Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 12.08.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Солоненко, Л. А. Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству / Л. А. Солоненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117064/ (дата обращения: 16.08.2024).



Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности обеспечивает развитие навыков, которые могут быть упущены стандартными методиками. Это не только стимулирует творческие способности, но и укрепляет критическое мышление, эмоциональную сферу и навыки коллективного взаимодействия. Из опыта работы автор демонстрирует, что изучение методов продемонстрировало высокую эффективность в развитии детей. Создание творческой среды и дифференцированный подход к обучению позволили адаптировать занятия под индивидуальные потребности каждого ребенка.

Ключевые слова : младшие школьники, изобразительное искусство, нетрадиционные техники, монотипия, квадратная графика, роспись по ткани, эбру, рисование песком, творческое развитие, критическое мышление, эмоциональное развитие, коллективное взаимодействие, дифференцированный подход, художественное творчество.

Изобразительное искусство является важным компонентом гармоничного развития личности, особенно для младших школьников. Возраст 7–11 лет — это период высокой восприимчивости к различным видам деятельности, в том числе и к художественному творчеству. Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников способствует развитию навыков, которые не всегда могут быть усвоены в рамках стандартных методик.

В младшем школьном возрасте дети особенно остро воспринимают новые впечатления и готовы к экспериментам с различными материалами и техниками. Традиционные методы изобразительного искусства, такие как рисование и лепка, способствуют развитию базовых навыков и могут быть дополнены нетрадиционными техниками. Использование таких методик, как монотипия, коллаж, рисование пальцами или песком, позволяет детям проявить свою индивидуальность и экспериментировать, что способствует всестороннему развитию их творческих способностей.

Нетрадиционные техники изобразительного искусства способствуют развитию моторики, координации, а также сенсорного восприятия. Эти навыки крайне важны для общей школьной успеваемости и успешного освоения других учебных дисциплин. Например, занятие рисованием пальцами не только развивает моторные навыки, но и помогает лучше понять текстуры и формы, что может быть полезно при изучении математики и естественных наук. Работы в разных техниках активизируют нетрадиционное мышление, что также развивает способности к решению нестандартных задач и повышает креативность детей.

Кроме того, использование нетрадиционных техник способствует улучшению эмоционального состояния и психологического здоровья младших школьников. Художественное творчество помогает детям выражать свои эмоции, справляться с волнением и стрессами, что особенно важно в их повседневной жизни. При занятиях в групповой форме, использование различных техник способствует формированию коллективного духа и совершенствованию навыков общения и сотрудничества среди детей. Такие занятия являются не только способом самовыражения, но и мощным инструментом для адаптации и социализации внутри школьной среды.

Гармоничное развитие личности невозможно без творческой самореализации, и нетрадиционные техники изобразительного искусства предоставляют уникальную возможность для младших школьников раскрыть свой потенциал. Учителя и родители, поддерживая и поощряя интерес к художественному творчеству, способствуют созданию благоприятной среды для роста и развития будущих успешных и уверенных в себе людей. Важно помнить, что, разносторонне развивая детей, мы вкладываем в их будущее и обеспечиваем им возможность стать полноценно гармоничными личностями.

Так, изобразительное искусство помогает развивать у детей не только творческие способности, но и критическое мышление, эмоциональную сферу, а также навыки взаимодействия в коллективе.

Мнение педагогов и психологов о значении нетрадиционных техник разнятся.

Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал: «Творчество детей не знает границ, и наша задача — дать ему свободно развиваться» [1]. Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности помогает именно в этом: оно освобождает ребенка от рамок и позволяет экспериментировать.

Л. С. Выготский, выдающийся психолог, подчеркивал важность творчества для развития высших психических функций. «Каждый рисунок ребенка — это маленькое открытие, шаг на пути формирования его внутреннего мира» [2].

В. А. Кан-Калик, исследователь педагогического творчества, писал: «Важность разнообразия художественных техник не может быть недооценена — оно способствует становлению гибкого мышления у учащихся» [3].

Известный психолог и педагог А. И. Савенков также отмечал: «Нетрадиционные методики обучения позволяют детям подходить к решению задач с нестандартных позиций, что крайне важно для их дальнейшего интеллектуального и личностного развития» [4].

Наконец, Е. Н. Мантурова, эксперт в области педагогики и искусства, считает, что «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет детям более глубоко усвоить материал и развить свои индивидуальные художественные способности» [5].

Рассмотрим примеры нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Монотипия — техника, в которой создается единичный оттиск с окрашенной поверхности. Это позволяет детям экспериментировать с формами и цветами, не боясь ошибиться.

Квадратная графика — основной акцент делается не на сюжете, а на абстрактных формах и линиях. Этот метод помогает развивать аналитическое мышление и визуальную эстетику.

Роспись по ткани — позволяет детям экспериментировать с разными текстурами и материалами, развивая тактильные ощущения и координацию движений.

Эбру (рисование на воде) — творческий процесс создания изображений на поверхности воды, который затем переносится на бумагу. Это уникальная техника, развивающая терпение и внимание к деталям.

Рисование песком — ещё один мощный инструмент для развивающего творчества, который предоставляет детям возможность почувствовать себя автором своего маленького чуда.

Коллаж позволяет детям экспериментировать с цветом, фактурой и формой, развивая свою креативность. По мнению известного педагога В. А. Сухомлинского: «Искусство коллажа развивает умение видеть необычное в обычном и формировать художественное и образное мышление детей» [1].

Граттаж или техника «выцарапывания» развивает моторику рук и аккуратность, что особенно важно для младших школьников. К. Д. Ушинский подчеркивал: «Развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием мыслительных способностей ребенка» [4].

Возрастающий интерес к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности в обучении младших школьников объясняется стремлением педагогов к интеграции новых, более эффективных методик обучения, которые способствуют развитию творческих и когнитивных способностей детей. Это становится особенно актуальным в период интенсивного развития технологий и информации, когда необходимы новые подходы к образовательному процессу.

Опыт работы показывает, что данная сфера включает в себя несколько ключевых аспектов: введение инновационных методик, создание творческой среды, дифференцированный подход к учащимся и оценка результатов.

В процессе внедрения нетрадиционных техник изобразительной деятельности были использованы методы, такие как рисование песком, работа с текстурированными материалами (глина, ткань, бумага разных типов), создание коллажей и использование природных материалов. Эти методики способствовали развитию креативного мышления и моторики у детей, а также позволяли раскрыть потенциал каждого ребенка индивидуально.

Создание творческой среды включало организацию тематических мастерских и студий, где детям предоставлялись различные материалы и инструменты для свободного творчества. Внимание уделялось не только результатам, но и самому процессу создания произведений, что способствовало развитию любознательности и исследовательского интереса у учащихся.

Дифференцированный подход к обучению включал адаптацию методик под интересы и уровень подготовки каждого ребенка. Регулярное наблюдение за учащимися и работа в тесном контакте с ними позволяли корректировать учебные планы и выбирать наиболее подходящие техники для каждой группы детей.

Оценка результатов включала в себя не только анализ конечных работ, но и наблюдение за прогрессом детей в течение учебного года. Учитывались такие показатели, как уровень включенности в процесс, умение работать с разными материалами, способность к самостоятельному выбору техник и их комбинации, а также эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников продемонстрировало высокую эффективность. Дети становились более уверенными в своих силах, активно проявляли креативность и интерес к искусству, что способствовало не только развитию их художественных навыков, но и общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Таким образом, нетрадиционные техники изобразительной деятельности обладают значительным потенциалом в обучении и развитии младших школьников. Они помогают детям открывать новые горизонты и развивать в себе способности, которые будут полезны на протяжении всей жизни.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. «Воспитание у школьников интереса к самообразованию». Академкнига, 1982.
  2. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Просвещение, 1967.
  3. Кан-Калик В. А. «Педагогика творчества». Просвещение, 1986.
  4. Савенков А. И. «Творческая работа в начальной школе». Лаборатория знаний, 2003.
  5. Мантурова Е. Н. «Методические рекомендации для учителей изобразительного искусства». Издательский центр «Академия», 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, изобразительное искусство, ребенок, техник, художественное творчество, дифференцированный подход, критическое мышление, развитие, рисование песком, творческая среда.


Похожие статьи

Задать вопрос