Краткий исторический очерк развития шрифта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 12.03.2016

Статья просмотрена: 1979 раз

Библиографическое описание:

Буронов, И. Ф. Краткий исторический очерк развития шрифта / И. Ф. Буронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 878-880. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26806/ (дата обращения: 17.12.2024).



Общение людей при помощи письменных знаков — шрифта — одно из величайших достижений человечества. Слово «шрифт» (schrift) — от немецкого означает — письмо, начертание букв. Шрифт — это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве. Письменность является частью общей культуры каждого народа и частью мировой культуры. История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность. Сложный и делительный путь претерпел рисунок знаков, прежде чем он превратился в алфавит. Из истории мировой письменности известны четыре вида письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое, буквенно-звуковое. Значительно позже, в эпоху образования государств и развития торговли, в Китае и Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, письмо при помощи идеограмм, а не букв. Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмо древние египтяне писали на папирусе — писчем материале из стеблей тростника. Первых алфавитов дошло до нашего времени немного. В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось различное количество букв, например, в современном итальянском — 21, в русском — 33, в чешском — 39, в армянском — 39. Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой алфавит, который появился около XI веке до н. э. Он был создан финикийцами и явился прообразом многих алфавитов мира. От финикийцев алфавитное письмо перешло (VIII-VII в до н.э) древне грекам. Древнегреческий шрифт весьма прост и выразителен. Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник. Предполагается, что от греческого алфавита (возможно, через посредство этрусского) произошло латинское письмо древних римлян (III в. до н.э) В дальнейшем латинское письмо стало международным. Самый древний почерк латинского письма носит название «капитальное письмо» (I-V вв.) или «капитальный шрифт». Надписи этим шрифтом выполнялись на папирусных свитках и пергаментных кодексах (деревянных книгах). На папирусе писали тростниковым пером, а пергаменте — гусиным, на каменных плитах буквы высекались. Для более быстрого написания текста появился шрифт «курсив» (в переводе с латинского «наклонный»). Его буквы значительно упростились, но несколько потерялась четкость и красота, а, следовательно, удобочитаемость. В VII-IX вв. появляется шрифт полу инициал. Буквы полу инициала имели удлинения сверху и снизу. Этот шрифт был переходным к курсивному минускульному письму.

Рис. 1. От иероглифа к букве

Минускул в переводе с латинского — маленький широко применялся в Европе. Писали тогда на восковых табличках. Затем в IX в. получили дальнейшее развитие варианты каллиграфических шрифтов, которые на протяжении столетий почти не менялись и были некоторым тормозом в развитии шрифтов.

Рис. 2. Эволюция буквенно-звукового письма (на примере нескольких знаков)

Римское письмо было неудобочитаемым, потому что оно выполнялось без интервалов между словами. Буквы текста скорее вычерчивались, чем писались. В эпоху средневековья письмо было привилегией писцов, которые придавали немало значение красоте букв в тексте. К VII в. первоначальный минускул претерпевает изменения и получает свое завершение в каролингском письме, названном в честь правления во Франции династии Каролингов. К концу XI в. Каролингский минускул господствовал во многих стран Западной Европы.

В конце XI начал XII в. стал складываться новый по форме букв шрифт с острыми штрихами под названием готический. Он существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Готический шрифт получил широкое распространение по всей Европе — в Германии, Франции, Англии и др. Этот шрифт явился новой ступенью в развитии латинской письменности. В XIV в. в Италии, во Франции, появляются образцы так называемого гуманистического письма, ничего общего не имеющего с готическим шрифтом. Этот шрифт по времени совпал с эпохой Возрождения, и поэтому его еще называли ренессанс — антиква. Немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг изобрел способ печатания книг. Первые его книги печатались готическим шрифтом, поскольку антиква у немцев распространения не имела. Первые правила по построению латинского шрифта были опубликованы Лукой Пачули, учеником Леонардо да Винчи в 1509 г. Пачули предлагал строить буквы на основе квадрата, используя для этого его диагонали и вписанную в него окружность. Создателями славянской азбуки были монахи — миссионеры — братья Кирилл и Мефодий. С именем Кирилла связана азбука древнерусского письма получившая название «кириллицы». Впервые была создана азбука с четкой и ясной графикой знаков. В основу было положено греческое уникальное письмо. Новая азбука была распространена по всему государству. Начиная с ХV в. в написании заглавий книг применялось особое письмо — вязь. Вязь представляла собой декоративное письмо, с помощью которого выделялись заглавия в виде непрерывного равномерного орнамента. Первые книги, напечатанные Иваном Федоровым, славились красиво выполненной вязью (гравированной на дереве).

Основные термины (генерируются автоматически): шрифт, готический шрифт, Европа, I-V, III, VII, VII-IX, VIII-VII, алфавит, латинское письмо.


Задать вопрос