Авторы: Лунина Инна Владимировна, Зайцева Ольга Викторовна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

Дата публикации: 11.02.2018

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Лунина И. В., Зайцева О. В. Роль отца в семье и в воспитании детей (из опыта совместного взаимодействия воспитателя и педагога-психолога по формированию представлений о роли отца в семье) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №2. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/87/3138/ (дата обращения: 21.02.2018).

Препринт статьи



Ни один мужчина не может стать хорошим отцом, пока не научится понимать своего сына или дочь.

Сухомлинский В. А.

Семейное воспитание — это разумное совмещение отцовской и материнской позиции.

Отцу принадлежит особая роль в воспитании детей. В его лице они видят трудолюбивого человека, главу семьи и опору в доме. Он — эталон мужества, умения взять на свои плечи всё самое трудное, ответственное.

Он защитник, в котором сосредоточена сила душевная и физическая. На примере отца мужает сын, учится благородству дочь. От него они получают уроки добра, справедливости и великодушия, обретают чувства собственного достоинства.

Отец должен заботиться не только о своём нравственном авторитете, но и о нравственном авторитете семьи в целом. Поддерживать авторитет жены, как воспитательницы своих детей. Возвышая роль матери в семье, отец одновременно утверждает и себя, как человека авторитетного, обладающего мужским достоинством.

Теплом и уютом согрето детство ребёнка там, где семейный уклад строится на взаимной ответственности отца и матери друг перед другом, где не бывает между ними ссор и разладов, где заботы по дому делятся по справедливости, где существует нравственно-эмоциональный климат, где отношения являются примером любви и уважения друг к другу.

Что же происходит на самом деле?

Поколение современных отцов и мужей сформировалось в атмосфере катастрофической утраты отцовского авторитета. Мы часто замечаем, что отцы мало интересуются своими детьми, считая воспитание женской прерогативой, так как роль отца они видят в основном в обеспечении семьи, или отпущении наказаний ребёнку. Но ведь мужчина, считающий воспитание сугубо женским делом, является отцом лишь формально.

Расслоение общества на бедных и богатых, на преуспевающих и неудачников так же сказывается на авторитете отца. Отец, не способный свести концы с концами, не может дать ребёнку положительного примера, по тому, что у него нет на это материальных оснований. Напротив, родитель способный обеспечить материальный комфорт, настолько погружен в свои деловые заботы, что о собственном ребёнке вспоминает лишь в некоторых и, как правило, проблематичных случаях.

Если почитать количество научных публикаций, то число работ о роли матери в воспитании детей в десять раз превышает число работ об отцовстве. Большинство книг для родителей адресованы матерям. Тем самым подразумевается, что роль отца вторична. Влияние семьи на ребёнка обычно рассматривается как влияние матери. На собрания приходят в основном мамы и бабушки, больничный лист по уходу за ребёнком в основном получает мать, при разводе ребёнок, как правило, остаётся с матерью, которая легко может воспрепятствовать встречам с отцом.

Нередко, мамы погружаясь в заботы о ребёнке, забывают при этом о роли отца в семье, и тогда разгораются конфликты между супругами. Сталкиваясь с проблемами и не находя способа их разрешения, отцы самоустраняются от воспитания детей, перекладывая свои обязанности на жён или своих родителей, приходят поздно домой, находя утешение в компании своих друзей, и что ещё хуже совсем уходят из семьи. Этому подтверждение большое количество разводов, неблагополучных семей, незаконнорожденных детей и детей, воспитывающихся в неполных семьях, где родителем, как правило, является мать.

С целью выявления роли отца в семье в детском саду был проведён опрос детей старшего дошкольного возраста, в результате которого было выявлено следующее:

На вопрос «Чем твой папа занимается в свободное время?»

58 % детей ответили, что в свободное время папа лежит на диване, смотрит телевизор или ничего не делает;

12 % — играет в компьютер;

22 % — пьёт лимонад, ходит в баню, ездит на рыбалку

8 % — помогает маме по дому.

На вопрос «Кто с тобой дома играет?»

70 % ответили, что играют одни или с мамой;

15 % играют на компьютере с папой («Папа скачивает игры, а я смотрю») или в карты;

15 % играют в настольные игры, гуляют, ходят в гости, в театр.

Все опрошенные дети ответили, что хотели бы, чтобы папа с ними проводил время.

Проблема роли отца в семье стала очевидной. Нашей задачей стало приобщить отцов к воспитанию детей и повысить их педагогическую культуру. Формой организации была выбрана клубная работа. Разработан план совместного взаимодействия воспитателя и педагога-психолога, определены функциональные ниши в проведении заседаний. Воспитателю отводилась теоретическая роль, педагогу-психологу практическая.

Были выбраны следующие темы заседаний, проводимые ранее как отдельные мероприятия, и наиболее заинтересовавшие как отцов, так и нас -педагогов:

Тема

Цель

«Роль отца в семье».

Формировать представление о роли отца в семье, его отношение к воспитанию

«Если мамы дома нет»

Помочь отцам понять характер взаимоотношений с ребёнком.

«Вместе с папой на прогулку»

Обучение эффективным способам взаимодействия с ребёнком

«Бить или не бить — вот в чём вопрос?»

Изменение родительских позиций с целью гармонизации стиля воспитания

«Мой ребёнок идёт в школу»

Формирование системы представлений о готовности ребёнка к школе, повышение родительской компетенции по вопросу воспитания ребёнка-первоклассника

«Вот такой я папа» или «Здравствуйте, наши папы» (из опыта)

Расширение представлений о роли пап в семье

«Отцы и дети» — КВН.

Гармонизация детско-родительских отношений

«Папы всякие важны, папы всякие нужны» презентация профессий пап для детей.

Повышение авторитета отца в глазах детей

«Конференция отцов» (вечер вопросов и ответов).

Повышение педагогической компетенции отцов, расширение представлений по проблеме

Так как активизировать пап достаточно трудно, особенно в первое время, темы выбирались по принципу, позволяющему пригласить на заседания как пап одной возрастной параллели, так и разных.

На заседаниях клуба папы являются активными участниками, получают знания, делятся своим опытом, проживают разные роли, играют в психологические игры, решают проблемные ситуации, познают мир ребёнка и учатся быть полноправными участниками детского мира.

За истекший период применения на практике вышеуказанных мероприятий была отмечена активизация пап в воспитании детей: они чаще стали приходить в детский сад, интересоваться вопросами развития детей, обновили домашнюю игротеку, и со слов мам стали занимать активную родительскую позицию.

Опыт работы по взаимодействию с папами был представлен на Всероссийском фестивале педагогических идей, проводимым издательским домом «Первое сентября» в 2010–2011 учебном году.

Литература:

1. Т. А. Куликова «Семейная педагогика и семейное воспитание»

2. А. И. Баркан «Его величество ребёнок»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос