Без малого и среднего бизнеса у нашей страны нет будущего [1]
Понятие бизнеса (от англ. business — дело, антерпренерство).
«Бизнес» — это в первую очередь «деятельность», «занятость».
По мнению англоговорящего, квалифицированный рабочий на заводе занимается бизнесом, а продавец на рынке — нет. Настоящий бизнес предполагает, прежде всего, производство — качественное изготовление, изобретение нового. Бизнес предполагает умение досконально разбираться в предмете своей деятельности и выкладываться в нём «на полную катушку», особенно не заботясь, «что вам есть и что пить» (как сказано в «Евангелие»).
Бизнесом называют самостоятельную экономическую деятельность, осуществляемую на свой страх и риск и направленную на постоянное получение прибыли вследствие пользования нематериальными активами и/или имуществом, а также выполнения работ, продажи товаров или предоставления каких-либо других услуг, не запрещенных законодательством.
Бизнес является самым важным атрибутом рыночной экономики, который взаимодействует со всеми ее институтами.
Малые предприятия — по законодательству РФ «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
‒ в промышленности — 100 человек;
‒ в строительстве — 100 человек;
‒ на транспорте — 100 человек;
‒ в сельском хозяйстве — 60 человек;
‒ в научно- технической сфере- 60 человек;
‒ в оптовой торговле — 50 человек;
‒ в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек;
‒ в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица» [2].
Из истории видно, что именно в бурные, переломные времена возродились предпринимательские кланы. В буйное время реформ Петра Великого, усилились уральские промышленники Демидовы. Новое поколение крупных российских предпринимателей появилось на сцене после отмены крепостного права в 1868–1872 гг. В 1990-х решению проблем товарного дефицита способствовали «челноки» — предприниматели индивидуалы, закупавшие товары за рубежом (в Китае, Южной Корее, Турции) и перепродававшие их на территории СССР. Так или иначе, в развитии бизнеса играют значительную роль, увеличивая число собственников, формированию среднего класса, росту доли экономически активного населения и созданию новых рабочих мест. Научно — технический потенциал бизнеса влияет на создание предпосылок развития научно-технического прогресса, культуры и образования, что в целом развивает интеллектуальный потенциал нации.
Тема, на мой взгляд, очень актуальная в наше время, и требует детального изучения бизнеса в целом.
Возможности бизнеса в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьезно. Путь к рынку оказался тернистым. Со всей очевидностью проявились две разнонаправленные тенденции.
С одной стороны, формируются, пусть тяжело и медленно, механизмы рыночных преобразований: совершенствуются методы государственного регулирования экономики, внедряются новые формы собственности, складывается средний класс.
С другой стороны, Россия пока не достигла ощутимого успеха в экономических преобразованиях. Стагнирует внутренний валовой продукт, слабо набирает обороты промышленный и аграрный потенциал. Дают еще себя знать политические катаклизмы переходного периода, отставание создания законодательной базы построения цивилизованного рынка влечет за собой нарушение баланса в экономике: спад производства и инвестиционной активности, отток капитала за рубеж и, как итог, недовольство большей части россиян нынешним уровнем жизни и перспективами и, на этом фоне, предпринимателями, добившимися своей деятельностью успеха. Ныне российский рынок представляет собой еще не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство бизнеса как раз и состоит в умении извлечь пользу из любой ситуации, превратить поражение в победу. Экономическая нестабильность увеличивает риск, она же повышает шансы того, кто умеет правильно оценить ситуацию, прогнозировать потери и прибыли. Таким образом, можно определить предпринимательский риск как деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которого имеется возможность оценить вероятность достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели, содержащихся в выбираемых альтернативах [3, 4].
Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проведен опрос 18–19 мая 2013 года. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Выборка репрезентирует население России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %. Исследование проводилось совместно с Агентством «Социальные сети». Мониторинг публикаций в социальных сетях на тему состояния науки в России проведен 13–26 мая 2013 года с помощью открытых поисковых систем и собственного поискового механизма. Всего обнаружено 486 релевантных публикаций.
Как показали результаты опроса, за последние четыре года россияне стали более негативно оценивать условия для развития частного бизнеса: так, если в 2009 году плохими их считали 44 %, то сегодня — уже 55 %. Отрицательно оценивают ситуацию, прежде всего, жители малых городов и сел (62 %), а также 35–44-летние граждане (63 %). Только четверть опрошенных считают, что условия для развития частного бизнеса в месте их проживания — хорошие (25 %). В основном это жители крупных мегаполисов (36 %), крупных городов (34 %) и 18–24-летние граждане (31 %).
Большинство россиян (72 %), не имеющих собственного бизнеса, сообщают, что не планируют заниматься им и в будущем (в 2011 году таких было 65 %). Планируют заняться предпринимательской деятельностью 16 % опрошенных (два года назад — 20 %) — в основном это 18–24-летние граждане (38 %) и жители мегаполисов (24 %). Еще 7 % опрошенных в прошлом пытались заниматься бизнесом, но неудачно, и еще у 1 % есть свое дело в данный момент.
Относительное большинство тех, кто имеет опыт предпринимательской деятельности, оценивает его как удовлетворительный (47 %). Более трети называют свои попытки организовать бизнес неудачными (35 %) — прежде всего граждане старше 45 лет (41–46 %). Довольны своим опытом предпринимательской деятельности 15 % (в 2009 году — 10 %) — в основном это 25–44-летние граждане (17 %).
Малый и средний бизнес в нашей стране производит пятую часть валового внутреннего продукта (торговый бизнес). Вклад малого и среднего бизнеса в развитие экономики России определяется его гибкостью и мобильностью реагирования на изменение рыночной спроса.
Согласно данным Министерства экономического развития, две из пяти российских компаний — малые. Каждый шестой, а с учетом индивидуальных предпринимателей, каждый пятый, занятый в экономике — это работник малого или среднего предприятия. Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется следующими показателями: предприятия оптовой и розничной торговли составляют более 40 % от всех малых и средних предприятий. 18 % предприятий заняты в сфере услуг, 12 % — строительные компании, 11 % предприятий составляют обрабатывающие производства. Индивидуальные предприниматели работают в основном в сфере торговли и бытовых услуг. 96 % предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств.
Малый бизнес быстрее апробирует инновации. Именно с его развитием связаны надежды на увеличение в социальной структуре нашей страны среднего класса — фундамента социальной стабильности и модернизации. Малый бизнес помогает гражданам, оставшимся без работы, найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов.
Стратегическая задача России в развитии малого и среднего бизнеса до 2020 года, которую ставит правительство, состоит в том, чтобы приблизиться по основным показателям к экономическим развитым странам мира. Доля малых и средних компаний в ВВП должна составлять не менее 40 % (вместо 20 % сейчас). Доля занятых на малых и средних компаниях должна приблизиться к 50 % всего занятого в экономике населения (вместо 20 % сейчас) [5]. Россия должна приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело. Этот показатель составляет 10 % от всех граждан страны. Поэтому одна из основных задач в ближайшее время — это увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса и их вклада в развитие экономики.
На основе Карты проекта «Развитие малого и среднего бизнеса», разработанной Министерством экономического развития выделим ключевые направления реализации государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса.
1) Повышение спроса через доступность государственного и муниципального заказа;
2) Механизм участия малых и средних предприятий в госзакупках;
3) Повышение конкурентоспособности малых и средних компаний за счет субсидий предприятиям- экспортерам;
4) Доступность офисной и производственной недвижимости;
5) Доступность технологической инфраструктуры;
6) Грантовая поддержка предпринимателей;
7) Финансовая поддержка;
8) Сокращение административной нагрузки на бизнес;
9) Формирование института «обратной связи» с предпринимателями через предпринимательские объединения;
10) Пропаганда бизнеса.
В заключении хотелось бы отметить следующее:
Правительством нашей страны проводится ряд мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса. По данным top.rbc.ru на поддержку малого и среднего бизнеса в РФ выделено 1,8 млрд. руб., в т. ч. для Москвы 2,2 млрд. руб., в 2015 году для Москвы выделено 1,4 млрд. руб. Акцентировать внимание необходимо на развитие промышленности и сельского хозяйства. РФ недостаточно используется имеющиеся потенциал производства необходимых товаров и услуг. Малый бизнес должен быть рентабельным, но не за счет нереальных наценок на продаваемый товар, оказываемую услугу, выполненную работу. В наценку не должны входить «бешеные» проценты по кредитам, налоги и прочее. А для этого необходимо государству совсем немного помочь малому бизнесу:
‒ предоставлять субсидии без бюрократизма,
‒ снижать (существенно снижать) процентные ставки по кредитам,
‒ предоставлять реальные налоговые льготы (первый шаг сделан снизился налог на прибыль с 24 до 20 %).
‒ взаимодействовать с крупным бизнесом.
Банкиры скажут, что снижать процентные ставки по кредитам невыгодно, в связи с тем, что ключевая ставка и ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня — 10 %. Но у банка имеются денежные средства, привлеченные по вкладам «до востребования» от населения, где ставка по вкладу составляет менее 1 % в год, за счет этих денежных средств возможно кредитование малого бизнеса по приемлемой для бизнеса % ставке и без ущерба для банков.
Потом же наше государство также будет пожинать хорошие плоды от маленького шага к малому бизнесу, а именно:
‒ новые рабочие места;
‒ обеспечение благосостояния основной массы населения {люди будут иметь достойную жизнь и свободное развитие человека} [6];
‒ будет развиваться производство;
‒ малый бизнес будет выходить из «тени» и приносить доход государству в виде налоговых платежей, а не банкам в виде процентов за кредит.
Бизнесу не важно, кто придет покупать товар — инвалид, студент, олигарх, бизнесу важно получить прибыль, а значит, он должен быть, в первую очередь социально-ориентированным.
Маленький шаг навстречу может вылиться в большое прекрасное будущее. Чтобы достичь великого, нужно начинать с малого, в том числе с малого бизнеса.
Имея собственное производство, способное обеспечить внутренние потребности страны, занятое население и как следствие низкий уровень безработицы, либо ее отсутствие, наша страна выдержит любые «сюрпризы» экономики, которые носят циклический характер.
Мы видим, что в целом, действующая система хотя и позволяет рассматривать и достаточно оперативно решать основные вопросы, связанные с развитием малого и среднего бизнеса, но требует большой гибкости и нацеленности на конечный результат, перенесения центра тяжести на развитие и самофинансирование малого и среднего бизнеса.
Литература:
- Стенографический отчёт о совещании по вопросам снижения административных барьеров для субъектов малого и среднего бизнеса 5 августа 2009 года в Звенигороде // Президент России. URL: http:// www.president.kremlin.ru/transcripts/ 5119 (дата обращения: 31.10.2016);
- cт. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ 30.07.2007, № 31, ст. 4006;
- Рук. авт. коллектива чл.-корр. РАН А. А. Дынкин, Ю. В. Куренков. Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве. — М.: ИМЭМО РАН, 2001. — 12 п.л.;
- Портер М.. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. В. Д. Щетинина.. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.;
- Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России недостаточна — Путин В. В. // Финмаркет. URL: http://www.finmarket.ru/news/3129845/ (дата обращения: 31.10.2016);
- ст. 7 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ 04.08.2014, № 31, ст. 4398.