Развитие женского спорта в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 25.12.2014

Статья просмотрена: 1402 раза

Библиографическое описание:

Ахмедова, Х. О. Развитие женского спорта в Узбекистане / Х. О. Ахмедова, Н. О. Мирзаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 434-437. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14386/ (дата обращения: 16.12.2024).

С каждым годом растет спортивная слава Узбекистана, сегодня Узбекистан среди мусульманских стран называется лучшей спортивной державой. Это постоянно подтверждают победы представителей Узбекистана на самых престижных международных турнирах, чемпионатах мира, Олимпийских и Азиатских играх. Мы гордимся их многочисленными золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, демонстрирующими высокий потенциал узбекского спорта. Наблюдая за ходом различных соревнований, я убеждаюсь вновь и вновь, что в нашей республике выросло одаренных, талантливых спортсменок. Очень радует, что они представляют не только столицу, но и самые отдаленные регионы страны. Тренеры из других государств, участвующие в нынешних международных соревнованиях, подтверждают, что мастерство узбекских спортсменок растет из года в год. Но самое важное, что в отличие от многих других стран мира, основа развития в этой области заложена в огромной поддержке, которую оказывает руководство Узбекистана развитию женских видов спорта. В основе достигнутых нами успехов безграничная забота Президента Узбекистана о молодежи. Неотъемлемой частью заботы государства о здоровье женщин является их привлечение к физической культуре и спорту. Во всех регионах страны для них создано более 35 тысяч секций по 39 видам спорта, в которых постоянно занимаются более 3,5 миллиона женщин. При участии Комитета женщин Узбекистана проводятся республиканские и региональные женские спортивные фестивали, соревнования «Папа, мама и я — спортивная семья», спортивные состязания «Здоровая женщина — здоровое общество». Растет популярность среди женщин и нового вида массового спорта — гимнастика для всех. [1]

По инициативе Главы государства ежегодно накануне 8 Марта — Международного женского дня девочкам-учащимся присуждается Государственная премия имени Зульфии в области культуры и спорта, а также ежегодно накануне 8 Марта — Международного женского дня девочкам-учащимся вручается спортивная форма. Это служит важным фактором дальнейшей популяризации спорта среди девушек, их развития здоровыми, сильными и крепкими.

Благодаря мерам государства Узбекистан за годы независимости значительно уменьшилась заболеваемость женщин и детей, в три раза сократилась материнская и детская смертность, средняя продолжительность жизни женщин увеличилась с 67 до 75 лет.

В целом спорт и физическая культура стали неотъемлемой и важной частью полностью обновленной системы образования и воспитания молодого женского поколения.

Глава государства Узбекистана в своем выступлении на заседании Попечительского совета Фонда развития детского спорта Узбекистана отметил, что: «Когда счастлива семья? Если счастлива женщина. А когда счастлива женщина? Если здоровы ее дети. Для этого необходимо сформировать здоровую атмосферу в семье, а значит, прежде всего, родители должны сами заниматься спортом и вести здоровый образ жизни» (Выступление Президента Ислама Каримова на заседании Попечительского совета Фонда развития детского спорта Узбекистана («Народное слово» № 20 от 29.01.2014). [2]

По инициативе главы нашей страны в Узбекском государственном институте физической культуры с 2006–2007 учебного года было открыто направление «женский спорт», выделена квота в количестве 221 места в разрезе областей, а в 2010-м состоялся первый выпуск. В 2012 году квота для женщин составила уже 260, а в 2014-м, помимо УзГосИФК, места по направлению «женский спорт» выделены и на факультетах физвоспитания в областях. Таким образом, начиная с 2006 года в данном вузе подготовлены или обучаются более 1700 женщин — специалистов по физической культуре и спорту.

В Узбекистане проявляется большая забота о развитии женского спорта, в том числе одного из самых прекрасных его видов — художественной гимнастики, которая способствует физическому и эстетическому воспитанию девочек, повышению их интереса к музыке и танцу, формированию их внутренней, духовной красоты. Создаются широкие возможности для подготовки женщин-тренеров и учителей физкультуры.

Отличным примером спорта высших достижений в Узбекистане являются достижения лучших спортсменок страны за годы независимости это такие как:

Анастасия Свечникова, победительница чемпионата мира по легкой атлетике среди тех, которые родились в 1992–93 гг., чемпион на превосходство Узбекистана среди спортивных школ 2006 — Первенство Узбекистана (2-е место);

2007 — Зимний чемпионат Узбекистана (2-е место);

2007 — Соревнования стран средней Азии среди юношей, Казахстан (2-е место);

2009 — Чемпионат мира среди тех, кто родился в 1992–93, Италия (2-е место).

Ирода Тулаганова, победительница турнира Уимблдон среди девушек и Открытого чемпионата США по теннису, чемпионка Азии, бронзовая медалистка всемирных Игр среди девушек, заслуженная спортсменка Республики Узбекистан        1998 — Турнир Уимблдон, Лондон (1-е место);

2000 — Открытый чемпионат WTA, Ташкент (1-е место);

2001 — Соревнования серии WTA, Австралия и Бельгия (1-е место).

Оксана Чусовитина, Олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, призёр Азиатских игр и международных соревнований «Звёзды мира», награждена орденом «Дустлик», присвоено почётное звание «Заслуженная спортсменка Республики Узбекистан» 1992 — Олимпийские игры, Барселона (1-е место);

1994 — Азиатские игры, Япония (2 бронзовые медали);

1995 — Кубок мира, Австрия (1 золотая, 2 бронзовые медали);

1996 — Всемирный турнир «Звезды мира», Россия (2 серебряные медали);

2000 — Олимпийские игры, Сидней (участница).

Лина Черязова, чемпионка мира по фристайлу, двукратная обладательница Кубка мира, чемпионка Олимпийских игр в Норвегии, удостоена почётных званий «Заслуженная спортсменка» Республики Узбекистан и «Узбекистон ифтихори»1993 — Кубок мира, Италия (победительница);

1994 — Олимпийские игры, Норвегия (1-е место);

1998 — Кубок мира, Япония (победительница).

Саида Искандарова, двукратная чемпионка Центрально-азиатских игр по плаванию, обладательница золотой медали чемпионата Азии-Океании, серебряная медалистка Азиатских игр, участница Олимпийских игр в Сиднее, мастер спорта международного класса      1995 — Центрально-азиатские игры, Узбекистан (3-е место);

1998 — Азиатские игры, Таиланд (2-ое место);

1999 — Чемпионат Азии-Океании, Узбекистан (победитель);

2000 — Олимпийские игры, Сидней (участница).

Татьяна Малинина, заслуженная спортсменка Узбекистана по фигурному катанию на коньках, победитель и призер международных соревнований и чемпионатов, участница ХVП — ХVШ Зимних Олимпийских Игр   1996 — Зимние Азиатские Игры, Китай (2-е место);

1998 — Зимние Олимпийские Игры, Япония (8-е место);

1998 — Этап мировой серии Гран При, Япония (1-е место);

1999 — Зимние Азиатские Игры, Корея (1-е место);

1999 — Чемпионат 4х континентов, Канада (1-е место);

1999 — Финал мировой серии Гран При, Россия (1-е место);

1999 — Чемпионат мира, Финляндия (3-е место);

1999 — Этап мировой серии Гран При, Япония (3-е место);

2000 — Этап мировой серии Гран При, Германия (3-е место);

2000 — Этап мировой серии Гран При, Япония (3-е место);

2001 — Чемпионат 4х континентов, США (1-е место);

2002 — Этап мировой серии Гран При, Япония (1-е место).

Этот список можно ещё продолжить!

Вся молодежь Узбекистана, а также студенты спортивного вуза должны знать и гордиться своими чемпионами!

Современный этап развития общества характеризуется активным процессом информатизации, конкретно реализующимся в сборе, осмыслении, накоплении обширной информации в различных сферах деятельности людей. В связи с этим активно разрабатываются и внедряются в процесс обучения новые педагогические методики и информационные технологии. Одним из широко используемых в настоящее время является интерактивный метод обучения, как диалоги, беседы, деловые и ситуационные мини-игры, «мозговой штурм», «состязания мнений (кто прав?», разнообразные кластеры, в основе которых лежит принцип активной коммуникации, способствуют снятию у обучаемых психологического барьера между преподавателем, боязни сделать речевую ошибку, помогают им активно включиться в речевое общение. Такой способ построения учебного занятия характеризуется практической направленностью целей обучения, функциональным подходом к отбору языкового материала, ситуативно-тематической его организации. При разработке разнообразных видов интерактивных заданий нужно учитывать важность правильного и четко сформулированного коммуникативного задания, которое должно быть основой организации программного учебного материала, обеспечивающей его восприятие, запоминание, практическое применение. Например, возьмём лексику теннисистки. Будучи студенткой теннисисткой очень важно знать, что теннис приобрел популярность и распространение во всём мире. На крупные международные турниры собирается большое количество участников и зрителей. Сильнейшие игроки мира, выступающие на этих соревнованиях, физически хорошо подготовлены, атлетически сложены, обладают молниеносной реакцией, отличной подвижностью и ловкостью. Они играют мощно и точно, в атакующем стиле. Им присуще тонкое чувство игровых ситуаций и беспрерывное творчество, а также знание терминологии по теннису. Каждая будущая теннисистка должна обогащать свой словарный запас постоянно. Однако следует признать высокий уровень плотности терминов иноязычного происхождения во всех жанрах тенниса.

Особенность современной терминологии тенниса — высокая динамика развития формы и содержания. Терминология тенниса, как и спорта вообще, обновляется в связи с изменениями в обществе и языке. С возникновением новых явлений, артефактов, элементов, действий, умений и навыков в физической культуре и спорте, с ростом спортивного мастерства, с изменением правил соревнований появлялись и, естественно, будут появляться и новые термины для их обозначения.

Терминологическая система тенниса — функциональная разновидность языка — самостоятельная и самодостаточная система внутри общей системы общенационального языка, со своим набором единиц и правилами их сочетания друг с другом, используемая носителями языка в условиях профессионального общения.

Например:

виброгаситель — приспособление, закрепляющееся на струнах теннисной ракетки для исключения передачи вибрации от струн к руке;

воллей — удар по мячу с лета, без отскока мяча от корта;

гейм — единица счета, предполагающая выигрыш не менее 4 очков (мячей) с преимуществом перед соперником в 2 очка;

геймбол — розыгрыш последнего решающего очка в гейме;

грип — специальная лента, намотанная на ручку ракетки для удобства и комфорта;

матчбол — розыгрыш решающего очка в последнем гейме последнего сета матча;

микст — вид парной игры в теннис, когда встречаются смешанные (состоящие из мужчины и женщины) пары, в отличие от обычных встреч мужского или женского парного разряда;

нетбол — мяч, задевший сетку во время розыгрыша;

плассировка — направление мяча в определенную точку корта;

сайдспин — боковое (вокруг вертикальной оси) вращение летящего мяча;

сетбол             — розыгрыш решающего очка в последнем гейме сета;

слайс — резаный удар;

смэш — удар с лета над головой по высокому мячу;

«убить» мяч — выполнить сильный завершающий удар;

Форхэнд — удар ракеткой по мячу справа (для левшей — слева);

Например, интерактивный метод для обучения новых слов по теннису «Передай другому» можно применить на занятиях разнообразно.

А) Комментарий. Группа делится 3 подгруппы. Каждая группа даёт новые слова по теннису на узбекском языке другой группе. Каждая группа должна перевести полученные слова на русский язык и составить с ними предложения. Выиграет та команда, у кого много вариантов и больше слов.

Б) Комментарий. Группа делится 3 подгруппы. Каждая группа даёт новые слова по теннису другой группе на английском языке. Каждая группа должна перевести полученные слова на русский язык и составить с ними предложения. Выиграет та команда, у кого много вариантов и больше слов.

В) Комментарий. Группа делится 3 подгруппы. Каждая группа даёт новые слова по теннису другой группе на русском языке. Каждая группа должна написать значение полученных слов. Составить краткий словарь. Выиграет та команда, у кого много вариантов и больше слов.

Эти методы игр можно продолжить, совершенствовать на каждом занятии.

Наличие спортивных традиций, профессиональные знания, умения, словарный запас и поддержка государства создает серьезную основу для спорта высших достижений в Узбекистане. Все это позволяет спортсменам из Узбекистана стабильно добиваться высоких результатов как на континентальном уровне — чемпионат Азии, так и достойно выступать на мировых первенствах, и выставлять национальную команду на Олимпийские Игры.

 

Литература:

 

1.     Убайдуллаева Р. А., АН Республики Узбекистан. Женщины Узбекистана о здоровом образе жизни и спорте: мнения, установки, поведение (по результатам социологических исследований)

2.     Ташбаева Д. Х., Исмоилов Т. У., Музафарова Л. М., НамГУ Эстетические основы гармонии физического и духовного в женском спорте.

3.     Материалы из интернета сайта OrexCA.com.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, группа, физическая культура, русский язык, слово, спорт, детский спорт Узбекистана, Международный женский день, Норвегия, Попечительский совет Фонда развития.


Задать вопрос