территорий объектов, вошедших в список Всемирного культурного наследия, а также объектов культурного наследия Республиканского значения;
‒ определяет порядок создания и сохранения заповедников и музеев-заповедников;
‒ определяет порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия;
Учитывая имеющиеся возможности и организационно-правовые основы экотуризма в Узбекистане, во время исследования было использовано несколько разновидностей анализа.
Исходя из природного климата, географического положения и оберегаемых природных территорий Республики, методом (SWOT) были проанализированы сильные и слабые стороны, плюсы, минусы, угрозы и возможности экотуризма. (1-прил).
Сильные стороны: ВУзбекистане имеются свыше 8000 природных памятников и 38 миллионов гектаров охото-рыбацких угодий. В фауне представлены 97 видов травоядных животных, 424 вида птиц, 58 видов ползучих животных и 83 вида рыб. Флора имеет 4100 видов растений, более 3000 диких растений, из них 9 % относятся к эндемикам. Имеются 9 государственных заповедников, 2 национальных парка, Республиканский “Экоцентр Жайрон” специализирующееся в области увеличения численности уникальных животных и 11 государственных заказников. Республика по своему климату демонстрирует красоты всех четырех времён года. Так как заповедники, заказники и национальные парки — это основные территории где организуется экотуризма, по итогам SWOT анализа, именно эти территории и стали сильными сторонами нашей страны. С точки зрения географии, Узбекистан расположен в центре Центральной Азии, имеет общие границы с 5 странами, расположен на перекрёстке Великого Шелкового пути, в регионе, который выполняет роль моста между Западом и Востоком.
Слабые стороны: нет условий для комфортного отдыха иностранных туристов на лоне природы, оказываемые услуги не соответствуют мировым стандартам. Бюро аренды работают неэффективно. Условия нахождения иностранцев в нашей Республике неудобны для экотуристов. По причине того, что климат резко континентальный, только в некоторых областях можно организовать туры в осенние и весенние месяцы. Отдалённость от морских коммуникаций тоже рождает трудности.
Возможности: имеются все виды и формы природы (горы, сады, низменность, пустыни, водные территории и так далее), наличие на одной географической территории четырёх времён года. Инвестиционные возможности для туристической отрасли создаваемые государством и политическая стабильность.
Угрозы: нестабильность соседних с нашей страной государств, внутренний конфликт в Афганистане, транспограничные проблемы с водными ресурсами. Ухудшение экосистемы, глобальное потепление, загрязнение земли, воды и воздуха проистекающее из развития промышленности.
Если подводить общие итоги по SWOT анализу, то нужно устранить слабые стороны, влияющие на развитие экотуризма. Пользуясь широкими возможностями, нужно минимизировать показатели риска. По данному вопросу нужны будут дипломатические консультации с соседними государствами. Дарами природы нужно пользоваться осторожно, мы должны оставить чистую природу в наследство будущему поколению.
Литература:
- www.Lex.uz — (Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан)
- Экологический туризм в Узбекистане, её природные и географические аспекты. Кандидатская диссертация Н.Шамуратовой. 2011год., 10−стр.
- «Концепция развития экологического туризма в Республике Узбекистан». // Экологический вестник. 2007. 3-номер, 52-стр.
- Сборник нормативно — правовых актов по архивному делу и делопроизводству. Том 1. Законодательные акты..–Т.: “Ўзбекистон”, 2012 год. 32 стр.
- Совершенствование системы менеджмента в туристической деятельности. Б.Тўраев. Диссертационная работа. Самарканд, 2005, 15 стр.
- Тухлиев Н., Абдуллаев Т. Экологический туризм: сущность, тенденции и стратегия развития.−Т.:2006, стр 85.
- Й. Б. Эгамов и другие. Молодой путешественник. Учебное пособие.−Т.: “ИЛМ ЗИЁ”, 2012. 160 стр.
- Экологический туризм в Узбекистане, её природные и географические аспекты. Кандидатская диссертация Н.Шамуратовой. 2011год., 220−стр.