В статье рассмотрены условия и способы формирования творческого потенциала у школьников в процессе работы со шрифтами. Проанализированы основные понятия и приемы шрифтовой графики. Проведено исследование между учениками средней общеобразовательной школы, в результате которого было выявлено, что каллиграфия и шрифтовая графика влияет на личностные качества школьников и их творческие способности.
Ключевые слова: шрифт, графика, каллиграфия, творчество, школа.
Keywords: font, graphics, calligraphy, creativity, school
В современном мире каждый встречается с таким понятием, как шрифт. Шрифт — это одно из важнейших средств визуальной коммуникации. Он сопровождает нас в повседневной жизни, будь то статья в журнале, вывеска в магазине, электронный документ или компьютерная игра. Шрифтовая графика, как один из элементов искусства, оказывает немалое воздействие на творческое развитие людей, а в частности детей. Впервые они сталкиваться со шрифтами еще в детстве, и на протяжении всего взросления взаимодействуют с ними. Очень важно, чтобы изучение искусства шрифтов было целостным и полным. Однако, в современных школах, данной теме уделяют все меньше внимания, хотя она влияет на важные психологические и эмоциональные аспекты становления личности.
Целью данной статьи является рассмотрение шрифтовой графики, как компонента, влияющего на творческий потенциал школьников. Исходя из этой цели были поставлены следующие задачи: изучить теоретические аспекты, связанные со шрифтовой графикой, провести исследование, выявляющее значимость шрифтовой графики, составить отчет о влиянии шрифтовой графики на творческие способности.
Известный типограф Ян Чихольд сказал: «Хороший шрифт — такая же сложная задача, как хорошая живопись или скульптура» [9]. Основываясь на его высказывании, можно смело заявить, что изучение искусства шрифта так же важно, как и изучении рисунка, графики, живописи и скульптуры.
Традиционно шрифтом называют комплект строчных и прописных символов, знаков препинания, цифр и спецсимволов одного размера и начертания для отдельной гарнитуры [4].
Изобретение шрифта берет свое начало в эпоху изобретения письменности, которое является одним из самых больших достижений человечества.
С развитием письма и появлением школ, где учили писать, стала формироваться привычка писца и читателя к знакам определенного типа. Так родилась каллиграфия [2].
Искусство каллиграфии чрезвычайно популярно и по сей день. Английский педагог Байрон Макдональд рекомендовал это занятие каждому способному держать перо, от шести до шестидесяти лет [6].
Каллиграфия — это искусство красивого и четкого письма. Это своеобразный угол зрения, это модель, которая состоит из таких элементов, как точка, линия, поверхность, чёрное и белое пространство [7]. Она воздействует на правое полушарие, отвечает за правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, тем самым влияя на творческие способности. Каллиграфия воспитывает такие качества, как усердность, внимательность, наблюдательность, а также развивает моторику рук. Можно сказать — это все те черты и особенности, которых не хватает современным школьникам. Именно поэтому занятия каллиграфией так важны в общеобразовательных школах.
Для большего понимания данной темы стоит лучше разобраться в понятии шрифтовой графики, изучить способы и приемы ее создания.
Шрифтовая графика — это искусство создания графических произведений с помощью шрифта или на его основе. Она способствует формированию графической шрифтовой культуры и развитию художественно — творческих способностей личности.
В наши дни шрифтовая графика — это мощнейшее средство креативного дизайна. Она приобрела самые необычные формы применения, например, каллиграмма — тесное слияния шрифта и изображение. Это способ творческой организации шрифта, в каком-то смысле — графическая игра, когда текст ложится в рамки очертания рисунка и своим расположением создает иллюстрацию. Каллиграмма стимулирует образное мышление, развивает наблюдательность, умение сосредоточиться [1].
Другая форма применения — это шрифтовой коллаж. Коллаж — это технический приём создания живописных или графических произведений путём наклеивания отличающихся от основы предметов и материалов. Это один из видов арт-терапии, которая направлена на коррекцию психического состояния человека, восстановление положительных эмоций, привлечение радости, удачи и успеха [5].
Третий прием — это креативная типографика. Типографика — это искусство расположения/создания композиции из наборного материала на плоскости листа [3]. Типографика работает с текстом как с графической структурой, рассматривая печатные блоки в качестве элементов композиции. Любой объект текстового пространства становится частью целого, и связан с остальными элементами макета определенными отношениями через пропорции, форму, цвет, динамику движения. При этом не запечатываемое поле листа также является важным звеном этой композиционной игры [8].
Четвертым приемом является трафарет. Можно сказать, что трафарет — это приспособление, которое используются для нанесения на поверхность разнообразных символов и изображений; также этим термином обозначают изображение, созданное с помощью данного приспособления. В искусстве трафарета высоко ценится точность и чистота исполнения формы.
Завершающим приемом является шрифтовой плакат. Обычно он лишен всякого украшения и зрительно воздействует на человека гармонической слаженностью всей композиции, характером рисунка букв, его органической связью с содержанием, цветовым строем, ритмом. Благодаря изучению шрифтового плаката, ребята научатся композиции элементов, ритму, стилевому единству и акцентировке шрифтовой композиции.
Учащимся средних классов МБОУ ХТЛ г. Кирова, было дано задание создать при помощи приемов стилизации собственный шрифт. Работы лицеистов оценивались по следующим критериям:
− Оригинальность идеи (10 баллов)
− Креативный подход к реализации идеи (10 баллов)
− Соблюдение единой стилевой композиции (10 баллов)
− Выразительность и целостность композиционного решения (10 баллов)
− Качество выполнения (10 баллов)
По выполнению задания, работы учащихся были проанализированы и оценены баллами. Всего было рассмотрено 24 работы. На основе данных были составлены диаграммы (рис. 1–5).
Рис. 1.Рис. 2
Рис. 3.Рис. 4.
Рис. 5
Исследование показало, что все учащиеся выполнили задание соответственно, показали навыки владения различными художественными материалами, проявили свою оригинальность и неординарность, были аккуратны и грамотны. Из этого следует, что большая часть работ получила высокие баллы.
Шрифтовая графика и каллиграфия являются эффективным способом изучения изобразительности, стилистики, конструкции, пластики, пропорции и ритма. Таким образом, они позитивно сказываются на творческой деятельности учащихся.
Литература:
- Безрукова Е. Шрифты: шрифтовая графика: учеб. пособие для СПО / Е. А Безрукова, Г. Ю. Мхитарян; ПОД науч. ред. Г. С. Елисеенкова. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт; Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2019. — 116 с. — (Серия: Профессиональное образование).
- Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2013. — 596 с.
- Королькова А. Живая типографика — М.: IndexMarket, 2012. — 224 с.
- Крейг Дж. Скала И. Шрифт и дизайн. Современная типографика / Пер. с англ. А. Литвинова, Л. Родионовой. — СПб.: Питер, 2016. — 176 с.
- Литвинчук В. Коллаж: чем он полезен? URL: https://shkolazhizni.ru/world/articles/60246/
- Проненко Л. И. Каллиграфия для всех — Москва: Книга, 1990. — 248 с.
- Пу Ю. Каллиграфия и здоровье. URL: http://calligraphy-expo.com/participants/Yuan_Pu/kalligrafiya-i-zdorov_e
- Филиппова М. Г. Основы композиции в типографике [Текст] / М. Г. Филиппова — Шадринск, 2014.
- Чихольд Я. Образцы шрифтов — М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2018. — 248 с.