История красивого письма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 1891 раз

Библиографическое описание:

Хакимова, Г. А. История красивого письма / Г. А. Хакимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 742-745. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34514/ (дата обращения: 23.12.2024).



В статье анализируется одна из отраслей изобразительного искусства — каллиграфия. Описывается об истории красивого письма и о видах каллиграфии.

Ключевые слова: каллиграфия, пиктография, иероглиф

Каллиграфия — это наиболее сокровенная, личная, спонтанная форма выражения. Подобно отпечатку пальцев или голосу, она уникальна для каждого человека.

Герман Цапф

Каллиграфия (от греческого — «красивый почерк») — является одной из отраслей в изобразительном искусстве. Каллиграфию так же называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии — это «искусство оформления знаков в гармоничной и искусной манере».

Каллиграфия — это искусство красивого и чёткого письма. Красиво писать учились ещё пещерные люди, о чем свидетельствуют изображения на каменных стенах. Так же на сводах своего жилища они изображали древних животных, окружающую их природу, постепенно придавая рисункам сюжетные композиции. Такое рисуночное письмо называлось пиктографией, рисунок же передавал сообщение целиком. В дальнейшем такие рисунки древних людей превращались в символы, они имели определенное значение. Сегодня современная каллиграфия стала достаточно разнообразной, здесь бытовые рукописные надписи, в котором экспрессия написанного рукой знака не всегда рождает чёткие буквенные формы.

История письменности гласит о том, что с самых давних времен, когда человек только приобрел способность мыслить, ему хочется что-нибудь записать: то есть оставить память о своих мыслях и идеях, новых открытиях, которые захватывают историю или же о интересных людях. В то время, когда человек не умел разговаривать, а язык его состоял только из нескольких невнятных междометий, он старался оставить на стенах своих пещер восхитительные картины. Когда же человек начал разговаривать и у него появилась речь, для них более важным стало казаться записывать то, о чем люди говорили друг другу.

Самый древний и самый простой способ письма появился ещё в палеолите — «рассказ в картинках», так называемое пиктографическое письмо (лат. pictus — нарисованный и от греческого grapho — пишу). То есть «рисую-пишу», так как это письмо очень несовершенное, потому что прочесть рассказ в картинках можно по-разному. По этой причине пиктографию как форму письма не все специалисты признают началом письменности, так как для древних людей любое подобное изображение было одушевленным.

Символы рисуночные, характерные только для первобытных людей, заменяясь на иероглифы, постепенно теряют связь с изображениями. Это является начальным этапом возникновения письменности. На глине иероглифы изображались чёрточками с клиновидными утолщениями на конце, отсюда возникло её название — шумерская клинопись. Конкретные звуки соответствовали отдельным иероглифам, из них же складывались слова и фразы.

По историческим данным нам известно, что Египетское иероглифическое письмо восходит к IV тысячелетию до нашей эры. Так же нам известно, что в Египетском алфавите насчитывалось более 600 знаков — здесь чёткие изображения предметов, людей и животных.

По словам ученых, дошедшие до нас древнегреческие надписи, относятся к VIII — VII вв. до нашей эры. Хотя древнегреческие рукописи не сохранились до наших дней, но археологические раскопки свидетельствуют о том, что фрагменты книг, изображения, дают возможность получить представления о развитии и особенностях греческого алфавита.

Древние греки считали, что письменность является даром небес. Древнегреческая легенда гласит, что греков научил письму сын финикийского царя Кадм, который приплыл на остров Фера на своем быстроходном корабле. Пораженные искусством писания древние греки, отдавали Кадму надлежащие почести и считали его полубогом.

По свидетельству исторических данных нам известно, что греки значительно усовершенствовав, заимствовали алфавит у финикийцев. Его значительное влияние испытывало греческое письмо начала VII века. Используя финикийский алфавит, без затруднений можно прочесть древнегреческие надписи, найденные на острове Санторин. Греками было дополнено в финикийском алфавите знаки для гласных звуков, они были упрощены и геометризированы. Открытые влево финикийские буквы, были повернуты лицом вправо.

В начале греческое письмо было левосторонним, далее изменившись на правостороннее. Этот метод письменности был перенят от метода работы землепашцев. Пахарь, пропахав первую борозду, не возвращая быков к началу поля, разворачиваясь, пашет в обратном направлении. Влияние греческого письма изменило направление письма и латинской письменности. С IV века до нашей эры греки перешли к письму слева направо.

Несмотря на то, что каллиграф должен уметь делать классическую, шрифтовую и нестандартную рукописную форму, классическая каллиграфия отличается от шрифтовых работ и рукописи нестандартных форм. Здесь буквы сложились в такие формы исторически, при этом они текучи и спонтанны, всегда рождаются они в момент письма. В идеографии — символьном письме, рисунок (иероглиф) обозначал отдельное слово. Письменность зарождается именно таким образом.

Последняя революция в истории письменности произошла с изобретением западно-семитского алфавита в Палестине, около 1100 г. до нашей эры. Финикийский алфавит является самой характерной его разновидностью, он считается предком всех существующих сегодня в Европе видов письменности: латинского шрифта, кириллицы и греческого алфавита.

Перья для письма известны нам с глубокой древности, примерно с 3000 года до нашей эры и вырезались они из стеблей тростника.

Английское слово «pen» (ручка, писчее перо) произошло от латинского «penna» (перо птицы), поскольку большое распространение приобрели гусиные перья, которые обтачивались у корня. С VI века до нашей эры, перья использовали на протяжении более тысячи лет многими цивилизациями. Лучшие образцы писчих перьев изготавливались из перьев лебедя, индюка и гуся, потому что они имели в крыльях перья наибольшего размера. Археологические находки в руинах Помпеи включают бронзовые варианты перьев, однако распространение они получили лишь к концу XVIII века.

В XVIII веке искусством письма владели знатные особы и богатые купцы-промышленники, что, несомненно, наложило свой отпечаток на перьевые ручки и их эволюцию. Ведь они не только писали, но и олицетворяли собой статус и вкус своего владельца. Это означает, что золото, серебро, драгоценные камни и искусная гравировка уже тогда плотно использовалась при изготовлении перьевых ручек.

Видов каллиграфического письма существует множество. Обычное каллиграфическое двух нажимное письмо, имеет жирные основные и тонкие соединительные штрихи. Искусство каллиграфии в старину ценилось очень высоко и в старой школе уделялось много внимания обучению каллиграфии. Каждый человек, владевший красивым почерком, уже мог работать писарем. В XVIII веке английское письмо считалось самым распространенным видом каллиграфического письма. На его основе было создано русское письмо, и оно считалось одним из красивейших образцов каллиграфического письма.

Наклон букв английского письма равен 54°, для старых образцов каллиграфического письма характерен большой наклон букв. Часто встречаются прямые варианты без наклона и с левосторонним наклоном. Линейно — орнаментальные украшения — росчерки, получили распространение и развивались вместе с искусством каллиграфии. Искусство каллиграфии всегда было уделом единиц.

Искусством красивого письма владели те люди, которые посвящали красивому написанию текстов и освоению разными стилями и техниками, порой всю свою жизнь. Самый упрощенный вариант искусства каллиграфии, было знакомо нашим бабушкам и дедушкам. Каллиграфия в Корее до сегодняшних дней является жесточайшей из всех школьных дисциплин.

Глаголица и кириллица — является вариантом славянской каллиграфии. Присмотревшись внимательно, можно обнаружить то, что удивительное сходство со сложными формами индийской и китайской каллиграфии. Сегодня каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, шрифтах и рукописных логотипах, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. Также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождении и в других документах, где предполагается писать от руки.

Литература:

  1. Проненко Л. И. Каллиграфия для всех. — Москва, 1990
  2. Кауч М.Творческая каллиграфия. — Москва, 1998
  3. Цапф Г. Философия дизайна Германа Цапфа. Избранные статьи и лекции о каллиграфии, шрифтовом дизайне и типографщике. — Москва, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): VII, искусство каллиграфии, каллиграфическое письмо, каллиграфия, красивое письмо, финикийский алфавит, английское письмо, греческий алфавит, греческое письмо, изобразительное искусство.


Похожие статьи

К вопросу обучения китайской иероглифической письменности

Статья посвящена рассмотрению основных трудностей при обучении китайской иероглифической письменности. Выявлены основные этапы формирования знаний, навыков и умений китайской иероглифической письменности. Анализируются способы преодоления трудностей ...

Узбекская ручная вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества

В статье анализируется один из видов прикладного искусства — художественная вышивка. Описываются виды вышитых изделий и виды орнаментов.

Художники-анималисты: западноевропейская и китайская традиции

В статье проводится анализ творчества западноевропейских и китайских художников-анималистов.

Сопоставительный анализ символического образа журавля в китайской и японской живописи

В статье авторы рассматривают особенности интерпретации символического образа журавля в китайской и японской живописи.

Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром

В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.

Искусство художественного письма

В статье кратко описана одна из отраслей изобразительного искусства — каллиграфия на арабском алфавите из глубокой старины до наших дней.

Компьютерная графика и её роль в современном мире

В статье определяется общая характеристика компьютерной графики. Рассматривается важность компьютерной графики как средства оптимизации рабочего процесса. Также изучаются основные виды информационной графики и выявляется занимаемая ими позиция в миро...

История развития алфавита

В статье рассмотрено понятие «алфавит», древние письменности, виды алфавитов.

Инновационный подход к изучению иероглифического письма

Статья посвящена изучению иероглифической письменности как неотъемлемой части изучения китайского языка. В материале приводится пример анализа иероглифов, где наибольший интерес представляют типы фоноидеограмм. В статье была предложена инновационная ...

Живопись как один из видов изобразительного искусства

В статье рассматриваются различные аспекты живописи: ее роль, история появления, виды и жанры, а также значение в жизни человека.

Похожие статьи

К вопросу обучения китайской иероглифической письменности

Статья посвящена рассмотрению основных трудностей при обучении китайской иероглифической письменности. Выявлены основные этапы формирования знаний, навыков и умений китайской иероглифической письменности. Анализируются способы преодоления трудностей ...

Узбекская ручная вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества

В статье анализируется один из видов прикладного искусства — художественная вышивка. Описываются виды вышитых изделий и виды орнаментов.

Художники-анималисты: западноевропейская и китайская традиции

В статье проводится анализ творчества западноевропейских и китайских художников-анималистов.

Сопоставительный анализ символического образа журавля в китайской и японской живописи

В статье авторы рассматривают особенности интерпретации символического образа журавля в китайской и японской живописи.

Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром

В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.

Искусство художественного письма

В статье кратко описана одна из отраслей изобразительного искусства — каллиграфия на арабском алфавите из глубокой старины до наших дней.

Компьютерная графика и её роль в современном мире

В статье определяется общая характеристика компьютерной графики. Рассматривается важность компьютерной графики как средства оптимизации рабочего процесса. Также изучаются основные виды информационной графики и выявляется занимаемая ими позиция в миро...

История развития алфавита

В статье рассмотрено понятие «алфавит», древние письменности, виды алфавитов.

Инновационный подход к изучению иероглифического письма

Статья посвящена изучению иероглифической письменности как неотъемлемой части изучения китайского языка. В материале приводится пример анализа иероглифов, где наибольший интерес представляют типы фоноидеограмм. В статье была предложена инновационная ...

Живопись как один из видов изобразительного искусства

В статье рассматриваются различные аспекты живописи: ее роль, история появления, виды и жанры, а также значение в жизни человека.

Задать вопрос