Туристический потенциал и проблемы развития туризма в Кыргызской Республике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 10.09.2016

Статья просмотрена: 8225 раз

Библиографическое описание:

Толонов, Э. Н. Туристический потенциал и проблемы развития туризма в Кыргызской Республике / Э. Н. Толонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 290-293. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33682/ (дата обращения: 19.12.2024).



Туристический потенциал и проблемы развития туризма в Кыргызской Республике

Кыргызстан обладает значительным туристическим — рекреационным потенциалом и имеет большие возможности для развития туризма, как внутреннего, так и международного. Так, например, характеризуют нашу республику зарубежные эксперты: “…мало стран на земле с таким удивительным сочетанием природных и культурных черт, как Кыргызстан. Без сомнения, в горных районах можно увидеть одни из наиболее привлекательных пейзажей в мире” [1,2,3,4,5,6].

Республика имеет уникальные природные ресурсы, обуславливающие развитие рекреационной сферы регионов. Большая часть территории Кыргызстана занята горами, составив около 94 процента, из них высокие горы 70 процентов, остальные горы и равнины 30 процентов.

Кыргызстан представляет большой интерес для тех туристов, кто отправляется в путешествие за новыми знаниями об истории и культуре народов. На территории Кыргызстана содержится более 5 тысяч исторических памятников.

В Кыргызстане расположены самые высокие после Гималаев и Памира горные вершины: Пик Победы (7439м) и Пик Ленина (7134 м). А один из самых больших по протяженности ледников на земле — Энильчек, по праву считается мировой «знаменитостью».

Несомненно, одним из самых известных и популярных курортов не только в стране, но и далеко за рубежом, является Иссык — Куль, что в переводе означает «теплое озеро». Несмотря на то, что озеро находится высоко в горах, оно никогда не замерзает. Температура воды в летний период достигает +24С, а купальный сезон, нередко, затягивается до ноября.

Все побережье озера оборудовано великолепными песчаными пляжами, кристально чистая гладь водоема в сочетании с горным воздухом, создает уникальный микроклимат, максимально приближенный к морскому. А если к этому добавить обилие горячих минеральных источников и лечебных грязей, расположенных недалеко от побережья, то становится понятным, почему никогда не пустеют многочисленные санатории и зоны отдыха расположенные вокруг «голубого чуда».

Кыргызская Республика богата природными красотами — это реликтовые леса Арстанбапа, горные озера и реки, минеральные источники. В стране множество исторических памятников: археологический музей Сулайман-Тоо, башня Бурана, Узгенский архитектурный комплекс, музей Шах-Фазиль, Таш-Рабат, наскальные рисунки урочища Саймалуу-Таш, гумбез Манаса и др. Республика имеет огромный потенциал горного туризма и альпинизма.

Привлекательный ландшафт, красивейшие горные вершины и озера, быстрые реки и расположение Кыргызстана вдоль древнего Великого Шелкового пути, обеспечивают большие возможности для туризма и отдыха.

В сфере туризма Кыргызская Республика обладает сильными конкурентными преимуществами. В первую очередь, это богатая живая самобытная культура и традиции, история, сохранившаяся экология. Кроме этого, у страны есть основа для формирования материальной базы туризма [7,8,9,10,11].

Кыргызская Республика расположена в центре Евразии, на стыке перспективных авиационных, транспортных и экономических артерий между Европой и Азией, Севером и Югом. Главная задача в этой области — сделать республику доступной для зарубежных туристов.

Современный туризм — высокодоходный, многоотраслевой комплекс, в потенциале способный обеспечить высокий уровень занятости и благосостояние людей, вовлеченных в сферу туризма. По данным Всемирной туристской организации, туризм составляет около 10 % от всей мировой экономики, среднегодовые темпы роста достигают порядка 4–5 %.

Однако, несмотря на это, удельный вес сферы туризма в валовом внутреннем продукте (ВВП) республики на протяжении последних лет оставался незначительным. Так, по предварительной оценке, в 2014г. валовая добавленная стоимость в сфере туризма составила 18904,9 млн. сомов или 4,8 процента к ВВП.

В республике прием и обслуживание туристов в истекшем году осуществляли 416 учреждений отдыха и организаций туризма, в том числе 66 пансионатов отдыха, 26 детских оздоровительных комплекса, 18 санаториев, из них 5 — детских, 9 домов отдыха, 10 санаториев-профилакториев, 6 баз отдыха, 7 турбаз, 4 спортивно-оздоровительных лагеря и 2 пансионат с лечением, 87 туристических фирмы и туроператоров, 3 бюро путешествий и экскурсий, 174 гостиниц, 10 природных парков и заповедников, и других туристических объектов.

Численность отдохнувших за истекший год составила 1237,5 тыс. человек, из них в организованном секторе туризма 690,5 тыс. человек.

За 2014г. экспорт туристских услуг (доходы от приема иностранных граждан) составил 408,1 млн. долларов и по сравнению с 2010г. вырос в 2,8 раза, в том числе из стран СНГ, соответственно, 379,4 млн. долларов (рост в 2,3 раза), из стран вне СНГ — 28,7 млн. долларов (рост в 1,5 раза).

По оценочным данным, в 2014г. численность иностранных туристов, посетивших Кыргызскую Республику, составила более 3,1 млн. человек, что больше уровня 2010г. в 2,2 раза. Из стран СНГ в республику прибыло около 2,9 млн. человек (95,1 процента от общего числа иностранных туристов) и стран вне СНГ — 152,8 тыс. человек (4,9 процента). Основной поток иностранных туристов отмечался из Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана, Китая, Германии, Турции, США.

Таким образом, туризм стал одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Кыргызской Республики.

Существуют проблемы в развитии туристических услуг рыночного характера как развитие соответствующей инфраструктуры, подготовка кадров, повышение качества услуг, создание безопасности обслуживания, маркетинг и свободный доступ в республику; государственного характера как приоритетности отрасли, визовое регулирование, административные барьеры, вопросы экологии и др. (Рис.1.)

Рис.1. Основные проблемы развития туризма в Кыргызской Республике

Для решения этих проблем необходимо осуществить следующие задачи:

– реанимировать деятельность по продвижению Кыргызстана как страны туризма и внести корректировки с учетом полученного опыта;

– усовершенствовать законодательную базу, в частности, в области визового регулирования;

– создание благоприятного инвестиционного климата путем снижения или отмены налогов и льготного кредитования для инвесторов;

– поддержка повсеместного распространения и развития туризма в регионах страны;

– сертификация и лицензирование туристической деятельности;

– создание единого информационного пространства в туризме.

Основная цель развития туризма в Кыргызстане заключается в том, чтобы формировать высокорентабельную, конкурентоспособную, экологически и социально-ориентированную туристическую индустрию, удовлетворяющую потребности туристов в разнообразных туристических услугах, в то же время приносящий всевозрастающую доходы Кыргызстану. Однако, более 75 % существующей материально-технической базы пансионатов, санаториев нуждаются в реконструкции и модернизации. Материальный и моральный износ, низкий уровень обслуживания и отсутствие комфорта делают отдых не привлекательным.

Для предоставления туристам разнообразных туристических услуг требуется создать современную систему подготовки и переподготовки кадров и повышения их квалификации через различные системы семинаров республиканского и международного характера. Например, Республиканской туристической организацией совместно с международными организациями Хельветас, ТАСИС, КАТОС, ГТЦ, ЛСА, ПРАГМА, ВТО, СПС и другими постоянно ведется переподготовка и повышения квалификации кадров, работающих в государственных и частных структурах сферы туризма.

В то же время для эффективного развития туризма необходимо в республике реконструировать и вести строительство важнейших туристических объектов, таких, как гостиницы малой и средней вместимости, развивать транспортные коммуникации, системы связи, сооружать автостоянки, точки общепита, киоски по продаже печатной продукции, создавать службы гидов-экскурсоводов, рекламной продукции и т. д. Все это, естественно, требует больших сумм инвестиций как из государственного бюджета, так и частного капитала, но эти затраты быстро окупятся и принесут для республики большие доходы.

В Стратегии развития страны для развития туристической индустрии были поставленные следующие задачи:

– создание деловой для привлечения инвестиций как внутренних, так и зарубежных, в очередь, в развитие сети гостиниц туристического класса (2–3 «звезды») и, в частности, малых гостиниц;

– создание приоритетных туристско — рекреационных зон на основе принципов устойчивого развития;

– строительство новых и реконструкция и подъездных путей и основным туристским центрам;

– создание национальных гостиничных цепей, в том числе на базе памятников историко-культурного наследия;

– совершенствование стандартов обслуживания путем проведения государственной классификации средств размещения;

– совершенствование визовой стратегии в отношении туристов из стран не представляющих миграционной опасности;

– создание условий для развития социального туризма.

– широкомасштабное проведение рекламно-информационной компании в средствах массовой информации в республике и за рубежом;

– разработка перспективных программ развития туризма по его перспективным видам в регионах Кыргызской Республики.

Заключение: Таким образом, решение задач эффективного развития туризма позволит значительно развить внутренний туризм, увеличить поток иностранных туристов в Кыргызскую Республику и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а с другой — стимулирует развитие смежных отраслей экономики.

Литература:

  1. Воскресенский В. Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития: Учебное пособие. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 255с.
  2. Атышов К. А., Турдумамбетов Б. У. Экотуризм: Учебное пособие. Бишкек, 2005.
  3. Кыргызстан в цифрах, Статистический сборник — Бишкек, 2015.
  4. Туризм в Кыргызстане, Годовая публикация — Бишкек, 2015.
  5. Артыкбаева С. Ж. Повышение качества обслуживания и подготовка кадров для туристической отрасли южных регионов Кыргызской Республики /Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма.-2015.-С.65–72.
  6. Апишева П. К., Артыкбаева С. Ж. Анализ финансового состояния предпринимательской деятельности сфере туризма Ошской области Кыргызской Республики/ Молодой ученый. 2016.№ 2 (106). С. 424–427.
  7. Низамиев А. Г.,Артыкбаева С. Ж. Култаева А. К. Развитие и размещение туризма в Кыргызстане: Эколого-экономическое обоснование / Молодой ученый. 2015.№ 8 (88). С. 360–364.
  8. Артыкбаева С. Ж. Особенности развития туристического рынка Кыргызской Республикии его перспективы/ Молодой ученый. 2015.№ 3 (83). С. 909–913
  9. Артыкбаева С. Ж. Проблемы антикризисного регулирования и управления социально-экономическими процессами Кыргызской Республики/Экономика и предпринимательство. 2014.№ 11–4 (52–4). С. 147–149.
  10. Артыкбаева С. Ж. Оценка качества жизни населения как форма изучения социально — географического пространства Кыргызской Республики/ Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015.№ 11–1. С. 84–88.
  11. Кайыргалиева М. Г.,Бекбусинова Г. К., Жакыпова А. Ж., Оспанбаева А. Ж. Современный туристский рынок и перспективы его развития в Казахстане / В сборнике: Рынок и государство в системе экономических отношений. сборник статей международной научно-практической конференции. Под общей редакций А. В. Яковлевой. 2016. С. 58–62.
Основные термины (генерируются автоматически): Кыргызская Республика, Кыргызстан, развитие туризма, республика, сфера туризма, турист, визовое регулирование, процент, страна СНГ, эффективное развитие туризма.


Задать вопрос