Анализируя поступательное продвижение страны по пути демократических преобразований и устойчивого развития, мы имеем все основания заявить о том, что в истекшем периоде сделаны решительные шаги в осуществлении принципиально важных реформ, направленных на достижение нашей главной цели — выйти на уровень развитых демократических государств мира с сильной социально ориентированной экономикой, обеспечивающей достойный уровень и качество жизни наших людей. [1, с. 2].
Ситуация, сложившаяся в конце 80-х и начали 90-х годов, диктовала принятие самых срочных мер для сохранения правопорядка и обеспечения потребностей населения, в первую очередь в вопросах продовольствия. Начав преобразования в социально-экономической сфере, государственном и общественном строительстве, Узбекистан, прежде всего, стал развивать базовые сферы экономики и создавать необходимые условия для динамичного социально- экономического роста. Этот огромный путь который страна прошла с 90-х годов, первый Президент Узбекистана И. Каримов определил как «путь, равный столетиями». Действительно, страна, бывшая когда –то сырьевым придатком, за короткий исторический период превратилась в современное демократическое государство с развитой экономикой. В этом плане получившая признание в мире «узбекская модель» развития и Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, разработанные с учетом требований и критериев жизни и оправдавшие себя на практике, служат стратегией развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Узбекская модель экономического развития, основанная на пяти принципах: приоритет экономики над политикой, роль государства как главного реформатора, верховенство закона, проведение сильной социальной политики, поэтапный переход на рыночную экономику как стратегия построения правового демократического государства — доказала свою эффективность и легла в основу поступательного движения республики. [2, с. 37].
В 90-х годах перед страной стояла жизненно важная и стратегическая задача- надежное обеспечение топливно-энергетическими и зерновыми ресурсами, потребительскими и продовольственными товарами. Речь шла, прежде всего, о том, чтобы республика, располагая промышленными запасами природного газа, нефти и газового конденсата, перестала импортировать нефть и нефтепродукты, расходуя свои валютные ресурсы. Разработанные целевые программы по добыче и переработке собственного углеводородного сырья, выращиванию зерна помогли республике в достаточно короткий срок достичь энергетической и зерновой независимости. Вскоре Узбекистан объявили о строительстве автомобильных заводов в Асаке, Самарканде, а затем в Хорезме, создав свою автомобилестроительную индустрию. В итоге реализация детально разработанных и экономически эффективных программ в различных сферах помогла независимому Узбекистану предотвратить полное разрушение хозяйственных, производственных и финансовых связей, содействовала обеспечению насущных потребностей предприятий и населения, решению наиболее важных жизненных задач.
В настоящий момент, определяя среднесрочные приоритеты социально-экономического развития на 2017-2019 годы, Правительство Узбекистана уделяет значительное внимание наращиванию потенциала экономического роста страны, привлечению инвестиций, расширению бизнес-процессов, локализации и импорто-замещению, созданию новых высокотехнологичных производств, а также росту занятости и доходов населения. Поэтому дальнейшая либерализация национальной экономики связана с усилением поддержки государством сектора малого бизнеса и частного предпринимательства (МБЧП), дальнейшим укреплением его прав и защиты частной собственности. Этот сектор — один из основных индикаторов стабильного социально-экономического развития страны. В настоящее время малый бизнес производит более 56,9 % ВВП Узбекистана, его доля в общем объеме экспорта страны составляет 27 %, а в общей численности занятого населения-77,5 %. [2, с. 38].
Стимулирующие меры в сфере предпринимательства содействуют увеличению доли малого бизнеса и частного предпринимательства в формировании ВВП страны. Проводимая Правительством Узбекистана в течение 25 лет стратегия структурных преобразований экономики способствовала масштабному строительству новых современных высокотехнологичных предприятий, модернизации и обновлению действующих производств. Реализация продуманной политики по реформированию, либерализации и модернизации экономики страны, диверсификации ее структуры предохраняет страну от негативных воздействий мировых кризисов, позволяет ей противостоять различным внешним вызовам и угрозам. Практические результаты широкомасштабных преобразований очевидны: за годи независимости национальная экономика страны выросла почти в 6 раз, реальные доходы в расчете на душу населения –более чем в 12 раз. И на современном этапе развития национальной экономики валовой внутренний продукт республики неуклонно растет, в стране увеличиваются объемы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. При этом почти 70 % произведенной продукции сейчас составляют товары с высокой добавленной стоимостью. В настоящее время доля промышленности в экономике страны достигла 34 %, доля готовой продукции в структуре экспорта составляет более 70 %.
В стране процесс углубления структурных преобразований на основе модернизации, технического и технологического обновления производств, вводятся высокотехнологичные мощности с опережающим развитием транспортной и коммуникационной инфраструктуры. В рамках реализации Программы мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2017-2019 годы разрабатываются такие механизмы, которые содействовали бы большей эффективности инвестиционных процессов. [2, с. 39].
В рамках реализации Программы развития и модернизации инженерно- коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2017-2019 годы продолжаются крупные роботы. Это программа непосредственно связана с тем, что с первых лет независимости республике нужно было продумывать свою транспортную инфраструктуру и логистику, строить современные транспортные коммуникации, которые связали бы Узбекистан с другими государствами мира. Поэтому большое внимание уделялось созданию единой железнодорожной сети страны. За последние годы в Узбекистане была проложена новая железнодорожная сеть общей протяженностью свыше 1200км, модернизировано и реконструировано более 3800 км дорог, электрифицировано почти 1100 км железнодорожных магистралей. В результате общая протяженность железных дорог, охвативших все регионы нашей страны, составила 6500 км. А пуск электрифицированной железной дороги Ангрен-Пап во много раз повысил транзитный, производственный и инфраструктурный потенциал нашей страны. В настоящее время более 60 % всех грузов страны и свыше 75 % пассажиров перевозятся именно железнодорожным транспортом.
В Узбекистане сегодня в рамках реализации Программы развития телекоммуникационных технологий, сетей и инфраструктуры связи на 2013-2020 годы осуществляется строительство волоконно-оптических сетей широкополосного доступа по современной технологии.
Литература:
- Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2016.
- Хамраева Д. Узбекистан видит свое будущее на десятилетия вперед. // Рынок, деньги и кредит ежемесячный научно-практический журнал № 8. 2016. Стр. 37-42.