Из истории известно, что в 80-х годах ХХ века на постсоветском пространстве экономический кризис резко обострился. Это проявилось, в первую очередь, в снижении производства продукции, в необеспеченности производственных мощностей работой, в росте безработицы, в снижении ВВП и других показателях. В Узбекистане наблюдалось снижение доходов и жизненного уровня населения. Поэтому, в первые же годы независимости Президент И. Каримов четко определил позицию, что у Узбекистана должен быть свой путь, своя модель развития, так как только в таком случае можно учесть своеобразные условия страны, ее возможности, многолетние экономические и культурные связи. Одним из главных теоретических выводов, выдвинутых Президентом И. Каримовым, является то, что переход к рыночной экономики нужно осуществлять не революционным путем (шоковой терапией), а эволюционным путем, поэтапно. Эта концепция нашла свое отражение также в выдвинутом И. Каримовым в последующие годы принципе «Не построив новый дом, не ломайте старого». Признавая разнообразные принципы демократического общества, различные модели демократического развития нужно сказать, что они не отрицают национальные модели.
Узбекская модель построения демократического государства и гражданского общества основывается на нижеследующих пяти принципах перехода к рыночной экономике, которые стали известны как «узбекская модель развития», «узбекский феномен». Во-первых, свобода экономики от идеологии и верховенство над политикой, если сказать по-другому: сначала экономика, а потом политика. Во-вторых, в переходный период, государство само должно быть главным реформатором, то есть должно взять за себя инициативу реформ, направленных на обновление страны в социально-экономической и государственной сферах. В-третьих, верховенство закона, равенство всех граждан перед законом. В-четвертых, реализация сильной социальной политики, ответственность государства в поддержке социально неимущих слоев населения. В-пятых, поэтапное реформирование, отказ от методов «шоковой терапии», развитие не революционным, а эволюционным путем.
Коротко говоря их можно сформулировать следующим образом:
1. Приоритет экономики над политикой.
2. Государство — главный реформатор.
3. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
4. Проведение сильной социальной политики.
5. Эволюционный и поэтапный путь перехода к рыночным отношениям.
Как правильно подметил доктор политических наук, профессор И.Эргашев “Узбекская модель означает, что Узбекистан является суверенным государством, признаёт всемирные демократические принципы. Для того, чтобы быть суверенной, демократической республикой необходимо не только учитывать общепризнанные всемирные демократические принципы, но и опираться на прицнпы узбекской модели, связанные с национально-культурными особенностями страны” [1]. За годы независимости экономика Узбекистана выросла почти в 3,4 раза, средняя заработная плата выросла в 14 раз, валовый доход населения возрос в 9 раз. Государственные расходы для социальной сферы выросли более, чем в 5 раз, более 60 процентов их были направлены на развитие здравоохранения, коммунального хозяйства, образования, социальную защиту населения.
Демократические процессы, осуществляемые в Узбекистане, сегодня признаются мировым сообществом. На международной научно-практической конференции по материалам, положениям и выводам, изложенным в книге И. Каримова «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры его преодоления в условиях Узбекистана» (Ташкент, 22 мая 2009 года), член Государственного совета Китая Ли Фэнлинь подчеркнул, что «изучение опыта Узбекистана и его пример очень важны…Узбекистан в своем регионе занимает ведущее положение по экономическому росту» [3].
Новый этап в модернизации и демократизации всех сфер жизни определила разработанная главой нашего государства Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Концепция содержит глубоко обоснованные новые законодательные инициативы, реализация которых послужит достижению Узбекистаном долгосрочной цели — войти в число развитых демократических государств, обеспечить народу достойные условия жизни и достойное место в мировом сообществе. Не случайно участники международной конференции «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества» (Ташкент, 22.04.2011) многократно подтвердили, что добиться успехов в государственном строительстве можно и не обладая опытом демократии Опираясь на опыт Узбекистана в строительстве рыночной экономики, выступающие сделали вывод, что построить демократическое гражданское общество без экономической основы невозможно [2].
Последовательность и поэтапность рыночных преобразований, исходящие из пяти принципов, определенных главой государства, являются залогом устойчивого развития национальной экономики и социальной сферы, эффективности системы государственной власти и управления. Особенно наглядно это проявилось в период мирового финансово-экономического кризиса, последствия которого крайне отрицательно сказались на социально-экономическом развитии большинства стран мира. Узбекистану, в отличие от многих государств, не только удалось сохранить высокие темпы экономического роста, но и создать в рамках реализации Антикризисной программы мер прочный фундамент для дальнейшего устойчивого развития [5]. В непростых условиях в стране были обеспечены устойчивость и сбалансированность основных макроэкономических параметров, стабильные темпы роста производства, профицит Госбюджета, торгового и платежного баланса, рост экспорта и золотовалютных резервов. Особенно наглядно происходящие в экономике страны перемены проявляются в промышленности. Если в 2000 году доля отрасли в ВВП республики едва превышала 14 процентов, то в 2010 году она достигла 24 процентов. Реализация свыше 500 инвестиционных проектов, предусмотренных в Программе «О приоритетах развития промышленности Узбекистана в 2011–2015 гг.», позволит увеличить долю промышленной продукции в структуре ВВП до 28 процентов в 2015 году. При этом опережающее развитие получат такие отрасли, как машиностроение и автомобилестроение, химическая, пищевая, фармацевтика, промышленность строительных материалов и другие.
Особое внимание в развитии экономики уделяется инвестициям. Инвестиционные проекты осуществляются в текстильной, нефтегазовой промышленности и других сферах. За годы независимости в Узбекистане построено свыше 40 текстильных комплексов в сотрудничестве с компаниями Spentex (Индия), Daewoo Internatonal (Южная Корея), Бухарский нефтеперерабатывающий завод в сотрудничестве с компанией Technip (Франция), Шуртанский газохимический комплекс в сотрудничестве с компанией ABB (США), Кунградский содовый завод в сотрудничестве с компанией CITIC (Китай) и др. Развивается автомобильная промышленность. В городе Асака завод легковых автомобилей выпускает 7 моделей автомобилей (совместно с General Motors, США), завод автобусов и малых грузовиков (совместно с компанией Isuzu, Япония) выпускает автобусы и грузовики, завод MAN (Германия) выпускает автомобили и грузовики. В Узбекистане на развитие образования, здравоохранения и социальых программ расходуется 60 % бюджетных средств. Вследствие этого коренным образом обновлены системы образования и здравоохранения и оснащены самыми современными техническими средствами. Особое внимание уделяется подготовке конкурентоспособных кадров. В 66 вузах Узбекистана, в том числе в 6 филиалах зарубежных вузов, обучаются свыше 300 тысяч студентов
Таким образом, в последние годы в наша страна добилась стального развития в сфере экономики. Повышение объема ВВП более, чем на 8 % показывает эффективность «узбекской модели развития». Предпринятые в годы независимости меры по внедрению рыночных реформ, углублению экономической либерализации, развитие промышленных отраслей, процессы модернизации и диверсификации — все это основные факторы успехов, потому что рост ВВП достигается не за счет традиционных сырьевых отраслей или повышения мировых цен на сырье, а за счет производства конкурентоспособной готовой продукции, развития современной сферы услуг [3].
В заключение следует подчеркнуть, что Узбекская модель развития характеризуется наличием современной техники и технологий, значимостью информационных технологий в развитии всех сфер народного хозяйства, индустриализацией производства, ростом сферы услуг, интенсивным путём экономического развития, открытостью экономики, созданием конкуренции, углублением рыночных отношений, социальной направленностью экономики, повышением народного благосостояния, усилением тенденции интеграции национальной экономики с глобальной экономикой. Как подчеркивает профессор Н. Тухлиев: «Узбекская модель развития — это не застывшее статическое понятие. Вместе с сохранением основных принципов, определяющих ее характер и форму, она обогащается новыми задачами и совершенствуется. Модернизация всех сфер общественной жизни, диверсификация структуры производства, последовательное развитие инновационных технологий, расширение производства и реализации промышленной продукции — всё это логическое продолжение «прогресса по-узбекски» [4]. В 2014 году намечается реализация более 370 проектов инвестиционной программы. Все это поднимет развитие национальной экономики на качественно новый этап и докажет жизненность узбекской модели развития. Сегодня граждане нашей республики гордятся тем, что Узбекистан является независимым, признанным международным сообществом государством и занимает свое достойное место в мире.
Литература:
- Эргашев И. Демократик тараққиётнинг ўзбек модели. 21.10.2011. URL http://huquqburch.uz/uz/article/153/
- Павук О. Узбекистан углубляет демократические реформы. // Балтийский курс. 26.04.2011. http://www.baltic-course.com/rus/good_for_business/?doc=40173
- Qobilov Sh. Taraqqiyotning o’zbek modeli.10.02.2014. URL http://xs.uz/.
- Tuxliyev N. O’zbek modeli — taraqqiyot kafolati. // www.uzbekistonovozi.uz
- Расулев А. «Узбекская модель» развития: признание международным сообществом — [10 августа 2011 г.]//: narodnoeslovo.uz, 10 августа