Авторы: Пантыкина Вера Митрофановна, Белкина Анна Сергеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 01.11.2016

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Пантыкина В. М., Белкина А. С. Отец не только кормилец и защитник, но и показатель духовного состояния семьи // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 906-908.



А я расту, как сквозь асфальт травинка.

Ах, папа — папа! Я — твоя кровинка.

Таких травинок много под ногами,

И потому мы льнем поближе к маме.

В настоящее время вопрос вовлечения отцов в воспитательный процесс является очень актуальным. В силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. К сожалению, сегодня существует множество мужчин, которые только претендуют на роль отца, но в реальности им никогда не являлись. Ведь настоящее отцовство — это больше, чем просто рождение детей, это — ответственность, справедливость и любовь к своим детям. Совершенный образ Небесного Отца является тем примером, к которому должен стремиться каждый мужчина, ведь никакая даже самая совершенная мать не сможет заменить отца, и каждый ребенок в своем возрасте для своего гармоничного развития нуждается в отцовском попечении, отцовском духовном авторитете. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи.

Почему же в настоящее время отец в воспитании детей оказался за бортом? Возникает вопрос: не потому ли растет преступность, и стали обычным явлением школьные неврозы и побеги из дома. По результатам анкетирования и собеседования было установлено, что полные семьи составляют 62 %, неполные 38 %. Но и в полных семьях отцы считают, что воспитание дошкольников должны заниматься мама и детский сад; и только 24 % уверенны, что воспитанием ребенка должны заниматься оба родителя одинаково. Не выбили ли мы сами почву из-под ног, оттеснив отца из сферы семейного воспитания, сознательно принижая его значение в правильном формировании личности ребенка. Именно в этих условиях возникла идея вовлечь отцов в процесс православного воспитания.

Отцовство является необходимым условием полноценного развития личности будущего мужчины. Дети нуждаются в обществе отца, его любви.

Важно, чтобы дети имели возможность проводить достаточно времени с отцом, ощущать его участие, доброту и по возможности помогать ему.

Поэтому сотрудничество с родителями, в особенности с отцами — одно из важнейших направлений в воспитательно-образовательной деятельности в детском саду. И здесь очень важно создать условия для сотрудничества, найти подход к папам детей, создать атмосферу доверия, изучить их запросы и ожидания. Я в свою работу включаю разные совместные мероприятия, которые помогают отцам лучше понять своих детей, любить и уважать ребенка как личность, развивать его творческие способности и как можно больше времени проводить с семьей.

Работу по воспитанию духовной культуры, любви к Богу я строю на основе приобщении, как пап, так и детей, это:

– обсуждение положительных примеров из литературы, жизни современников;

– экскурсии в музеи;

– просмотр кино и видеофильмов, репродукций картин на библейскую тематику;

– прослушивание духовной музыки;

– проведение уроков добра и красоты;

– путешествие в Страну Милосердия.

Самая ответственная часть в воспитании не та, когда мы стараемся вложить, что-то свое в наших детей, научить их тому, что мы считаем важным, а когда мы бережно с любовью и уважением стараемся способствовать росту талантов, вложенных Богом в наших детей. Часто дети задают своим родителям вопросы, на которые родители затрудняются ответить. Например: «Для чего я родился?», «Кто первый появился на земле?», «Что такое добро и что такое зло?», «Что такое причастие?». Поэтому родители стали интересоваться и проявлять любознательность, искать ответы на вопросы детей, вместе с детьми размышляют и делают выводы. В этот период задача педагога помочь найти правильные ответы для родителей, просветить их.

Я предлагаю папам разные формы работы — беседы за круглым столом, оформляю памятки, папки — передвижки, приглашаю на занятия, провожу индивидуальную работу. Подготовила ряд консультаций: «Духовно — нравственное воспитание детей», «О значении поста в жизни детей».

В группе регулярно проводятся различные конкурсы на изготовление поделок детей совместно с родителями, а так же выставки рисунков к праздникам: «Рождественская звезда», «Вербное Воскресенье», «Пасхальные радости», «Ангел-хранитель».

Папы стали принимать активное участие в работе группы, их руками изготовлены творческие работы: папа Даши К. изготовил макет Храма Христа Спасителя, папа Насти М. занимается плетением из бисера и изготовил такие поделки как «Часовня» и «Пасхальное яйцо». Картину «Пасхальное угощение» вышили родители Димы Д. На празднике «Введение Девы Марии в Храм» папа читал стихи, Дима с гордостью слушал и старался подражать папе. Дети и папы посетили избу русского быта в детском саду, где я рассказала о приготовлении взвара и кутьи из риса, а потом было святочное веселье, водили хороводы, загадывали загадки. Дети подарили подарки своим родным.

Особую духовно — нравственную направленность несут экскурсии и целевые прогулки к мемориалу воинской славы, знакомят детей с героическим прошлым нашего города, дают благодатную почву для воспитания достойного гражданина страны, патриота своей родины. Папа Даши Кольцовой рассказал о том, как он служил в Чечне. Провели конкурс чтецов между папами и детьми на патриотическую тему, были исполнены песни под гитару пап о войне. Активное участие папы принимали на праздниках: «День отца» — дети читали стихи про наших любимых пап. К дню защитника Отечества оформили совместно с папами фотовыставку «Мой папа», «Есть такая профессия Родину защищать». Провели такие развлечения: «Наши защитники», «Пусть всегда будет папа».

Большую роль в становлении личности ребенка играют православные праздники, которые тесно переплетаются с народными. Они создают особый ритм духовной жизни человека, обращая внимание культурно-историческим традициям нашего народа. Поэтому в детском саду стало традицией празднование таких праздников как: «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождественские Святки», «Масленица», «Вербное Воскресение», «Пасха», «Троица».

С целью пропаганды здорового полноценного семейного воспитания изготовлены семейные альбомы, в которых папы делятся опытом, проблемами и сомнениями воспитания детей.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: папы стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимодействия. Папы стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Папы посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, охотно помогают нам в благоустройстве территории детского сада, принимают активное участие в выставке: «Руки мамы, руки папы и мои ручонки»; в праздниках и развлечениях: «Сто затей для ста друзей».

В результате проделанной работы в группе сложилась определенная система работы с отцами, повысилась педагогическая грамотность отцов, культура межличностного взаимодействия детей в группе. Успехи в работе с родителями отразились на показателях образовательного процесса. Между отцами и детьми установились доверительные отношения. Появилась потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Родителям следует помнить о том, что духовное воспитание детей не обязательно означает религиозность. Духовное воспитание, скорее оказание помощи ребенку в выборе верного духовного направления, которому он будет следовать на протяжении всей своей дальнейшей жизни.

Папы воспитывают в своих детях уважение к женщине как к матери, прививают трудолюбие, моральные нормы и правила поведения, духовные ценности. Я думаю, что православное учение оказывает положительное влияние на семьи наших детей. Отец, принимающий участие в жизни своих детей и сумевший установить с ними эмоциональный контакт, становится их другом. А благодарные за это дети пронесут в своем сердце теплое воспоминание об отце и его жизненных уроках через всю свою жизнь.

Литература:

  1. Гладких Л. П. «Основы православной культуры. Мир — прекрасное творение» [Текст]: Программа для дошкольных образовательных учреждений/ Л. П. Гладких.- Курск, 2009. — 180 с.
  2. Житие преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца Оптинского //Оптина пустынь 1991.- 84 с.
  3. О православном воспитании и книгах. Священник В.Грозовский //В помощь христианину. [Текст] Издательство «Сатись»,2007
  4. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей [Текст] /О. Потаповская// Дошкольное воспитание. — 2006. — № 1
  5. Папы всякие нужны. О роли отца в воспитании детей [Текст]: Сборник/ Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. — Москва — 2012
  6. Счастная A. M. По ступенькам нравственности (старший дошкольник) [Текст]: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ A. M. Счастная — Минск, 1990. — 63 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детском саду, воспитании детей, духовного состояния семьи, воспитание детей, Духовно-нравственное воспитание детей, духовное воспитание детей, сомнениями воспитания детей, семейного воспитания, личности ребенка, изготовление поделок детей, активное участие, рождение детей, межличностного взаимодействия детей, папам детей, нравственное воспитание детей», воспитание дошкольников должны, Активное участие папы, вопросы детей, процесс православного воспитания, вопрос вовлечения отцов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос