Узбекистан имеет самую стабильную инвестиционную политику среди государств СНГ, устойчиво высокими темпами наращивая инвестиционные ресурсы в основной капитал.
Отличительная особенность проводимой в Узбекистане инвестиционной политики состоит в том, что приоритет отдается инвестиционным проектам, направленным на создание новых высокотехнологичных производств, обеспечивающих глубокую переработку местных сырьевых ресурсов. В 2014 году в ведущих отраслях экономики введены в эксплуатацию 154 крупных объекта общей стоимостью 4,2 миллиарда долларов, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием[1, с. 2].
Инвестиционная стратегия направлена, прежде всего, на осуществление целенаправленной диверсификации экономики. При этом диверсификация должна касаться как экономики в целом, так и каждой отрасли, каждого предприятия и каждого региона в частности. Другими словами, ставится задача по снижению зависимости страны от импорта, наиболее полного насыщения рынка за счет внутренних производителей и создание широкого ассортимента продукции для экспорта.
Необходимо отметить, что диверсификация касается как базовых отраслей, так и отраслей, производящих средства производства. Развитие последних, легло в основу инвестиционной стратегии на данном этапе экономических реформ. Кроме того, предусмотрено дальнейшее кардинальное развитие химической, нефтяной промышленности и энергетики, а это основные отрасли, обеспечивающие ускорение научно-технического прогресса, от состояния которых зависит экономическое развитие страны [2, с. 88].
Таким образом, в республике создается мощная база для будущего экономического развития на основе рыночных отношений, а финансово-экономический кризис является одним из катализаторов этого процесса. Модернизация, техническое обновление и диверсификация производства, широкое внедрение инновационных технологий это конкретная и всесторонне обоснованная программа действий по экономическим преобразованиям, направленных на внедрение в хозяйственный механизм рыночных отношений и вхождение республики в международное сообщество на конкурентоспособной основе. Реализация поставленной задачи предполагает коренную перестройку всех отраслей экономики, что, в свою очередь требует существенных инвестиционных вложений.
Основной проблемой при решении данной задачи является определение приоритетных направлений вложения средств и использование эффективных источников финансирования предполагаемых затрат. А это представляет собой не что иное, как инвестиционную политику, от эффективности которой зависит успех всех социально-экономических преобразований в республике. Поэтому разработка такой инвестиционной политики является объективной необходимостью, весьма актуальной в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Основные параметры инвестиционной политики четко представлены в комплексной Антикризисной программе. Это дальнейшее ускоренное проведение модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий, широкое внедрение современных гибких технологий. Это, прежде всего, касается базовых отраслей экономики, экспортоориентированных и локализуемых производств.
В период 2005–2013 гг. объем кредитных вложений вырос почти в 8,4 раза. По состоянию на 1 января 2015 г. кредиты на развитие экономики и социальной сферы составили 34,8 трлн. сум. За 2005–2014 гг. активы банковской системы выросли в 11,3 раза до 56,2 трлн. сум. Доля активов банковского сектора в ВВП республики в 2014 г. составила 38,9 %, а кредитных вложений — 30,3 %. Доля долгосрочных кредитов в общем объеме кредитования выросла с 2005 г. по 2013 г. на 32,8 п.п. и составила 79,1 %. Увеличение доли долгосрочных инвестиционных кредитов в 2013 г. к предыдущему году составило 2,3 п.п. На осуществление модернизации, технического и технологического перевооружения производств в 2014 г. выделены кредиты на сумму около 8,5 трлн. сум. или в 1,2 раза больше по сравнению с 2013 г. Усилия Правительства по реформированию и повышению устойчивости банковской системы, активизации ее инвестиционной деятельности в период мирового кризиса способствовали росту доли инвестиционных кредитов банков и других заемных средств в структуре источников инвестиций. В 2014 г. доля инвестиционных кредитов выросла на 7,6 п.п. по сравнению с 2005 г. и составила 11,4 %. Этот показатель сохраняется на уровне 10–11 % уже на протяжении последних 5-ти лет. При этом объем инвестиций за счет кредитов банков и других заемных средств вырос в 10,5 раза по сравнению с 2005 г. и на 13,8 % к уровню 2013 г.[3, с. 88].
Если проанализировать структуры инвестиций по отраслям реального сектора экономики за последние годы, то доля производственных отраслей составляет 70,6 %, а непроизводственных — 29,4 %.
Под модернизацией следует понимать внедрение новой техники и технологии. При этом под новой понимается не та техника и технологии, внедренная на новых производствах, она считается уже старой, т. к. от момента их разработки до внедрения прошел достаточный промежуток времени для их морального устаревания. Современная техника и технологии считаются таковыми, если они находятся в стадии разработки или только из нее вышли. Упор на техническое и технологическое перевооружение предприятий делается с одной основной целью — снизить затраты и повысить эффективность инвестиций. Затраты на строительство новых или расширение действующих предприятий на 50 % состоят из строительно-монтажных работ, т. е. расходов по строительству зданий и сооружений — пассивной части основных фондов, непосредственно не участвующих в процессе создания продукции, а только создающие для этого условия. Поэтому значительно выгоднее вкладывать средства в реконструкцию и техническое обновление оборудования, машин и механизмов на действующих предприятиях. Новое строительство уместно для формирования новых отраслей и, в первую очередь, базовых, играющих роль локомотивов отраслей, особенно если в республике нет их аналогов.
Надо иметь в виду еще одно весьма важное обстоятельство: выход на передовые позиции экономического развития в начале XXI века неизбежно вызовет новую научно-техническую революцию, а та, в свою очередь, — инновационно-инвестиционный бум, который будет направлен на обновление основного капитала на принципиально новой конкурентной основе. Следовательно, капиталовложения без инноваций невозможны, поскольку не имеет смысла воспроизводить устаревшие в техническом и технологическом отношении производства. Однако инноваций без капиталовложений не существует. Уже сегодня стало реальностью формирование тесно взаимосвязанных инвестиционного и инновационного рынков, что помогает ресурсному обеспечению насущных видов инновационной деятельности. В связи с трудностями переходного периода государственный и местные бюджеты пока не в состоянии выделить средства на долгосрочное инновационно-техническое перевооружение действующих производств. Поэтому основная тяжесть финансирования этой деятельности ложится на самих собственников капитала и товаропроизводителей. Однако многие из них сегодня, прежде всего, озабочены «выживанием» и уделяют мало внимания производственным инвестициям и нововведениям, поскольку это выходит за пределы их ближайших интересов. Чтобы кардинально изменить ситуацию, товаропроизводители и собственники капиталов должны наряду с детальным изучением рыночной конъюнктуры, изысканием внутренних резервов для снижения себестоимости продукции разрабатывать собственную инновационно-инвестиционную программу с конкретными предложениями, адресованными как потенциальным иностранным инвесторам, так и отечественным кредитно-инвестиционным институтам.
Литература:
- Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача.// Народное слово, № 11. 17.01.2015.
- Вахабов А.В., Разыкова Г.Х. Модернизация экономики. Т., 2014. — 157 с.
- Каримов М. Инвестиционная активность коммерческих банков: факторы и моделирование.//Факторы эффективности и повышения конкурентоспособности национальной экономики: материалы IV Форума молодых ученых-экономистов. Ташкент: ИПМИ, 2015.