Тенденции развития физической культуры и спорта в постсоветском Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 04.08.2016

Статья просмотрена: 1210 раз

Библиографическое описание:

Асатова, Г. Р. Тенденции развития физической культуры и спорта в постсоветском Узбекистане / Г. Р. Асатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33032/ (дата обращения: 22.12.2024).



Исторически сложилось так, что спорт неоднократно служил инструментом в международных отношениях. А сегодня в предопределенных ситуациях выполняет ещё и консолидирующую роль в укреплении межнационального единства. И более того, спортивные достижения участников на международной арене дают мощный воспитательный стимул. В современных условиях, развивая сферу физической культуры и спорта, большинство стран реализует одно из приоритетных направлений государственной политики, не является исключением в этом вопросе и Республика Узбекистан.

Следует отметить, за истекшие 25 лет была осуществлена колоссальная работа в целях устройства свободной и благополучной жизни, повышения потенциала и мощи Узбекистана, воспитания подрастающего поколения и, в особенности, создания предпосылок для всесторонне, гармонично развитых личностей. И, при этих социально-исторических предпосылках, при усиливающейся конкуренции, от молодёжи требуется глубокое овладение знаниями, умение взять ответственность за завтрашний день.

Подчеркнем, возрождение и дальнейшее развитие физической культуры и спорта в Узбекистане, невозможно без обобщения и использования опыта предыдущих лет, поскольку это имеет, безусловно, высокую научную и практическую ценность. И, как показывает опыт прошлых лет, опираясь на мировые исторические духовно-культурные традиции, период становления и развития физкультурного движения в Узбекистане, характеризуется значительными трудностями. Однако, несмотря на это, успешно были решены такие важные проблемы как недостаток квалифицированных кадров, создание материально-технической базы спорта, формирование комплексной научной группы по научному обеспечению подготовки сборных команд республики к международным соревнованиям и многое другое.

Как известно, система образования, будучи базовым элементом производства и воспроизводства интеллектуального потенциала общества, служит генератором новых идей, знаний, методик и технологий. Следовательно, качество подготовки к предстоящей профессиональной деятельности приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение. Ключевую роль в подготовке кадров для культурной, социальной и экономической сферы играют высшие учебные заведения, продуцирующие наиболее подготовленных и компетентных специалистов.

Отметим, при имеющейся системе высшего образования Узбекистана (66 учебных заведений: 21 университет, 36 институтов, 2 академии, 7 филиалов иностранных вузов, — осуществляющих подготовку бакалавров и магистров), Узбекский государственный институт физической культуры — единственный специализированный вуз в республике по подготовке высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. Исторические изменения, произошедшие в 1991 году, повысили ответственность института перед обществом, расширили его задачи. И, данный институт превратился в многофункциональный центр, решающий не только вопросы подготовки кадров высокой квалификации, но и средоточие ученых. Более того, институт стал республиканским научно-теоретическим центром в области физической культуры и спорта. Учебный процесс в институте превратился в «лабораторию» по выработке учебных планов, учебных программ по методике преподавания специальных дисциплин, учебной литературы для ряда вузов и колледжей Олимпийского резерва.

Что касается профессионального спорта, кроме данного института в подготовку профессиональных спортсменов вносят свою лепту детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские спортивные школы по футболу, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, колледжи олимпийского резерва. Однако необходимо признать, в ходе критического анализа их деятельности были замечены определенные упущения. В результате, 11 декабря 2015 года было принято Постановление Кабинета Министров РУз № 356 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности детско-юношеских школ». И, в целях повышения эффективности их деятельности, принимая во внимание целесообразное использование спортивных объектов, загруженность, состояние материально-технической базы, укомплектованность профессионально подготовленным тренерско-преподавательским составом, принято решение об оптимизации действующих в республике объектов детского спорта. Это решение предусматривает: ликвидацию 280 детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, передачу их имущества, спортивного инвентаря и тренерских кадров на укрепление материально-технической и учебной базы, в создаваемые детско-юношеские спортивные школы; образование на базе типовых детских спортивных сооружений 225 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) в системе Министерства народного образования РУз; образование 56 специализированных детско-юношеских спортивных школ в системе Министерства по делам культуры и спорта РУз по четырем направлениям — игровые виды спорта и легкая атлетика, водные виды спорта, спортивные единоборства и гимнастика [1].

Заметим, в республике, в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров, зародилась еще одна добрая традиция — проведение многоэтапных спортивных соревнований. Цель — организовать систему спортивных соревнований, направленных на повышение интереса молодежи к спорту, укрепление принципа здорового образа жизни, отбору одаренных детей: «Умид нихоллари» (Ростки надежды) — для учащихся средних школ; «Баркамол авлод» (Совершенное поколение) — для учащихся колледжей и лицеев; «Универсиада» — для студентов вузов.

Несомненно, уровень развития спорта и его результаты зависят от уровня совершенства и современной инфраструктуры. И, в этой связи Указ Президента РУз от 24 октября 2002 года «О создании Фонда развития детского спорта Узбекистана» определил разработку и реализацию государственной политики развития физической культуры и спорта среди детей, формирование спортивной материально-технической базы в сельской местности, строительство комплексов, сотрудничество с медицинскими учреждениями и организациями. В результате политики государства нацеленной на развитие детского спорта, к примеру, в течение 2003–2004 гг. за счет средств Фонда построено по типовым проектам 1117 объектов детского спорта, в их числе 917 (82 %) спортивных сооружений находятся в сельской местности [2]. И позже, в 2015 году в рамках реализации адресной программы строительства и реконструкции детских спортивных сооружений за счёт средств Фонда развития детского спорта сданы в эксплуатацию 35 типовых спортивных объектов, 12 плавательных бассейнов, 174 школьных спортивных зала на общую сумму свыше 87450 млн. долларов США [3]. Внимание, уделяемое, под руководством Президента страны, развитию детского спорта даёт весомые результаты. Например, в настоящее время в спортивных секциях занимаются более 2,1 млн. учащихся школ, академических лицеев, профессиональных колледжей, в их числе 35 % — девочки [2].

Одновременно, целесообразна разработка мероприятий по развитию физической культуры и спорта среди женщин. Так, в соответствие с принятым Указом Президента РУз от 2 июня 2006 года «О приёме в высшие учебные заведения Республики Узбекистан в 2006–2007 учебном году», особо подчеркнуто развитие женского спорта по направлению «спортивная деятельность» и обозначено выделение квот (221 место) в УзГИФК на развитие женского спорта [4]. Одна из задач — обеспечение всех областей республики кадрами с высшим образованием в этой сфере. По истечению времени это принесло определенные плоды. Так, в 2010 году состоялся первый выпуск — 178 специалистов, получивших образование по данной программе, распределенные регионально, призванные быть «локомотивом» преобразований.

Необходимо признать, Узбекистан с первых лет независимости поддерживает Олимпийское движение и является активным участником. В 1992 г. был создан Национальный олимпийский комитет, ставший в сентябре 1993 г. членом Международного олимпийского комитета.

Наряду с этим, в республике функционирует более 80 спортивных федераций. И, непосредственно, в соответствии с постановлением Президента страны от 25 февраля 2013 года «О подготовке спортсменов Узбекистана к XXXI летним Олимпийским и XV Параолимпийским играм 2016 г. в городе Рио-де-Жанейро (Бразилия)», спортсмены со всей спортивной общественностью готовятся к этим престижным соревнованиям. Известно, в Узбекистане с давних пор популярны и культивируются как командные виды спорта, так и спортивные единоборства, очевидно, можно также отметить и развитие гимнастики, тяжелой атлетики, водных и стрелковых спортивных дисциплин. Высокая популярность этих дисциплин и поддержка государства создает мотивы для спорта высших достижений, что позволяет спортсменам Узбекистана стабильно добиваться высоких результатов как на континентальном уровне — чемпионат Азии, так и достойно выступать на мировых первенствах, Олимпийских играх. Прекрасной иллюстрацией современного состояния спорта высших достижений в Узбекистане служит итог изнурительного труда — победные результаты. Так, заметим, в Лондоне в 2012 году на Олимпийских играх участвовали 63 спортсмена, в 2016 году право состязаться получили около ста спортсменов, что, безусловно, свидетельствует о динамичном росте профессионального спорта. В частности, возможность в покорении высших ступеней пьедестала получили представители академической гребли, гребли на байдарках и каноэ, плавания, художественной гимнастики, спортивной гимнастики, трамплина, бокса, таэквондо (WTF), дзюдо, вольной и греко-римской борьбы, легкой и тяжелой атлетики, настольного тенниса, тенниса, стрельбы. Отрадно и то, что наряду с опытными спортсменами, являющимися победителями и призерами Олимпийских игр и чемпионатов, удостоены чести выступать и молодые таланты, что вновь подтверждает потенциал Республики Узбекистан [5].

Как известно, в мировом сообществе наметилась тенденция по активизации деятельности организаций, направленных на социальную адаптацию людей с ограниченными физическими возможностями. К таким организациям относится и Национальная Паралимпийская Ассоциация Узбекистана. Благодаря сотрудничеству и поддержке со стороны государственных органов, общественных и международных организаций в республике удалось достичь значительных успехов в сфере защиты прав людей с ограниченными возможностями, продвижении их социальной интеграции через спорт и активное участие в социальной жизни страны, пропаганде здорового образа жизни и толерантности, и борьбе со стереотипами.

Более того, не менее пристальное внимание уделяется и людям с ментальными особенностями. Специальная Олимпиада Узбекистана сегодня объединяет свыше 16 тысяч человек, имеющих различного рода нарушения в развитии интеллекта. Благодаря круглогодичным тренировкам эта категория граждан укрепляет здоровье, обретает уверенность в себе, открывает в себе дарования и способности.

Бесспорно, создаваемые условия и возможности для развития спорта, распространение идеи среди молодежи здорового образа жизни, занятий физическим воспитанием на регулярной основе способствует всестороннему развитию. Напомним, разработанный принцип единства физического и умственного развития человека, общественным деятелем России П. Ф. Лесгафтом, применим и весьма актуален.

Однако признаем, дальнейшее строительство постсоциалистической государственности сопровождается целым рядом новых, подчас противоречивых тенденций и явлений во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере подготовки спортивных кадров. Формирование кадрового потенциала специалистов физической культуры и спорта происходит в сложном и многомерном социальном пространстве. Одним из механизмов процесса формирования корпуса специалистов является, несомненно, образование и наука. За последние несколько лет в данной сфере предпринимались попытки и прилагаются значительные усилия. Но реалии свидетельствуют, что поиск путей повышения эффективности деятельности системы подготовки спортивных кадров должен быть ещё более интенсивным и концептуальным.

Литература:

  1. Постановление Кабинета Министров РУз № 356 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности детско-юношеских школ». // Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2015. — № 50. — Ст. 625. С. 72- 97.
  2. Веб-сайт Национального агентства Узбекистана: http://uza.uz
  3. Доклад Президента РУз И. А. Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. // Правда Востока. — 16 января 2016 г.- № 11.
  4. Постановление Министерства высшего и среднего специального образования РУз «О создании условий в приёме документов абитуриентов на квоты «развитие женского спорта» в УзГИФК» от 27 июня 2006 г., № 138
  5. «Прославление Родины — великое счастье». // Правда Востока. — 22 июля 2016 г.- № 140.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, физическая культура, детский спорт, спорт, здоровый образ жизни, олимпийский резерв, подготовка кадров, женский спорт, профессиональный спорт, сельская местность.


Задать вопрос