Эффективная организация селективного сбора вторичного сырья в первую очередь должна строиться с учетом мнения и интереса субъектов, образующих вторичное сырье, т. е. самого населения. Опыт многих развитых стран показал, что селективный сбор вторичного сырья наиболее успешно происходит в случае роста самосознания и ответственности самих жителей в сфере экологии и обращения с бытовыми отходами, при создании необходимых инфраструктурных условий для раздельного сбора вторичного сырья, а также от действующей системы штрафов и материального поощрения [1]. На сегодняшний день в Краснодарском крае, даже если население морального готово к раздельному сбору вторичного сырья, то не может им заниматься ввиду отсутствия урн для разных видов отходов, отсутствия форм материального поощрения, и, прежде всего, организаций, устойчиво функционирующих в сфере раздельного сбора ТБО в крупных городах нашего края.
На наш взгляд, наглядное представление о формировании необходимой инфраструктуры для раздельного сбора вторичного сырья в крупных городах Краснодарского края отражают результаты проведенного нами опроса жителей города Краснодара в составе 90 чел. Опрос проводился по вопросам анкеты, составленной нами с рядом сотрудников Кубанского государственного аграрного университета. Рассмотрим некоторые результаты проведенного опроса, представляющие для нас особый интерес, в частности отметим следующее (рисунок 1):
Рис. 1. «Какая из приведенных характеристик является для вас определяющей в принятии решения об участии в селективном сборе ТБО?»
– около 15 % опрошенных горожан отметили, что для успешной организации селективного сбора ТБО необходимо создавать материальные стимулы для жителей, так как в условиях снижения качества жизни для части граждан возможность снижения затрат или получения дополнительного дохода может стать существенным стимулом для горожан;
– 35 % опрошенных граждан большое внимание уделили возможности сдавать все виды вторичного сырья в одном месте, а также наличии системы учета сданного ТБО для дальнейшего материального поощрения домохозяйств.
– 40 % опрошенных респондентов среди определяющего фактора для своего участия в раздельном сборе ТБО отметили непосредственную близость от их места проживания пунктов сбора вторичного сырья, при этом материальное поощрение для этой части опрошенных граждан не является принципиальным;
– 10 % граждан подчеркнули важность наличия информации о том, где производится сбор вторичного сырья, и только для половины респондентов оплата за сданное вторсырье имеет значение.
О большой значимости экономических стимулов для развития селективного сбора ТБО в г. Краснодар свидетельствуют показатели рисунка 2.
Рис. 2. «Готовы ли вы заниматься селективным сбором ТБО, если не будете получать материального вознаграждения за раздельный сбор отходов?»
Исходя из выше сказанного можно отметить тот факт, что важным условием для организации селективного сбора вторичного сырья в г. Краснодар, является наличие экономических стимулов для населения и удобных пунктов сбора ТБО. В этой связи при организации селективного сбора вторичного сырья в Краснодаре предпочтение целесообразно отдавать организации платных пунктов сбора вторичного сырья или системе селективного сбора отходов с соответствующим снижением коммунальной платы за вывоз отходов для тех физических лиц, кто занят сортировкой вторсырья.
Также отметим, что, по мнению работников ЖКХ МО г. Краснодар, в современных условиях использование отходов из действующих мусорных контейнеров для последующего раздельного сбора вторичного сырья во многом затруднено тем, что в контейнерах пищевые отходы находятся вперемешку со вторичным сырьем. В тоже время результаты опроса населения показывают, что большая часть из них готова заниматься первичным раздельным сбором отходов (рисунок 3).
Рис. 3. «Готовы ли вы разделять в разные ведра пищевые и прочие отходы (стекло, метал, упаковка, батарейки и др.)»
Так из рисунка 3 видно, что практически 95 % опрошенных граждан осознают важность и готовы в процессе образования отходов сразу вести раздельный сбор пищевых отходов и прочих, потенциально пригодных для раздельного вторичного сырья. На наш взгляд, при обустройстве вновь создаваемых городских районов также целесообразно учитывать мнение граждан, о чем наглядно свидетельствуют данные рисунка 4.
Нам представляется, что необходимость повторного и многократного использования вторичных ресурсов путем вовлечения части отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья уже доказана многолетней практикой во многих странах мира, как с экономической, так и с экологической точки зрения. Поэтому отношение к вторичному сырью в Краснодарском крае необходимо строить с позиций воссоздания системы заготовки и переработки вторичного сырья под законодательной и распорядительной опекой региональных и муниципальных органов власти.
Рис. 4. «Считаете ли Вы, что необходимо создание во дворах отдельных площадок для сбора крупногабаритных отходов (старая мебель, бытовая техника)»
На наш взгляд, совершенствование регионального и муниципального управления развитием селективного сбора вторичного сырья позволит получить Краснодарскому краю ряд положительных социально-экономических и экологических эффектов:
– увеличится уровень повторного использования ТБО и снизить использование природных ресурсов;
– стимулирование создания новых предприятий в мусороперерабатывающей сфере деятельности нашего региона;
– улучшиться сырьевая обеспеченность производств, использующих в производственном процессе вторичное сырье;
– снижение цен на товары на потребительском рынке за счет удешевления их производства при использовании более дешевого вторичного сырья;
– рост занятости местного населения и сокращение безработицы;
– заметно снизится загрязнение бытовыми отходами окружающей среды.
Также можно отметить возможные преимущества для самих предприятий, вовлеченных в мусорный бизнес, таких как:
– доходы, полученные как разница между ценой покупки вторичного сырья у населения и ценой продажи вторсырья перерабатывающим предприятиям;
– доходы от продажи сданной населением и отремонтированной бытовой техники.
Для самого населения выгоды от развития селективного сбора вторичного сырья могут выражаться в следующем:
– формирование дополнительных доходов от сдачи вторичного сырья в пункты приема;
– улучшение санитарного состояния и эстетического вида города.
Важно отметить, что унитарная система сбора вторичного сырья является важным преимуществом в развитии селективного сбора ТБО на территории Краснодарского края, так как позволяет муниципальным и региональным органам власти осуществлять постоянный мониторинг и регулирование движения бытовых отходов, их накопление и использование. Среди основных и главных причин сдерживающих развитие селективного сбора в крае можно отнести необходимость больших инвестиций в строительство мусоросортировочных станций и перерабатывающих заводов, а также длительные сроки окупаемости инвестиций в мусорном бизнесе, что при сохранении существующих условиях кредитования и налогообложении предприятий отталкивают потенциальных инвесторов от финансирования данной сферы деятельности [2, 3, 4].
В этой связи можно отметить, что именно институциональные причины в современных условиях обуславливают причины сдерживающие развитие селективного сбора вторичного сырья на территории Краснодарского края, что в свою очередь подчеркивает важность совершенствования регионального управления данной сферой деятельности. На наш взгляд, именно создание ряда действенных льгот и соответствующих институциональных условий в виде использования льготных кредитов и механизма государственно-частного партнерства позволят стимулировать развитие селективного сбора вторичного сырья в нашем регионе.
Литература:
- Мубаракшина Ф. Д. Современные проблемы и технологии переработки мусора в России и за рубежом / Ф. Д. Мубаракшина // Известия КГЛСУ. — 2011. — № 4. — С. 91–99
- К вопросу о повышении эффективности государственного управления национальной экономикой / Андреев С. Ю. // материалы Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки», 2015. — С. 87–90
- Роль инновационной деятельности в развитии отечественного бизнеса / М. Б. Темиров, С. Ю. Андреев // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 197–199.
- Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края / Андреев С. Ю., Тауш Л. Э. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2010. — № 55. — С. 207–213.