На начальном этапе обучения английскому языку важную роль играет письмо. Оно помогает стабильному усвоению лексико-грамматического пласта нового иностранного языка, а также способствует овладению всеми видами речевой деятельности.
При обучении технике письма в начальных классах особое внимание уделяется формированию у учеников орфографических и графических навыков. Обучающиеся знакомятся со звукобуквенным соответствием в словах в английском языке на первом этапе. Овладение техникой письма происходит быстрее при обучении технике чтения параллельно с ней. Некоторые ученики сталкиваются с трудностями написания буквосочетаний, непроизносимых гласных или согласных букв, и при этом снижается мотивация к обучению, что приходится корректировать многочисленными игровыми заданиями на повторение.
В школе на уроках английского языка дети тренируются регулярно писать только печатные латинские знаки, что способствует улучшению навыка чтения. Сначала учащиеся хорошо запоминают похожие русские и английские буквы (Aa, Cc, Ee, Kk, Oo, Pp, Xx), потом частично совпадающие буквы (Bb, Gg, Hh, Nn, Uu, Tt) и последними фиксируются в памяти буквы, которые сильно отличаются от русской знаковой системы (Ff, Jj, Qq, Rr, Ss, Vv, Ww, Zz). Также стоит отметить, что в английском языке есть буквы похожие по написанию на русские буквы (например, c, n, p, x, y и др.), но произношение их сильно отличается. В многочисленных игровых упражнениях таких, как соедини буквы, лото, морской бой, загадки, классики и т. д. можно закрепить все буквы и звуки. На этом знакомство с буквами заканчивается.
При знакомстве с новым языком ребенку следует усвоить каллиграфический и графический навыки. Под графическим навыком понимается «навык написания букв и соединение их в слоги или слова» [1]. Под каллиграфическим навыком подразумевают «навык правильного красивого и быстрого написания букв и буквосочетаний, как отдельно стоящих, так и в словах» [1]. Ребенок учится писать правильно буквы алфавита, потом овладевает звукобуквенными соответствиями и буквосочетаниями, корректным написанием самых распространенных слов, которые входят в пассивный и активный словарный запас школьника, а на более сложном этапе изучает словосочетания, фразовые глаголы, предложения и идиомы.
В век современных информационных технологий считается излишним учить детей письменным буквам, поэтому дети пишут буквы без соединений, как в алфавите. Печатные буквы ученикам встретятся по всюду: в книгах, в Интернете, в аэропорту, в играх, в названиях магазинов, в иностранных песнях или фильмах и т. п., а письменные буквы очень редко, но большинство детей заинтересованные в изучении их.
В начальных классах дети могут путать буквы друг с другом или с русскими буквами, поэтому введение рукописных букв приведет к увеличению количества ошибок и нагрузки на ребят. У пятиклассников и учащихся постарше изучение красивого каллиграфического почерка вызывает большой интерес. При выполнении творческой работы, написании письма, оформлении открытки дети просят помочь с написанием слов письменными буквами. Использование элементов каллиграфии повышает мотивацию учащихся к более глубокому изучению английского языка и прививает у них любовь к этому предмету.
Применение несложных упражнений позволяет детям почувствовать себя успешными с первых слов. Первое упражнение — написание букв в воздухе учителем, а дети повторяют за ним. При этом реализуется важный принцип обучения письму — принцип наглядности. Второе задание — записать букву в тетрадь по образцу. На этом этапе ребенок осознает правильность написания высоты букв, формы и наклона, запоминает положение листа и своего тела, а также последовательность соединений. Третья тренировка — учитель записывает часть буквы, а ребенок дописывает её и т. д. Учителю нужно регулярно повторять с учениками написание букв, порционно выдавая материал с учетом индивидуальных особенностей.
При обучении письменным буквам наиболее эффективными показали себя методы [2]:
Копировальный метод — это метод, при котором дети обводят по тонким линиям или точкам прописи, написанные их педагогом.
Линейный метод — это метод, при котором дети пишут на листах в косую линейку, где есть ограничения линиями по ширине, высоте и наклону букв.
Метод Карстера — метод для развития движений рук специальными упражнениями, чтобы движения стали быстрыми, уверенными и свободными.
Ритмический метод — метод, при котором дети пишут в определенном темпе одинаковом для всех учащихся под счет учителя.
Объединение всех этих методов приводит к наиболее качественному и быстрому результату. Дети с удовольствием пишут в листах в косую линейку, повторяя буквы по учительским прописям под ритмичную музыку, счет учителя или одноклассника. Ритм помогает поддерживать необходимую скорость. На начальном этапе она более медленная, но постепенно темп увеличивается на более высоких уровнях. Тренировки Карстера эффективны для проведения подготовки руки к письму и физкультминуток между написанием строчек. Многие упражнения дети используют потом и на других предметах.
Процесс усвоения учениками красивого почерка достаточно трудоемкий и затратный по времени, поэтому на каждом уроке педагог дает только одну букву и желающие учиться фиксируют её у себя в тетради. После обучения буквам ученики тренируют написание подписей, словосочетаний, фраз и предложений. Самые творческие и активные могут к концу года написать целое письмо красивым узорчатым почерком.
С каждым уроком количество желающих, которые хотят попробовать свои силы растет потому, что они видят, как у других красиво и легко получается. Каждый ученик знает, что его ошибки никто не будет оценивать, он всегда может прекратить заниматься каллиграфией, а своими успехами он может поделиться с учителем, с единомышленниками и родителями.
Многие учащиеся оставляют на память учителю свои работы: полезные фразы для урока, красивые цитаты или пожелания. Они служат украшением класса и их выставляют на выставке на неделе Наук. Таким образом дети выражают свои эмоции и чувства не только через рисунки или поделки, но и через каллиграфию. Прекрасный ровный почерк становится занимательным хобби. Некоторые учащиеся приобретают новую мечту и хотят связать свою жизнь с этой областью, став учителем каллиграфии, графическим дизайнером или леттерером.
Учащиеся средних и старших классов не путают печатные и письменные буквы, поэтому изучение письменных букв не вызывает дополнительных трудностей и приносит радость. Они используют их по назначению. Для уроков и домашних заданий используют печатные буквы, а для творческих заданий — письменные буквы. Ученики по завершению уроков самостоятельно ищут любимые цитаты, стихотворения, анекдоты, песни на английском языке и переписывают их курсивом. Некоторые из них составляют списки покупок для магазинов, записывают свои мысли и чувства письменными буквами в своих дневниках, сочиняют стихотворения или рассказы.
При обучении каллиграфии ученики узнают, как правильно сидеть за партой, как пользоваться пером и тушью, как делать соединения между буквами, как нужно применять декоративные элементы при создании шрифтовых композиций. Каллиграфия помогает тренировать мозг, развивает творческий потенциал, способствует улучшению памяти, концентрации внимания и усидчивости, прививает аккуратность и внимательность при выполнении любых письменных работ. Объем и скорость написания работ заметно увеличиваются в любых школьных предметах по опросам ребят. Дети понимают, что красивым почерком они показывают своё уважение к читателю.
Таким образом каллиграфия служит толчком к изучению английского языка и благотворно влияет на успеваемость по другим предметам.
Литература:
- Белялова В. В. Сравнительный анализ графических систем английского и русского языков в аспекте обучения иноязычному письму младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. // Magister Dixit. № 2. М: ФГБОУ ВО МГЛУ, — с. 27–36.
- Новикова М. И. Техника письма на разных этапах обучения английскому языку. // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — М.: Пензенский государственный технологический университет, 2019. — с. 73–78.